IV. Знакомство с определением времени по часам.
Учитель просит учащихся рассмотреть рисунок учебника (с. 49, часть 1).
– Что на нём изображено? (Часы.)
– Для чего нужны часы? (Определять время.)
– Умеете ли вы определять время по часам?
– Вы, конечно, знаете, что время показывают удивительные стрелочки, которые движутся по циферблату. Обычно у часов 2 стрелки. Одна двигается медленно-медленно, еле-еле. Посмотрите, какая она толстая и короткая. (Учитель показывает часовую стрелку на модели часов.)
Другая стрелка двигается по кругу побыстрее. Вон она какая длинная и тонкая. (Показ минутной стрелки на модели часов.)
У каждой из них своя работа и своё имя. Короткая и толстая стрелка – часовая.
– Как вы думаете, почему её так назвали?
– Тонкая и длинная стрелка – минутная.
– Она показывает… (минуты).
– Но довольно часто можно встретить часы, у которых не две, а три стрелки. Третья стрелка – самая маленькая и самая «шустрая», она отсчитывает секунды.
Далее учитель просит учеников внимательнее рассмотреть часы на рисунке в учебнике.
– Что в них общего? (У всех минутная стрелка стоит на 12.)
Учитель сообщает детям о том, что если минутная стрелка стоит на 12, то часы показывают только число часов, без минут. Далее учитель просит детей расположить часы по порядку возрастания времени, которое они показывают.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учитель просит учеников рассмотреть часы в задании 4 (с. 11 в тетради № 1).
– Что заметили? (У этих часов пропущены некоторые цифры.)
– Впишите недостающие цифры и определите время, которое показывают часы.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
В заключение урока ученики выполняют задание, способствующее развитию наблюдательности и внимания: сравнивают рисунки на полях учебника (с. 48, часть 1).
VI. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Что особенно запомнилось?
У р о к 30. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. ЦИФРА 7
Цели урока:закреплять у учащихся знание состава чисел 2–7; упражнять детей в записи и чтении равенств; продолжать формировать умение детей составлять и читать неравенства, соотносить число с цифрой; учить писать цифру 7.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Упражнение в умении логически мыслить.
Учителю можно начать урок с задания на смекалку. С этой целью может быть использовано задание 2 (с. 49 учебника, часть 1).
– Какую фигуру чертит заяц? (Круг или шестиугольник.)
– Объясните, как рассуждали.
– Какую фигуру начертила белочка? (Шестиугольник.)
– Почему так решили?
III. Упражнение в счёте предметов и соотнесении числа с цифрой.
Учитель выставляет на наборное полотно разноцветные квадраты и круги. (Может быть использовано задание 2 учебника, с. 49, часть 1.)
– Каким по счёту будет красный квадрат, если считать справа налево?
– Каким по счёту будет зелёный квадрат?
– Сколько всего квадратов?
– Каким по счёту будет жёлтый кружок, если считать слева направо?
– Каким будет розовый кружок?
– Сколько кружков всего?
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о задание 1 (с. 13 в тетради № 1): соотносят количество предметов с цифрой, записанной ниже.
В з а и м о п р о в е р к а.
Учитель выставляет на наборное полотно различные предметы и просит детей цифрой записать их количество.
Например,5 тигрят, 3 котёнка, 1 голубь, 6 грибов, 7 шариков. (Учащиеся не смогут записать количество шариков, так как не учили написание цифры 7.)
– Почему вы не смогли записать число шариков? Чему мы должны научиться, чтобы выполнить задание? (Научиться писать цифру 7.)
Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 7.
IV. Знакомство с цифрой 7.
Подготовка учащихся к восприятию цифры 7. Анализ образца.
Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
С. Маршак
– А что вам напоминает цифра 7?
2. Письмо цифры по э т а п а м:
· в воздухе;
· по точкам;
· самостоятельно (с. 13 в тетради № 1, задание 6).
Упражнение в умении определять состав числа.
Р а б о т а в т е т р а д и.
На доске записаны числа из задания 6 (ч. 2, с. 13 в тетради № 1):
1, 2, 4, 5, 6, 7.
7, 6, 5, 3, 2, .
– Что хотите сказать?
– Какие числа пропущены?
– Запишите пропущенные числа соответствующей цифрой в ваших тетрадях.
– В каком порядке записаны числа верхней строки?
– В каком порядке записаны числа нижней строки?
– А как они расположены на числовой прямой?