Расход на распечатку у специалиста

Цена Количество Стоимость
4 руб. 1350 с. ?

- Можем ли мы ответить на вопрос задачи? (Нет, так как мы не знаем, сколько денег семья должна потратить на бумагу.)

Логические задачи

• На весах, которые находятся в равновесии, на одной чаше лежат 1 морковка и 2 одинаковые редиски. На дру­гой чаше - 2 такие же морковки и 1 такая же редиска. Что легче — морковка или редиска? (Массы морковки и редиски одинаковы.)

• Как с помощью пятилитровой кастрюли и трехлитровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 л воды? (С помощью трехлитровой банки в кастрюлю надо налить 5 л, тогда в банке останется 1 л воды, ее выливаем в ведро. Далее в это ведро добавить Зл воды.)

III. Самоопределение к деятельности

— Составьте задачу по таблице.

  Производительность Время Работа
Мастер 9 д. в час ? }? ? }90д.
Ученик 6 д. в час ?     ?    

— Прочитайте, как называются графы в таблице.

- Какая из величин будет являться произведением, а какие -множителями?

— Что такое производительность? (Работа за единицу време­ни— 1 ч.)

— Как узнать время, за которое выполнит работу мастер?

— Как узнать время, за которое выполнит работу ученик?

— Как узнать, сколько деталей они делали вместе за 1 ч?

— Как узнать время, за которое они вместе сделают эту работу?

— Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке? (Задачи с величинами «производительность», «время», «работа».)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику№270 (с. 66).

— Прочитайте задачу 1.

— Как лучше кратко записать условие задачи? (В таблице.)

— Какие графы будут в таблице?

Производительность Время Работа
10 д. в час ? 70 д.

— Как найти время работы? (Работу разделить на производи­тельность.)

— Запишите решение задачи самостоятельно.

Решение: 70 : 10 = 7 (ч).

Ответ: мастер работал 7 ч.

— Прочитайте задачу 2.

— Какие графы будут в таблице? Сколько в ней будет строк?

— Что обозначают числа 7 и 8? (Производительность первого и второго токарей.)

— Что обозначает число 90? (Общую работу.)

  Производительность Время Работа
Первый токарь 7 д. в час ? ? }90д.
Второй токарь 8 д. в час   ?  

— Что надо узнать в задаче? (Время изготовления при одновре­менной работе.)

— Как узнать общую производительность первого и второго токарей? (Сложить производительность первого и второго токарей.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Взаимопроверка.)

Решение

1)7 + 8=15 (д.) — изготовят за 1 ч при одновременной работе;

2) 90 : 15 = 6 (ч).

Ответ: 90 деталей они изготовят за 6 ч.

— Составьте и решите обратные задачи. (Проверка.)

№273 (с. 66).

— Прочитайте задачу.

— Как называются такие задачи? (Задачи на нахождение неиз­вестного по двум разностям.)

— Как выполним краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)

(Сильные учащиеся выполняют чертеж и записывают решение самостоятельно. Один ученик работает на откидной доске. С теми, кто испытывает затруднения, задачу разбирает учитель.)

— Почему в этом году молока стали перевозить больше? (Ма­шин стало больше.)

— На сколько стало больше машин? (7-5 = 2(м.).)

— Как, зная две эти разности, узнать, сколько тонн молока привозит один молоковоз-гигант?

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка, самооценка.)

Решение

1) 38 : (7 - 5) = 19 (т) - молока привозит один молоковоз;

2) 19 • 5 = 95 (т) — молока привозили в прошлом году;

3) 19 • 7 = 133 (т) — молока привозят в этом году.

Ответ: в прошлом году в город привозили 95 т молока, а в этом году привозят 133 т молока.

(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополни­тельно можно предложить выполнить № 278 (с. 66).)

№271 (с. 66).(Коллективное выполнение с комментированием у доски.)

№272 (с. 66).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, ва­риант 2 - вторая строка. Самопроверка по образцу, самооценка.)

V. Физкультминутка

Встали дети ровно в крут,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу.

VI. Рефлексия

Самостоятельная работа

(См.: сборник самостоятельных и контрольных работ: само­стоятельная работа 24 (с. 65, 66). Проверка.)

- Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?

- Как называются величины в этих задачах?

- Какие вычислительные умения мы совершенствовали?

- Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 272 (третья строка), 274, 277 (пожеланию) (с. 66). Дополнительно: задания из тетради «Проверочные работы» (с. 76, 77) — по выбору учителя.

____________________________

Наши рекомендации