Описание последствий отказов и повреждений | Вероятные причины | Указания по устранению последствий отказов и повреждений |
| Пуск дизеля | |
Топливоподкачивающий насос не создает нормального давления от 0,18 до 0,3 МПа (от1,8 до 3 кгс/см2) | Попадание воздуха в топливную систему. Выход из строя топливоподкачивающего насоса (заело валик, заклинило шестерни) | Откройте кран на нагнетательной трубке и выпустите воздух. Если устранить неисправность невозможно, разрешается работа и следование с поездом до основного депо при питании секции топливных насосов за счет разряжения, создаваемого секциями топливного насоса дизеля с помощью аварийной системы. Для этого выключите автомат «Топливный насос», снимите пломбу с крана (26), откройте кран и пустите дизель. Остановку дизеля произведите выключением тумблера «Пуск-остановка дизеля». По прибытии в депо неисправность устраните, кран (26) закройте и запломбируйте. О снятии пломбы доложите. |
| Загрязнение фильтров тонкой и грубой очистки топлива, низкая температура топлива (топливо загустело, не проходит через фильтры) | Замените и промойте фильтрующие элементы. Проверьте работу топливоподогревателя и устраните неисправности |
При включенных автомате и тумблере «Топливный насос» вал топливоподкачивающего насоса не вращается или вращается с перебоями | Перегорел предохранитель цепи питания от аккумуляторной батареи. Произошло заедание щеток в обоймах щеткодержателей, неприлегание щеток к коллектору электродвигателя (после установки новых) | Снимите предохранитель на 125 А в аппаратной камере Устраните заедание щеток в обоймах |
| Плохой контакт в соединениях выводной коробки, обрыв межкатушечных соединений электродвигателя | Устраните неисправность: если это сделать не удается, поступите так, как это указано выше |
При нажатии кнопки «Пуск дизеля 1» и включении автомата «Управление общее» коленчатый вал не проворачивается | Контроллер машиниста не установлен в нулевое положение Переключатель ВЦУ не включен Плохой контакт у пускового тумблера | Установите штурвал контроллера в нулевое положение Включите переключатель ВЦУ на основном пульте управления Восстановите контакт |
| Не сработало реле времени РВ3, РУ29 и не замкнулись их контакты в цепи катушки реле РУ5 | Проверьте срабатывание реле РВ3, РУ29 |
| Нет контакта между подводящим проводом и катушками пусковых контакторов | Восстановите контакт |
| Наличие воздуха в топливной системе или его подсос | Удалите воздух из системы или устраните подсос |
Вал дизеля проворачивается с недостаточной частотой, дизель не запускается | Недостаточная емкость аккумуляторной батареи или короткое замыкание в одном из ее элементов | Отключите неисправный элемент аккумуляторной батареи перестановкой перемычек Разрешается одновременно отключение не более двух-трех элементов. По прибытии в депо неисправные элементы замените |
При запуске дизеля не включается электромагнит регулятора частоты вращения | Отсутствует контакт у замыкающих контактов вспомогательной цепи пускового контактора Д1 | Устранить неисправность |
| Выход из строя катушки электромагнита (обрыв, межвитковое замыкание) Отсутствует контакт в штепсельном разъеме. | Смените электромагнит Восстановите контакт |
При пуске коленчатый вал вращается нормально, рейки топливного насоса передвигаются в сторону подачи топлива, но дизель-генератор не запускается | Выключены секции топливного насоса Попадание воздуха в топливную систему | Включите секции Удалите воздух |
| Попадание охлаждающей жидкости в топливо | Замените топливо |
| Засорены топливные фильтры | Промойте фильтры |
| Неисправен электромагнит регулятора, заедание сердечника или отсутствие питания | Устраните имеющиеся дефекты |
Дизель-генератор пускается с трудом или после пуска останавливается | Шток сервомотора перемещает рейки на выключение подачи топлива | Устраните разрыв цепи питания электромагнита |
| Тугой ход реек топливного насоса или поршня масляного сервомотора регулятора | Устраните тугой ход реек поршня сервомотора |
| Недостаточная комп-рессия вследствие боль-шого износа поршневых колец или их закоксовывание | Замените поршневые кольца |
| Негерметичность клапанов распределения или поломка пружин клапанов | Притрите клапаны. Замените поломанные пружины |
| Дизель слишком холодный | Прогрейте дизель до необходимой температуры |
| Малая частота вращения на холостом ходу | Отрегулируйте работу регулятора на нормальную частоту вращения на холостом ходу |
| Нарушена регулировка клапанов масляной системы (перепускного или на насосе дизеля) | Отрегулируйте клапаны |
| Недостаточное давление масла | Отрегулируйте давление масла |
При отключении пусковых контакторов дизель останавливается (при запуске электромагнит регулятора включается нормально, а после отключения пусковых контакторов отключается). | Не работает реле давления масла из-за обрыва провода у контактов или неудовлетворительного контакта | Снимите пломбу, откройте крышку реле давления масла, устраните обрыв провода или зачистите контакт блокировки. По прибытии в депо немедленно доложите о снятии пломбы с крышки реле давления масла |
| Нарушен контакт в соединении минусовых проводов катушек электромагнитов привода регулятора частоты вращения | Восстановите контакт |
| Низкое давление масла, вызывающее срабатывание реле давления вследствие: | |
| - малой частоты вращения коленчатого вала дизеля на холостом ходу | Установите нормальную частоту вращения коленвала дизеля 5+0,25с-1 (300+15об/мин) |
| - нарушена регулировка клапана насоса дизеля (масла) | Отрегулируйте клапан |
Дизель не запускается при исправной работе электрической аппаратуры | Тугой ход реек топливных насосов | Расходите рейки топливных насосов |
| Не включен предельный выключатель частоты вращения коленвала дизеля | Включите предельный выключатель |
| Недостаточное количество топлива в топливном баке, пропуски вспышек по цилиндрам. | Проверьте наличие топлива в баке. |
| Недостаточное количество масла в ванне регулятора частоты вращения, низкая или завышенная вязкость масла. | Заполните ванну регулятора маслом до середины масломерного стекла. Замените масло в регуляторе. |
| Зарядка аккумуляторной батареи | |
Отсутствует зарядка аккумуляторной батареи | Перегорел предохранитель на 80 А вспомогательного генератора или батареи | Замените предохранитель |
| Недостаточная частота вращения коленчатого вала дизеля на нулевой позиции задатчика | Увеличьте частоту вращения до 5+0,25с-1 ( об/мин) |
| Не срабатывает один из контакторов КМ1, КУ2, ВВ Вышел из строя преобразователь ДНБС Нарушено соединение в кабеле между УСТА и МУВ Нарушена работа МУВ | Проверьте правильность работы элементов цепи возбудителя ВСТ Проверьте показания ДНБС Восстановите соединение в кабеле Проверьте цепи подходящие к МУВ |
| Трогание тепловоза с места | |
Тепловоз не трогается с места после установки задатчика в рабочее положение | Выключился автомат «Управление общее» или тумблер «Управление машинами». Выключен выключатель моторов. | Включите автомат или тумблер Поставьте отключатель моторов в положение «I-II» для езды на двух тележках. |
| Не замкнулись контакты выключателя блокировки двери высоковольтной камеры. | Проверьте включение контакта выключателя. |
| | |
| Недостаточное давление в системе управления. | Подождите, пока повысится давление воздуха в системе управления до интервала от 0,54 до 0,59 МПа от (5,5 до 6 кгс/см2). |
Тепловоз не трогается с места, нет напряжения и тока тягового генератора | Не верны показания преобразователей ДТ1 и ДН1 | Проверьте показания преобразователей тока и напряжения, замените их в случае выхода из строя |
| Нарушено соединение между УСТА и МУВ Нарушена работа МУВ Вышла из строя плата «УВ» блока УСТА | Восстановите соединение Проверьте работу МУВ В условиях депо замените плату «УВ» на блоке УСТА |
| Следование тепловоза с поездом | |
При переводе контроллера машиниста на следующую позицию частота вращения вала дизеля не увеличивается или резко возрастает. | Неисправна одна из катушек электропневматического привода регулятора частоты вращения, заедает поршень или перевернут ролик. | Устраните неисправность, ролик установите в нормальное положение |
| Неправильное подсоединение проводов к катушкам электропневматического привода регулятора частоты вращение вала дизеля. | Подсоедините провода согласно монтажной схеме. |
Не происходит включение ослаблений поля тяговых электродвигателей | Не включен тумблер «Управление переходами». | Включите тумблер. |
| Плохой контакт в основной цепи у контакторов ослабления поля Ш1, Ш2 Вышла из строя плата «ГР» Вышла из строя плата «ВЫХ» | Зачистите контакты. Замените плату «ГР» Замените плату «ВЫВ» |
Сработало реле заземления | В силовой цепи имеет место пробой или частичное разрушение изоляции (земля в силовой цепи). | Нажмите кнопку «Возврат реле заземления» и попытайтесь продолжать движение. Если реле сработало повторно, произведите тщательный осмотр всей силовой цепи для выявления неисправности. Устраните повреждение изоляции или касание токоведущих элементов к корпусу тепловоза. Если повреждение не обнаружено и нет явных признаков повреждения (появление дыма, прожогов изоляции и др.), восстановите реле в нормальное положение, отключите рубильник реле заземления и продолжайте движение в основное депо, заявите о ненормальной работе реле. |
Переход на ослабленное поле происходит, но скорость тепловоза не увеличивается. | Плохой контакт между губками контакторов шунтировки поля. | При первой остановке зачистите губки контакторов. |
| Слабый контакт между губками и гибким соединением контактора шунтировки поля. | Восстановите контакт. |
| Слабый контакт между неподвижной губкой контактора шунтировки поля и искрогасительной катушкой. | Восстановите контакт. |
Повреждение тягового электродвигателя. | Причины, которые не могут быть устранены силами бригады (межвитковое замыкание, пробой изоляции якоря или катушек и др.) | Дальнейшее следование может быть допущено с отключением тележки с неисправным электродвигателем |
Повышена температура выпускных газов по всем цилиндрам при нормально отрегулированной топливной аппаратуре | Общая перегрузка дизель-генератора, вызванная внешними причинами | Уменьшите нагрузку дизель-генератора до выявления причины перегрузки |
| Противодавление выпускных газов за турбиной выше допустимого значения | Устраните причину повышения противодавления |
| Недостаточное давление наддува | Проверьте частоту вращения вала турбокомпрессора и при необходимости замените турбокомпрессор. Проверьте чистоту воздушных фильтров турбокомпрессора, при необходимости промойте их. |
| Недостаточная компрессия из-за повышения износа поршневых колец или их пригорания. | Замените поршневые кольца. |
Течь воды из-под крышек цилиндров. | Неудовлетворительное прилегание уплотняющих поверхностей блока внутри цилиндров. | Восстановите уплотнительные стыки. |
| Разрушение резиновых колец уплотнения между крышкой цилиндра и блоком. | Замените резиновые кольца. |
| Нарушение правил затягивания гаек крепления крышек цилиндров (при переборках или ремонте) | Отпустите все гайки крышек цилиндров и вновь затяните их. |
Течь масла из-под крышек цилиндров. | Разрушены резиновые уплотнительные кольца или резина потеряла упругие свойства. | Замените резиновые кольца. |
Неправильно срабатывает предельный выключатель. | Снижение упругости пружин, вследствие чего регулятор срабатывает при частоте вращения ниже 12,5с-1 (750об/мин) | Замените пружину. |
| Защемление пружины, вследствие чего регулятор срабатывает при частоте вращения выше 13,5с-1 (870об/мин). | Разберите регулятор и устраните причину защемления пружины. |
Повышение давления в картере. | Повышенный износ или залегание поршневых колец. | Замените поршневые кольца. |
| Задиры на втулках цилиндров (прорыв газов). | Выявите причины задиров и замените втулки цилиндров. |
Дизель не развивает полной мощности. | Не работает одна из катушек электропневматического привода регулятора частоты вращения вала дизеля (недостаточный подъем поршня или пропуск через манжеты поршня). | Добавьте смазку и устраните пропуск воздуха. |
| Перевернулся ролик электропневматического привода регулятора частоты вращения вала дизеля. | Установите ролик в нормальное положение. |
| Недостаточное давление воздуха в системе управления. | Отрегулируйте клапан. |
| Нарушена регулировка или произошло заедание воздушного редукционного клапана. | Устраните утечку воздуха. |
| Обрыв нагнетательной трубки форсунки. Резкое нарушение ритма работы дизеля. | Остановите дизель и замените трубку. При отсутствии трубки выключите секцию насоса и следуйте на пяти цилиндрах до основного депо. |
| Произошло заедание плунжера секции топливного насоса или иглы распылителя форсунки одного из цилиндров дизеля. | Выключите секцию топливного насоса неисправного цилиндра и следуйте до основного депо на пяти цилиндрах. |
| Не работает один или несколько цилиндров. | Проверьте и при необходимости замените форсунку или секцию топливного насоса. |
| Попадание воздуха в топливную систему. | Удалите воздух, устраните причину попадания воздуха. |
| Загрязнены воздушные фильтры турбокомпрессора. | Очистите и промойте фильтры. |
| Занижена частота вращения. | Отрегулируйте частоту вращения. |
| Низкое давление наддувочного воздуха. | Устраните неплотности в соединениях коллектора и охладителя. |
Дизель не развивает полной мощности, наблюдается большая дымность | Засорены сетчатые кассеты воздушного фильтра дизеля | Промойте фильтр. При сильных песчаных бурях забор воздуха производите из-под капота тепловоза |
| Большая утечка воздуха через неплотности наддувочного коллектора. | Устраните утечку воздуха. |
| Отсоединилась рейка одной из секций топливного насоса от вала наполнения (появления резких стуков в цилиндре и дымного выпуска). | Выключите секцию топливного насоса и рейку соедините с валом наполнения. |
| Неисправна одна или несколько форсунок. | Поочередным выключением секций топливного насоса определите цилиндр, в котором установлена неисправная форсунка. По прибытии в депо форсунку замените. |
Дизель работает с дымным выпуском. | Дизель перегружен или нагружен сразу же после пуска без предварительного прогрева. | Уменьшите нагрузку или прогрейте дизель после пуска. |
| Зависает игла или засорены отверстия распылителя форсунки. | Замените неисправные форсунки. |
| Недостаточная компрессия в цилиндрах дизеля вследствие износа или пригорания поршневых колец, негерметичности или поломки пружин клапанов цилиндровых крышек. | По прибытии в основное депо замените поршневые кольца или сломанные пружины, притрите клапаны по посадочным местам в цилиндровых крышках. |
| Высокий уровень масла в раме дизеля. | Проверьте, не попадает ли топливо или вода в масло. Установите нормальный уровень масла. |
| Неправильно установлен угол начала подачи топлива в цилиндры. | По прибытии в депо проверьте и установите нормальный угол начала подачи топлива. |
| Заклинивает вал ротора турбокомпрессора. | Остановите дизель, заклиньте ротор деревянными клиньями и следуйте до основного депо при работе дизеля с пониженной мощностью (от 400 до 420 кВт). |
| Дизель-генератор длительно (более 40 мин.) работает без нагрузки на холостом ходу. | Не допускайте длительной работы без нагрузки. |
Дизель стучит. | Зависание иглы, недостаточная затяжка пружин у форсунки. | Замените неисправную форсунку. |
| Дизель нагружен без прогрева. | Прогрейте дизель. |
| Неправильно установлен угол начала подачи топлива в цилиндры. | Проверьте и установите нормальный угол начала подачи топлива. |
Внезапный сильный стук в одном из цилиндров. | Произошло выплавление баббитовой заливки или разрушен вкладыш шатунного подшипника коленчатого вала. | Дизель немедленно остановите. До замены вкладыша пускать дизель категорически запрещается. |
| Оборван стержень выпускного или впускного клапана цилиндровой крышки. | Дизель немедленно остановите. До устранения неисправности пуск дизеля категорически запрещается. |
| Большой зазор между поршнем и цилиндром, между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна или в каком-либо подшипнике коленчатого вала. | Проверьте зазор и произведите соответствующий ремонт. |
| Неправильные зазоры у всасывающих и выпускных клапанов. | Установите нормальные зазоры между бойками ударников и колпачками клапанов. |
| Разрегулирована величина подачи топлива отдельными секциями топливного насоса. | Уменьшите подачу топлива неисправной секцией или замените секцию. |
Дизель работает неустойчиво. | Занижена частота вращения коленчатого вала на холостом ходу. | Отрегулируйте частоту вращения коленчатого вала. |
| Увеличьте зазоры в рычажной системе привода реек топливного насоса. | Устраните зазоры. |
| Наличие воздуха в топливной системе. | Удалите воздух. |
| Чрезмерная затяжка компенсирующей пружины регулятора. | Уменьшите затяжку компенсирующей пружины. |
| Загрязнено масло регулятора или масло не соответствует нормам эксплуатации дизеля. | Промойте масляную ванну регулятора частоты вращения вала дизеля, замените масло. |
| Наличие воздуха в масляной ванне регулятора после замены масла. | При прогретом масле в регуляторе отверните регулировочную иглу на два-три оборота и дайте двигателю проработать неустойчиво от 5 до 8 мин. При минимальной частоте холостого хода, после этого дизель начнет работать устойчиво. Регулирование открытия иглы производите при хорошо прогретом дизеле. |
| Недостаточный или слишком большой уровень масла в масляной ванне регулятора частоты вращения вала дизеля. | Установите нормальный уровень масла. |
| Тугой или неплавный ход реек секций топливного насоса (проверяется при разъединенном шарнире штока сервомотора регулятора). | Обеспечьте легкость и плавность хода реек секций топливного насоса. |
Дизель идет в разнос | Тугой ход реек, заедание плунжера секций топливного насоса. | Устраните тугой ход реек, замените негодную плунжерную пару. |
| Заклинивание поршневой пары сервомотора регулятора вследствие деформации корпуса от чрезмерной затяжки гаек крепления корпуса сервомотора. | Ослабьте затяжку гаек крепления корпуса сервомотора. |
| Заедание золотника регулятора вследствие загрязнения масла | Промойте масляную ванну регулятора. В случае необходимости по прибытии в основное депо разберите золотниковую часть, устраните заедание. |
Дизель не останавливается. | Заедает сердечник электромагнита или золотник автоматического выключения сервомотора регулятора частоты вращения вала дизеля. Заедание реек секции топливного насоса | Устраните заедание. |
| Неправильное соединение реек секций топливного насоса со штоком сервомотора регулятора. | Обеспечьте правильное соединение реек со штоком сервомотора (при неработающем дизеле). |
| На неработающем дизеле (шток сервомотора внизу) выход реек секций топливного насоса более семи делений. | Рейки должны выходить на шесть-семь делений. |
| Завернулся винт ограничителя хода электромагнита. | Ход сердечника отрегулируйте пробкой, отверните ее от положения упора не более чем на три оборота. Пробку законтрите. |
Дизель останавливается при переводе штурвала контроллера в нулевую или первую позицию. | Тугой или неплавный ход реек секций топливного насоса. | Устраните тугой или неплавный ход реек |
| Неправильно отрегулирована регулировочная игла регулятора частоты вращения вала дизеля. | Увеличьте открытие регулировочной иглы для повышения ускоренного действия регулятора. |
| Занижена частота вращения коленчатого вала дизеля на холостом ходу. | Отрегулируйте нормальную частоту вращения коленчатого вала дизеля на холостом ходу. |
| Заниженное давление масла в масляной системе дизеля, вызывающее срабатывание реле давления масла (перегрев масла в дизеле) | Обеспечьте нормальное давление масла в масляной системе дизеля |
| Неисправно реле давления масла | Отрегулируйте реле давления масла |
Неисправность фрикционной муфты | Проскальзывание дисков фрикционной муфты, сильное нагревание муфты | Отрегулируйте муфту |
| Износились фрикционные диски | По прибытии в депо диски замените |
| Муфта не включается | Заклиньте муфту путем затяжки регулировочных болтов при остановленном дизеле. Если муфта будет проскальзывать, распустите муфту, заложите прокладки (между ведомыми дисками) и вновь затяните регулировочные болты. После этого следуйте с поездом до депо, регулируя температуру воды и масла жалюзями |
| Установка УПС-ТПС | |
После включения тумбл. СЕТЬ не горит светодиод «Норма» и другие индикаторы | Неисправен предохранитель | Заменить на исправный |
Горят светодиоды НЕИСПРАВНОСТЬ и ОБРЫВ и номера линий сигнализации | Обрыв в указанных линиях сигнализации | Устранить обрыв |
Одновременно горят светодиоды К.З., НЕИСПРАВНОСТЬ, ОБРЫВ и номер линии сигнализации | Неправильное подключение в линии сигнализации оконечного диода VD1 | Поменять полярность включения диода |
Прибор ППКП не воспринимает сигналы «Пожар» от пожарного извещателя и датчиков | Неисправность на соответствующей плате обработки | Отремонтировать плату обработки |