Западно-сибирская железная дорога

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

КУЛУНДИНСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По теме: «ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ТЕПЛОВОЗА ТЭМ18ДМ с №492»

Предназначена для использования в учебном процессе

по предмету «Электрооборудование тепловозов» для обучающихся по профессии машинист тепловоза на курсах профессиональной подготовки/повышения квалификации

Кулунда 2014г.

Рассмотрено и принято на заседании цикловой комиссии   Протокол № __ от _______20__г     Заместитель начальника подразделения   ____________ А.В.Герасимчук (подпись)     Заместитель начальника Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций   __________ Ю.С.Романюк (подпись)

Автор: Пуликов Петр Владимирович

Преподаватель (в системе специального образования) высшей

категории _________

(подпись)

Содержание

Назначение реле и контакторов
Расположение клеммных реек на тепловозе ТЭМ18
Питание цепей управления и освещения
Пуск дизеля
Возбуждение синхронного возбудителя и подзарядка аккумуляторной батареи
Выбор пульта управления
Работа схемы при движении тепловоза
Возбуждение тягового генератора
Силовая цепь
Управление ослаблением возбуждения тяговых электродвигателей
Управление вентилятором и жалюзи холодильной камеры
Работа схемы по системе двух единиц
Включение прожекторов
Контроль сопротивления изоляции низковольтной цепи
Защита тягового генератора по максимальному току
Защита дизеля от снижения давления масла
Защита генератора от замыкания на корпус
Защита от трогания тепловоза на позиции выше первой
Защита от перегрева воды и масла дизеля
Ослабление искрения поездных контакторов
Отключение цепи с неисправным тяговым электродвигателем
Ослабление искрения шунтировочных контактов
Электростеклоочистители
Защита от запуска дизеля при зарядке аккумуляторной батареи
Работа гребнесмазывателя
Защита от боксования
Электрический реостатный тормоз
Включение, режимы и особенности работы электрического тормоза
Возможные неисправности в работе тепловоза, их причины и методы устранения
РЕЛЕ и КОНТАКТОРЫ
ВВ Электромагнитный контактор типа МК1-10 с.к подключает обмотку возбуждения ВСТ к + АБ или +150А МУВ  
Д1 Электромагнитный контактор типа МК6-20 с.к- подключает якорь тягового генератора к АБ. с.к -подключает пусковую обмотку возбуждения тягового генератора к АБ. 1н.з.к между проводами 183 и 198 не позволяет включиться контактору КВпри замкнутых силовых контактах контактора Д1, предохраняя тем самым аккумуляторную батарею и низковольтные цепи тепловоза от высокого напряжения тягового генератора. 1н.р.кмежду проводами 575 и 133 обеспечивает питание катушки реле РЭРво время пуска дизеля. 1н.з.к между проводами 111 и 112 обеспечивает по окончании пуска включение контактора КУ17.
КБУ Электромагнитный контактор типа МК1-10 с.к- подключает удерживающую катушку реле РЗ и подает + на клеммы 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 14/9, 14/10
КВ Электромагнитный контактор типа МК1-10 с.кподключает обмотку возбуждения тягового генератора к +200А МУВ 1н.з.к между проводами 425 и 337 не позволяет пустить дизель (или провернуть коленчатый вал без пуска) в случае приваривания силовых контактов контактора КВ. 1н.р.кмежду проводами 2844 и 189, до 2-й позиции создает цепь питания катушек контактора КВ и реле РКВ.
КВТ1 Электромагнитный контактор типа МК6-20 2с.кподключают обмотки возбуждения ТЭД к генератору 1н.р.к между проводами 3081 и 3052 подает сигнал на блок управления ЭРЧО при реостатном торможении 1н.з.к между проводами 2590 и 1730 не допускает включения РВ4 приреостатном торможении 1н.р.кмежду проводами 5115 и 4040 подает сигнал на УСТА о сборе схемы реостатного торможении 1н.р.кмежду проводами 1624 и 1625 создает цепь на катушку КТ1
КМ1 Электромагнитный контактор типа МК1-20 1с.к.(провода 6063 и 6068) создает минусовую цепь на обмотку возбуждения ВСТ 1с.к.(провода 6042 и 6032, 6033) подает «+» на ключи ШИМ УСТА
КМН Электромагнитный контактор типа МК1-10 С.к подключает электродвигатель маслопрокачивающего насоса
КТ1 Электромагнитный контактор типа МК6-20 2с.кподключают обмотки якоря ТЭД к блоку тормозных резисторов БТР 1н.р.кмежду проводами 2722 и 2721 подает сигнал на отключение гребнесмазывателя
КТН Электромагнитный контактор типа МК1-10 С.к подключает электродвигатель топливоподкачивающего насоса 1н.з.к.- между проводами 250 и 2781 в цепи питания катушек пусковых контакторов Д1 и Д2 используется для проворота коленчатого вала без пуска дизеля. 1н.р.к- между проводами 148 и 150 при пуске дизеля создает цепь питания катушки реле РУ7.
КУ10 Электромагнитный контактор типа МК1-11 1с.н.р.к.(провода 341—716) и 1с.н.з.к (провода 338—600) используются при работе по системе двух единиц для включения на втором тепловозе только одного переднего прожектора. 1н.р.к. между проводами 344 и 610 обеспечивает питание катушки вентиля «Назад» привода реверсора. 1н.з.к между проводами 173-174 не допускает включение катушки вентиля «Вперед» привода реверсора
КУ17 Электромагнитный контактор типа МК1-10 1с.н.р.к.(провода 6043—6044) создает питание на катушку контактора КМ1 при нормальном возбуждении и ВВ и РКМ1 при аварийном возбуждении 1н.з.к. между проводами 150 и 1723 при пуске дизеля собирается цепь питания катушки реле РУ28. 1н.р.к. между проводами 136 и 805 шунтирует контакты задатчика, замкнутые только на нулевой позиции, обеспечивая питание катушки РЭР на всех рабочих позициях 1н.з.к. между проводами 393 и 2595 не допускает включение контактора КМН при работающем дизеле 1н.р.к. между проводами 576 и 219 допускает включение вентилятора холодильника ВП4 только при работающем дизеле
П1, П2 Электропневматический контактор типа ПК-1146А с.к.-подключает якорь ТЭД к + ГГ н.з.к. между проводами 722—723 (П1) и 723—4220 (П2) включены в минусовую цепь катушек вентилей привода реверсора и не позволяют переключать реверсор под током. н.р.к. проводами 563—182 (П1) и 182—183 (П2) обеспечивают включение контактора КВ и реле РКВ только при собранной силовой цепи движения тепловоза.
Ш1,Ш2 Электропневматический контактор типа ПКГ-525МР С.к.- подключает параллельно обмоткам возбуждения ТЭД резисторы СШ 1-й и 2-йступеней ослабления возбуждения 1н.з.к. контактора Ш2 между проводами 242—248 не допускает включение реле РУ7. 1н.з.к. контактора Ш1 между проводами 4035—4037 не допускает включение реле РЭТ при включенном контакторе Ш1
РВ2 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-12-3 1н.р.к. между проводами 1724,1512 и 883 свыдержкой времени 6 с на размыкание отключает РУ5, чем обеспечивает устойчивый запуск дизеля
РВЗ 1н.р.к. между проводами 1511 и 1512 с выдержкой времени 36 с на замыкание поставлен в цепь питания катушки реле РУ29.
РВ4 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-12-3 1н.з.к. между проводами 2073 и 2074 с выдержкой времени 1,5-2с на замыкание не допускает включение реле электрического тормоза РЭТ. 1н.р.к. между проводами 197 и 193 с выдержкой времени 1,5-2 с на размыкание задерживает отключение поездных контакторов П1 и П2.
РВ5 1н.р.к. между проводами 1514 и 1513 с выдержкой времени 17 с на замыкание, собирающий цепь питания катушки реле РУ30 для прекращения пуска дизеля
РВ6 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-12-3 1н.р.к. между проводами 2000,2003 и 2001с выдержкой времени 1,5-2 с на размыкание задерживает отключение шунтировочных контакторов Ш1 для ослабление искрения
РУ2 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.з.к между проводами 181 и 178,189 не позволяет собрать цепь питания контактора КВ и реле РВ4 и РКВ, т. е. не допускает трогания тепловоза с места при случайном включении тумблера ВЗ «Управление машинами», если в это. время дизель работает на 2-й и выше позициях задатчика. 1н.з.к между проводами 220 и 279 включен в минусовую цепь катушек вентилей привода автосцепок ВАП и ВАЗ, что позволяет автоматически расцеплять автосцепку только на нулевой или 1-й позиции, не допуская саморасцеп при движении тепловоза с поездом. 1н.р.кмежду проводами 132 и 6029, подает сигнал на БАВ о включении 2-й позиции
РУ4 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т   1н.з.к между проводами 453 и 248 вовремя пуска дизеля питает катушки реле РУ7 и контактора КМН. 1н.р.кмежду проводами 596 и 581 не допускает включение контактора КТН при включении SA15 1н.р.кмежду проводами 577 и 560 обеспечивает подпитку собственной катушки после включения реле РУ4.
РУ5 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.р.к. между проводами 885 и 165 при пуске дизеля собирает цепь питания катушки реле времени РВ5. 1н.р.к. между проводами 454 и 425 собирает цепь питания катушки пускового контактора Д1
РУ7 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.кмежду проводами 1717 и 1563,1565 создает цепь питания на катушку РВ2
РУ12 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.р.к. между проводами 734 и 2782 шунтирует контакты кнопки «Пуск дизеля», обеспечивая подпитку собственной катушки. 1н.р.к. между проводами 561 и 575 создает цепь питания на катушку КТН
РУ14 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.з.кмежду проводами 198 и 685 при срабатывании электропневматического клапана автостопа разрывает цепь питания катушки контактора КВ и реле РКВ (с дизеля снимается нагрузка). 1н.р.к. между проводами 903 и 902 включает вентиль передней или задней песочницы, обеспечивая подачу песка под колеса.
РУ15 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.к. между проводами 1955 и 5150 подает сигнал на УСТА при обрыве ТМ 1н.р.к. между проводами 1966 и 180 разрывает цепь питания катушек контактора КВ и реле РКВ
РУ28 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.к.между проводами 1517 и 1723 создает цепь питания на катушку РВ3 1н.р.к.между проводами 298и 417 создает цепь питания на катушку КМН
РУ29 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.к.между проводами 449 и 603 создает цепь питания на катушку РУ5
РУ30 Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.к. между проводами 469 и 582 создает цепь питания на катушку РУ4
РУ31 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т 1н.з.к.между проводами 4841 и 4827 не допускает включение реле РУ32; 1н.з.к.между проводами 4822 и 4828,4826 не допускает подачу питания на кран №205 на ПУ2; 1н.р.к.между проводами 4863и 4864 подготавливает цепь питания на реле РКА (реле крана аварийное); 1н.р.к.между проводами 4826 и 4834, 4835 подготавливает цепь питания на катушку Ов; 1н.р.к.между проводами 4826 и 4831, 4832 подготавливает цепь питания на катушку Тв; 1н.р.к. между проводами 428 и 4001 подает сигнал на БЭЛ о включении задатчика основного пульта управления
РУ32 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т 1н.з.к.между проводами 4823 и 4840 не допускает включение реле РУ31; 1н.з.к.между проводами 4880 и 4863 не допускает включение реле РКА(реле крана аварийное); 1н.р.к.между проводами 4836 и 4834 подготавливает цепь питания на катушку Ов; 1н.р.к.между проводами 4833 и 4831 подготавливает цепь питания на катушку Тв; 1н.р.к. между проводами 2757 и 4002 подает сигнал на БЭЛ о включении задатчика второго пульта управления
РЭТ Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.р.к. между проводами 1630 и 1632 собирает цепь питания катушки КВТ1 1н.з.к.между проводами (615-616) не допускает подачу дискретного сигнала на УСТА с клеммы 14/3 о сборе схемы тяги
РЭР 1н.р.к. между проводами 3090 и 3048 подает сигнал на 9-й контакт « Стоп/Работа» блока управления ЭРЧО
КЭО1 электропневматический вентиль Обеспечивает подачу воздуха на свисток при нажатии кнопок SВ5
КЭО электропневматический вентиль Обеспечивает подачу воздуха на свисток при нажатии кнопок SВ5
РДД 1н.р.к. между проводами 2800,2808 и 2801,2807 шунтирует контакты тумблера SA9 «Отпуск тормозов», создавая цепь питания на КБ электроблокировочного клапана, блокирующего магистраль крана вспомогательного тормоза № 254 и отключающего пневматические тормоза тепловоза
РЗ Электромагнитное реле типа РМ-1100 0,04А 1н.з.к. между проводами 185 и 1966, разрывающий цепь питания катушек контактора КВ и реле РКВ при пробое на корпус в силовой цепи.
РК Электромагнитное реле крана 1н.з.к между проводами 4880 и 4862,4860 не допускает включение РКА 1н.р.к. между проводами 4821 и 4822 создает цепь питания на К205
РКА Электромагнитное реле крана аварийное 1н.р.к. между проводами 2801 и 4867 шунтирует нрк РПР, ставя себя на самопитание 1н.р.к. между проводами 4860 и 4861 подключает РУ14
РКВ Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 1н.р.к. между проводами 6026 и 6027 подает сигнал на БАВ о сборе схемы приведения тепловоза в движение 1н.р.к. между проводами 226 и 604 сохраняет минусовую цепь реверсора
РКМ1 Электромагнитное реле типа РПУ-3-114Т 2н.р.к. между проводами 6024 и 6053, 6025 и 6054 подключает БАВ на МУВ 1н.з.к. между проводами 117 и 6017 подключает обмотку возбуждения F1F2 ВСТ к БРН 1н.з.к между проводами 6022 и 6023 подключает БАВ к минусу 150А МУВ
РММ1 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т 1н.з.к. между проводами 7330 и 7331 отключает ПУ2 управление холодильником 1н.р.к. между проводами 899,7351 и 2591 подготавливает цепь питания на тумблера SA2 и SA3 на ПУ1 1н.з.к. между проводами 309 и 342 не допускает включение РММ2
РММ2 Электромагнитное реле типа РПУ-3-116Т 1н.з.к. между проводами 521,7331 и 638 отключает ПУ1 управление холодильником 1н.р.к. между проводами 7351 и 7350 подготавливает цепь питания на тумблера SA2 и SA3 на ПУ2 1н.з.к. между проводами 319 и 352 не допускает включение РММ1
РНР Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.з.к. между проводами 2825 и 2828 не допускает включение электроблокировочного клапана КБ
РПР Электромагнитное реле времени типов РЭ16Т-22-1 1н.р.кмежду проводами 4828,4872 и 4874 создает цепь питания на катушку ЭТ 1н.р.кмежду проводами 4890,2801и 4867 создает цепь на катушку РКА
РТ реле перегрузки Электромагнитное реле типа РМ-2010 2,5В 1н.з.к.разрывает цепь питания КВ и РКВ при превышении тока ГГ 1900-2100А, при аварийном возбуждении




Пуск дизеля

Запустить дизель на тепловозе можно только с основного пульта управления. Для запуска дизеля выполните следующие работы:

- включить в высоковольтной камере рубильник РБ аккумуляторной батареи, автоматические выключатели «Тормозное оборудование» и «Управление общее», «Дежурное освещение», автоматические выключатели «Питание дисплея машиниста», «Питание УСТА», «Топливный насос», «Возбуждение» на пульте, а также переключатель на блоке УСТА;

- загорается светодиод «Пит» и перемещающийся светодиод на блоке УСТА; включается дисплей и начинает загружаться;

- на пульте вставить и повернуть ключ «Блокировка управления», срабатывает контактор КБУ. Загораются светодиоды на БЭЛ. Повернуть в рабочее положение рукоятку блокировочного устройства тормозов усл. № 367.

-перевести переключатель ВЦУ на пульте машиниста в положение «1», загорается сигнальная лампа на пульте управления. Задатчик становится активным, перевести его в нулевое положение. Положение тумблеров реверсивного переключателя и переключателя режимов работы «тяга - тормоз» при запуске дизеля значения не имеет. Выбрать положение пакетного переключателя «Возбуждение» в ВВК, перевести его в положение «Рабочее» или «Аварийное».

При этом создаётся цепь: от «+» аккумуляторной батареи через замкнутый «плюсовой» нож рубильника РБ, провод 72, предохранитель на 125 А, провод 73, шунт ША1 на 100 А, провод 74, сопротивление заряда батареи СЗБ, двойной провод 107, сглаживающий дроссель ДРС, двойной провод 119, клеммы 14/1 - 14/2. От клеммы 14/2, провод 335, разъём Х7 зажимы 41, 42, замкнутые контакты автоматического выключателя SF1 «Управление общее», замкнутые контакты включенной «Блокировки управления» SB 13, разъём Х6 зажим 38, провод 2772, катушка контактора КБУ. «Минусовую» цепь катушка контактора КБУ получает от провода 2773, подходящему к катушке реле РУ5 и от неё по проводам 249, 463 к минусовой клемме 4/5.

Катушка контактора КБУ, получив питание, замыкает свой контакт и создаёт цепь питания проводов 1918, 2780, 2775, 136 от автоматического выключателя «Управление общее» разъём Х7 зажимы 43, 44 по проводу 855. От провода 1918 получают питание плюсовые клеммы 1/3, 1/4, 1/5. От клеммы 1/1 по проводу 4000 получают питание контакты задатчика (БЭЛ): 2, 5, 39, 43.

Схема тепловоза подготовлена к запуску дизеля. Пуск дизеля начинается после нажатия кнопки «Пуск дизеля 1». При включении кнопки SB7 «Пуск дизеля 1» от контакта 4 БЭЛ получает питание провод 4020, клемма 14/4. От клеммы 14/4 создаётся цепь питания: провод 246, разъём Х7 зажим 19, замкнутый контакт кнопки «Пуск дизеля 1», замкнутый размыкающий контакт кнопки SB8 «Стоп дизеля 1» основного пульта, разъём Х7 зажим 18, провод 430, клемма 15/8, провод 7400, разъём Х7 зажим 20, замкнутый контакт кнопки SB8 «Стоп дизеля 1» второго пульта управления, разъём Х7 зажим 18, клемма 6/9, провод 691, замкнутые размыкающие контакты «Переключателя числа тепловозов» ПЧТ, провод 692, катушка реле РУ12, провод 704 минусовая клемма 12/2.

Реле РУ12 включается, замыкающими контактами в цепи проводов 734, 733, становится на самопитание.

Через вторые замыкающие контакты РУ12 создаёт цепь питания автоматического запуска дизеля: от кнопки SB7 «Пуск дизеля 1», разъём Х7 зажим 12, провод 733, провод 2782, замкнутый размыкающий контакт реле РУ16, провод 561, замкнутый контакт РУ12, провода 575, 577, 583, 581, катушка контактора топливоподкачивающего насоса КТН, провод 127 минусовая клемма 12/2.

Контактор КТН включается и контактами главной цепи подключает цепь питания электродвигателя топливоподкачивающего насоса ТН: клемма 14/2, провод 335, разъём Х7 зажимы 41, замкнутый контакт автоматического выключателя SF2 «Топливный насос», разъём Х6 зажим 44, провод 159, предохранитель ПТН на 20А, 155, замкнутый силовой контакт КТН, провод 154, разъём Р9 зажим 25, провод 519, разъём Р1 зажим 25, провод 527, электродвигатель ТН, провод 562, разъём Р1 зажим 30, провод 273, разъём Р9 зажим 31, провод 543 минусовая клемма 4/1.

Одновременно замыкающими блокировочными контактами контактора КТН между проводами 148-150 подготавливается цепь питания реле РВЗ, РВ5, РУ5, РУ28, РУ29, РУЗО, а также контактора КМН, размыкающими блокировочными контактами КТН между проводами 250-2781 разрывается цепь питания контактора Д1 от кнопки КП «Проворот вала дизеля», чем исключается возможность включения пускового контактора при работающем дизеле на холостом ходу от случайного нажатия кнопки.

Также после включения контактора КТН получает питание катушка реле РУ7 по цепи: размыкающие контакты тумблера SA15 «Топливный насос», разъём Х7 зажим 22, провод 148, замкнутый контакт блокировки КТН, провода 885, 453, замкнутые контакты реле РУ4, провод 248, замкнутый размыкающий контакт Ш2, провод 248, нзк Ш2, провод 242, катушка реле РУ7, провода 1566, 258, 254, 466 минусовая клемма 4/6.

Реле РУ7 получив питание своим замыкающим контактом включает реле времени РВ2 по цепи: от провода 583 (получившего питание при включении второго контакта РУ12), провод 1563, замкнутый контакт РУ7, провод 1717, разъём Р15 зажим 15, провод 1564, реле РВ2, провод 6072, разъём Р15 зажим 10, провод 1722 минусовая клемма 4/7.

Включившись РВ2 своим контактом создаст цепь: размыкающие контакты тумблера «Топливный насос», разъём Х7 зажим 22, провод 148, замкнутый контакт КТН, провод 150, замкнутый размыкающий контакт КУ17, провод 1732, разъём Р15 зажим 20, провод 883, замкнутый контакт РВ2, провод 1724, разъём Р15 зажим 16, провод 1725, катушка реле РУ28, провода 497, 167, 127, минусовая клемма 12/2.

Получив питание реле РУ28, своими контактами создаёт две параллельные цепи питания. Замкнувшись в цепи проводов 1517, 1723, через разъём Р15 зажим 17, провод 1516, на катушку РВЗ, провода 1519, 169, 6072, разъём Р15 зажим 10, провод 1722 минусовая клемма 4/7.

А также от замкнутой блокировки КТН, провода 885, 453, замкнутая размыкающая блокировка РУ4, провод 417, замкнутый контакт РУ28, провод 296, на катушку контактора КМН, провод 167, 127, минусовая клемма 12/2.

Контактор КМН своим силовым контактом создаёт цепь питания электродвигателя маслопрокачивающего насоса, от плюса аккумуляторных батарей, провода 72, 82, предохранитель ПМН на 125 А, провод 84, замкнутый силовой контакт КМН, провод 459, электродвигатель МН, провод 516, минусовой нож рубильника аккумуляторных батарей. Включенный маслопрокачивающий насос производит предварительную прокачку масла дизеля в течение 36с.

По истечении этого времени замыкающие контакты реле РВЗ (с выдержкой времени на замыкание 36с) включают катушку реле РУ29 по цепи: от замкнутого контакта РВ2, провод 1512, замкнутый контакт РВЗ, провод 1511, разъём Р15 зажим 18, провод 1726, катушка реле РУ29, провода 1515, 497, 167, 217, минусовая клемма 12/2.

Своим замыкающим контактом промежуточное реле РУ29 создает цепь питания катушки реле РУ5: от провода 1517, провод 449, замкнутый контакт РУ29, провод 603, катушка реле РУ5, провода 249, 463, минусовая клемма 4/5.

Реле РУ5 замыкающими контактами подключает катушку реле РВ5: от провода 885, замкнутый контакт РУ5, провод 165, разъём Р15 зажим 19, провод 1728, реле РВ5, провода 418, 169, 6072, разъём Р15 зажим 10, провод 1722 минусовая клемма 4/7.

Вторыми замыкающими контактами реле РУ5 подключает катушку пускового контактора Д1: от провода 84 (предохранитель ПМН), провод 454, замкнутый контакт РУ5, провод 425, замкнутый размыкающий контакт KB, провод 337, разъём X11 разъём 12, замкнутые контакты блокировки тормозов БУК, разъём X11 разъём 13, провод 2784, разъём Р9 зажим 6, провод 239, клемма 3Д, замкнутые контакты валоповоротного устройства ВПУ, клемма 4Д, провод 243, разъём Р9 зажим 9, провод 251, катушка контактора Д1, провод 466, минусовая клемма 4/6.

Контактор Д1 силовыми контактами подключает тяговый генератор Г к зажимам аккумуляторной батареи БА через рубильник батареи РБ. От плюса аккумуляторных батарей, провод 71, замкнутый плюсовой нож рубильника РБ, провод 101, замкнутый плюсовой силовой контакт Д1, провода 102, 13, якорь тягового генератора, добавочные полюсы, пусковая обмотка главных полюсов, провод 103, замкнутый минусовой силовой контакт Д1, провод 138, замкнутый минусовой нож рубильника РБ, провод 105, минус аккумуляторных батарей. Генератор, работая в режиме электродвигателя, раскручивает коленчатый вал дизеля.

При включении пускового контактора замыкающими контактами вспомогательной цепи контактора Д1 включается реле РЭР по цепи: от замкнутой второй блокировки РУ12, провод 575, замкнутый вспомогательный контакт Д1, провод 133, клемма 5/6, провод 3102 катушка реле РЭР, провод 3101, 945, 973, 704, минусовая клемма 12/2.

н.з.к Д1 между проводами 111 и 112 не допускает включение контактора КУ17 на период пуска дизеля.

н.з.к Д1 между проводами183 и 198 не позволяет включиться контактору КВпри замкнутых силовых контактах контактора Д1 (при их залипании или заваривания), предохраняя тем самым аккумуляторную батарею и низковольтные цепи тепловоза от высокого напряжения тягового генератора.

Своим контактом реле РЭР между проводами 3090 и 3048 подает сигнал на 9-й контакт « Стоп/Работа» блока управления ЭРЧО по цепи: замкнутый плюсовой нож рубильника РБ, провод 72, 3090,нрк РЭР, 3048, клемма 6/10, 3049, 9-й контакт « Стоп/Работа» блока управления ЭРЧО. С блока управления подается сигнал на исполнительное устройство ИУ, которое включает в работу сервомотор регулятора частоты вращения вала дизеля, обеспечивая подачу топлива в цилиндры.

В процессе пуска дизеля при достижении давления масла от 0,16 до 0,17МПа (от 1,6 до 1,7кгс/см2) контакты реле давления масла РДМ замыкаются и включают реле РУ4. От клеммы 5/6, провод 144, 145, клемма 2Д, замкнутый контакт реле РДМ, клемма 1Д, провод 125, разъём Р9 зажим 29, провода 560, 580, катушка РУ4, провод 463, минусовая клемма 4/5. После включения реле РУ4 становится на самопитание по цепи: от провода 577 (от второй блокировки РУ12), замкнутый контакт РУ4, провод 580.

При включении реле РУ4 его размыкающими контактами обесточиваются катушки реле РУ7, РВ2 и контактора КМН, отключается маслопрокачивающий насос, контакты реле РВ2 размыкаются по истечении 6с и отключают реле РУ5, РВЗ. После этого замыкающими контактами реле РУ5 отключаются пусковые контакторы Д1 и Д2, реле РВ5. Задержка отключения контактора Д1 на 6с после включения реле давления масла РДМ предусмотрена для повышения устойчивости пуска дизеля.

Пусковой контактор Д1, отключившись, разорвет цепь питания тягового генератора от аккумуляторной батареи. В том случае, если по какой-либо причине в процессе пуска дизеля не происходит срабатывание реле давления масла РДМ, то по истечении 17с после включения пускового контактора Д1 замыкаются контакты реле РВ5 и включают реле РУ30, которое своим замыкающим контактом запитывает катушку реле РУ4. Реле РУ4, срабатывая, как описано выше, разбирает схему пуска дизеля. Этим ограничивается время прокрутки дизеля от батареи при несостоявшемся пуске (23с).

Для возможности проворота коленчатого вала без пуска дизеля предусмотрена кнопка SВ12 «Проворот вала дизеля», нажатием которой на позиции «Холостой ход» подается питание непосредственно на катушки пускового контактора Д1: клемма 14/4, провод 246, нрк SB12«Проворот вала дизеля», 250, нзк КТН, 2781, нзк РУ16, 261, нзк КВ, 337, нрк БУК, 2784, 239, нзк ВПУ, 243,251,катушка контактора Д1, провод 466, минусовая клемма 4/6.

Кроме того, предусматривается возможность включения топливоподкачивающего насоса без пуска дизеля посредством включения контактора КТН тумблером В28 «Топливный насос». При этом, цепь питания катушек аппаратов схемы пуска дизеля размыкается размыкающими контактами тумблера SA15 «Топливный насос». Также предусмотрено включение маслопрокачивающего насоса тумблером SA16 «Масляный насос».

Остановку дизеля производить нажатием кнопки «Стоп дизеля 1». При этом обрывается питание реле РУ12, контактора КТН, реле РУ4 и РЭР. Дизель глохнет.

Выбор пульта управления

Для выбора пульта управления необходимо на соответствующем пульту повернуть ключ ВЦУ при этом создается цепь на реле РММ1 или РММ2(реле места машиниста). Например для выбора основного пульта управления необходимо повернуть ключ ВЦУ1, при этом создается цепь на реле РММ1: клемма 14/10, 863, нрк ВЦУ1, 763, 319, нзк РММ2, 396, клемма 4/7, клемма 12/3, 462, 115 МУВ«-150А».

Одновременно с реле РММ1 получают питание лампы Л42 и Л43, сигнализирующие о месте нахождения машиниста.

1н.з.к. между проводами 7330 и 7331 отключает ПУ2 управление холодильником;

1н.р.к. между проводами 899,7351 и 2591 подготавливает цепь питания на тумблера SA2 и SA3 на ПУ1;

1н.з.к. между проводами 309 и 342 не допускает включение реле РММ2.

Другим своим контактом ключ ВЦУ1 создается цепь на реле РУ31 по цепи: +БА, 720, 4817, АВ16 «Тормозное оборудование», 4826, 4827, нзк РУ32, 4840, нрк ВЦУ1, 4839, катушка реле РУ31, 4838, 4885, клемма 15/10, клемма 15/9, 4825, 651, - БА.

Реле РУ31 своими контактами:

1н.з.к.между проводами 4841 и 4827 не допускает включение реле РУ32;

1н.з.к.между проводами 4822 и 4828,4826 не допускает подачу питания на кран №205 на ПУ2;

1н.р.к.между проводами 4863и 4864 подготавливает цепь питания на реле РКА (реле крана аварийное);

1н.р.к.между проводами 4826 и 4834, 4835 подготавливает цепь питания на катушку Ов;

1н.р.к.между проводами 4826 и 4831, 4832 подготавливает цепь питания на катушку Тв;

1н.р.к. между проводами 428 и 4001 подает сигнал на БЭЛ о включении и принятии сигналов от тумблеров, переключателей с основного пульта управления.

Силовая цепь

Тяговые электродвигатели с 1-го по 6-ой подключены к тяговому генератору Г в две параллельные группы по три электродвигателя к каждой посредством поездных контакторов П1 и П2 в соответствии со схемой электрической принципиальной, прилагаемой с технической документацией тепловоза.

Обмотки возбуждения тяговых электродвигателей подключаются контактами главной цепи реверсора Р. При изменении положения реверсора его замкнутые контакты размыкаются, а разомкнутые контакты замыкаются. В этом случае обмотки возбуждения электродвигателей будут обтекаться током в противоположном направлении. Изменение направления тока в обмотках возбуждения вызывает изменение направления вращения якорей электродвигателей, и, следовательно, направление движения тепловоза.

Для обеспечения работы тягового генератора в рабочем интервале токов нагрузки (в гиперболической зоне внешней характеристики генератора) на тепловозе предусмотрены две ступени ослабления поля тяговых электродвигателей, что позволяет использовать полную мощность дизеля на восьмом положении контроллера до скорости 57км/час.

Включением контактора Ш1 параллельно обмоткам возбуждения электродвигателей 1,2,3 подсоединяется сопротивление первой ступени ослабления поля СШ1. При этом часть тока обмоток якорей электродвигателей 1,2,3 ответвляется по сопротивлению СШ1 и по обмоткам возбуждения будет проходить 48% тока якорей.

При включении контактора Ш2 параллельно обмоткам возбуждения электродвигателей 1,2,3 подсоединяется сопротивление второй ступени ослабления поля СШ1. В этом случае большая часть тока обмоток якорей будет проходить помимо обмоток возбуждения, так как часть тока дополнительно ответвляется по сопротивлению СШ1, и по обмоткам возбуждения будет проходить 25% тока якорей.

Подключение цепей ослабления поля тяговых электродвигателей задней тележки 4,5,6 осуществляется аналогично.

Включение прожекторов

Включение прожекторов осуществляется тумблером «Прожектор яркий» и «Прожектор тусклый». Переключение ламп заднего и переднего прожектора выполняется автоматически посредством контактов контактора управления КУ10. Прожектор питается после включения рубильника аккумуляторной батареи и автомата АВ10.

Электростеклоочистители

На тепловозе установлены стеклоочистители автомобильного типа с электроприводом на напряжение 24 В.

Питание стеклоочистителей осуществляется от отпайки аккумуляторной батареи 24В. В качестве защитного аппарата установлен автоматический выключатель.

Включение стеклоочистителей производится переключателями, установленными на основном и дополнительном пультах управления.

Стеклоочистители имеют малую (от 27 до 40 двойных ходов) и повышенную (не менее 40 двойных ходов) частоту движения щетки.

Работа гребнесмазывателя

Работой гребнесмазывателя управляет электронный блок управления БГ типа АГС8.10М2-2. Электропитание блока гребнесмазывателя осуществляется от бортовой сети тепловоза через тумблер «Гребнесмазыватель» по цепи: клемма 14/2, провод 335, нрк SF1 «Управление общее», 855, ск КБУ, 136, 2700, «+Пит» БГ, «-Пит» БГ, 2712, клемма 4/4«-».

К входу блока гребнесмазывателя подключен датчик пути. К выходу подключены через вспомогательные блок-контакты реверсора Р два электропневматических вентиля ВГ1, ВГ2.

При достижении локомотивом «пороговой» скорости, определяемой положением тумблера «скорость» на блоке БГ, начинает периодически включаться один из вентилей, в зависимости от направления движения локомотива: «+ЭПВ» БГ, 2701,нзк Р, 2704, 2705, катушка ВГ1, 2706, 2707, клемма 1/6, 2711, «-ЭПВ» БГ.

При нажатии педали «Песок», при включении электротормоза или создании давления воздуха в ТЦ 0,3-0,5 кгс/см2 блок БГ запрещает подачу смазки на гребни колес.

Защита от боксования

При боксовании одного из двигателей появляется напряжение разбаланса между якорями тяговых двигателей и делителями СРБ1 (СРБ2). Сигнал разбаланса через измерительные преобразователи ДБ1 (ДБ2) поступает в блок регулирования УСТА, который снижает мощность тягового генератора до устранения боксования, после чего плавно ее увеличивает.

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Наши рекомендации