Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001

. –– 128 с.

Глава 2 Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!

И. Соньер

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребенка. Известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики.

Профессор Трауготт: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».

Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Дифференцированное обучение предполагает тщательное исследование когнитивного стиля учащихся, разработку педагогических приемов и методов в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями.

Учебный процесс с точки зрения нейропедагогики можно представить в виде последовательной цепи:

§ установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);

§ обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);

§ сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Леворукость

Многочисленными исследованиями показано, что центры, ответственные за устную речь, у подавляющего числа леворуких находятся в левом полушарии, как и у всего праворукого человечества. Просто дифференциация функций между полушариями у леворуких не так выражена, как у праворуких. Это приводит к целому ряду важных и интересных последствий.

Учеными была выдвинута гипотеза, что в древности человечество в подавляющем большинстве было леворуким. Преобладание правой руки появилось позднее, в результате эволюции. Левая рука обладает большими потенциальными возможностями. Она выносливее к статическим нагрузкам, точнее определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.

Истоки возникновения леворукости ученые склонны видеть уже в пренатальном развитии ребенка. Одна из гипотез выглядит следующим образом. На шестой неделе после оплодотворения у человеческого зародыша образуются половые железы, которые вначале одинаковы у обоих полов. Если плод мужского пола, то на третьем месяце внутриутробного развития У-хромосомы начинают дифференцироваться в семенники мужского гормона тестостерона. Тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским плодом и способствует относительно большему развитию правого полушария. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляются процесс миграции нейронов к местам окончательной локализации и установление необходимых связей, то подобная задержка и может привести к леворукости.

Кроме генетического левшества существует левшество патологического характера. В этом случае леворукость может возникать в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией.

Вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности.

Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. Оказалось, что праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака (приятный запах), а для леворуких характерно преобладание эмоций отрицательного знака (неприятный запах), то есть они более пессимистичны.

В нашей стране леворуких в среднем 4—7%, в США — 13%. Среди леворуких людей много выдающихся людей, таких как П. Пикассо, Ю. Цезарь, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен, Ч. Чаплин, Э. Рубик, А. Македонский, Наполеон, К. Великий, В.И. Даль, Жанна ДАрк, П. Маккартни, У. Клинтон. Леворукие составляют 20% всех талантливых людей с высоким коэффициентом умственного развития.

Очень много леворуких одаренных детей. Из исследований по оценке творческих способностей людей в возрасте от 7 до 20 лет явствует, что у леворуких результаты значительно выше, чем у праворуких. Почему же тогда в ГПТУ леворуких всегда больше, чем в старших классах школы? Почему их много среди трудновоспитуемых подростков и алкоголиков? Среди рабочих левши встречаются в 2 раза чаще, чем среди работников умственного труда. Возможно, разгадка заключается в том, что мы не умеем учить леворуких детей, пользуемся методиками обучения, на них не рассчитанными, не учитывающими особенностей их психики.

Даже на самых ранних этапах развития психики праворукого и леворукого ребенка заметны значительные различия, связанные с особенностями функциональной специализации их левого и правого полушарий.

Праворукость и леворукость формируются в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает действовать левой рукой и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.

При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстра-стресса. Амбидекстром был И. П. Павлов.

Леворукость — это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие — от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам.

Иногда у праворуких людей имеется как бы «скрытое левшество», в котором нетрудно убедиться при помощи специальных тестов. Например, если при переплетении пальцев рук в замок сверху ложится левый большой палец. При переплетении рук на груди сверху оказывается левое предплечье.

Письмо и чтение — асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение. Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркального отражения встречаются также у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела (межполушарные связи, комиссуры), которое к этому возрасту достигает обычно своей функциональной зрелости. Развивать мозолистое тело можно при помощи кинезиологических упражнений.

Еще один важный момент. У ребенка в процессе развития может произойти смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего начинает доминировать правое полушарие и развивается так называемое «скрытое левшество». Таким критическим периодом является возраст 11—12 лет. Этот возраст рассматривается как критический по способности детей к зеркально-подражательным движениям, так как после него эта способность у праворуких людей практически исчезает, сохраняясь лишь у леворуких.

Рассматривая проблему феномена зеркального отражения, необходимо сказать о нарушении чтения у леворуких (дислексия). Оно не является результатом умственной отсталости или физической травмы. Ребенок с дислексией имеет нормальный интеллект. Нарушение носит зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого (не могут отличить ЛУГ от ГУЛ), не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС).

Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одаренных.

Но у них чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальны, но методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.

Интересна гипотеза В.Г. Стрелец, выражающаяся в том, что врожденная мануальная асимметрия часто связана с географической широтой и зависит от вектора сил земной гравитации.

Рекомендации для формирования грамотности

§ Научитесь внутренне визуализировать слово (представлять), начиная с маленьких и простых слов.

§ Посмотрите на воображаемый внутренний образ слова и напишите его в обратной последовательности (справа налево). Проверьте написанное слово.

§ Разбейте слово на группы и постройте картинку слова из этих групп последовательно.

§ Мысленно закрасьте слово своим любимым цветом.

§ Мысленно расположите слово на знакомом для вас фоне.

§ Если слово длинное, мысленно уменьшите размер букв так, чтобы слово целиком легко представлялось.

§ Нарисуйте в воздухе пальцами слово в зеркальном отражении.

§ Начиная конструирование слова визуально, заканчивайте в позитивной кинестетике (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела).

Определение стадии стресса

Стресс — психофизиологическая реакция организма на воздействие среды, выходящее за границы адаптивной нормы.

1-я стадия — усталость, кровь от мозга приливает к мышцам, умственная деятельность затруднена, глаза сухие, кожа блестящая и жирная.

2-я стадия — вертикальный или боковой стробизм (косоглазие), вследствие которого человек некоторое время не может воспринимать расстояние адекватно. При вертикальном стробизме под радужной оболочкой одного глаза видна белая полоска белковой оболочки глаза, на другом глазу не видна.

3-я стадия — под радужной оболочкой обоих глаз видна полоса белковой оболочки. Чувство разобщения с самим собой. Сознание не контролируется.

Для снятия стресса иногда достаточно фронтально-акцепитальной коррекции (лобно-затылочное упражнение).

Приложения

Приложение 1 Методы определения типа функциональной асимметрии полушарий

Наиболее точным приемом определения типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга является аппаратурная диагностика: электроэнцефалограмма, прибор «Активациометр» (автор проф. Ю.А. Цагарелли).

Однако в психологии и педагогике используется и нижеприведенные методики.

Тест И.П. Павлова

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И. П. Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем», промежуточном. По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, - это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» пита. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И. П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности.

Инструкция. Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Наглядный материал: 9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов:

1 вариант

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

2 вариант

1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».

Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

3 вариант

Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.

Определение стиля обучения и мышления (форма Б)

(Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл

Кафедра психологии обучения, Университет Джорджии)

Инструкция. Объективно существуют разные стили обучения и мышления. В каждом вопросе описаны три разных стиля обучения и мышления. Обведите один, который лучше всего описывает ваши сильные стороны и предпочтения.

1.

а) не очень хорошо запоминаю лица;

б) не очень хорошо запоминаю имена;

в) одинаково хорошо запоминаю имена и лица.

2.

а) лучше всего усваиваю устные объяснения;

б) лучше всего усваиваю объяснения в примерах;

в) одинаково хорошо усваиваю устные объяснения и объяснения в примерах.

3.

а) способен легко выражать чувства и эмоции;

б) умеренно сдержан в выражении чувств и эмоций;

в) скован в выражении чувств и эмоций.

4.

а) весело и свободно экспериментирую в спорте, искусстве, вне работы;

б) систематичен и сдержан в экспериментаторстве;

в) одинаково склонен как к веселому и свободному, гак и к сдержанному и систематическому экспериментированию.

5.

а) предпочитаю занятия, на которых дается один вид задания, после него другой и т.д.;

б) предпочитаю занятия, на которых я работаю над несколькими заданиями одновременно;

в) одинаково предпочитаю и первый и второй вид занятий.

6.

а) предпочитаю тесты, где нужно выбирать один правильный ответ из серии ответов;

б) предпочитаю тесты-эссе;

в) одинаково предпочитаю и те и другие.

7.

а) хорошо интерпретирую язык телодвижений и интонационные аспекты устной речи;

б) плохо интерпретирую язык телодвижений, завишу от того, что говорят люди;

в) одинаково хорошо интерпретирую язык телодвижений и речевое выражение.

8.

а) легко придумываю смешные фразы и поступки;

б) с трудом придумываю смешные фразы и поступки;

в) относительно легко придумываю смешные 4фазы и поступки.

9.

а) предпочитаю занятия, на которых я двигаюсь и что-нибудь делаю;

б) предпочитаю занятия, на которых я слушаю других;

в) одинаково предпочитаю и те и другие занятия.

10.

а) использую фактическую, объективную информацию в суждениях,

б) использую личный опыт и чувства в суждениях;

в) использую в равной мере и то и другое.

11.

а) легко, весело подхожу к решению проблемы;

б) серьезно, по деловому подхожу к решению проблемы;

в) совмещаю веселый и серьезный подходы.

12.

а) умственно воспринимаю и реагирую на звуки и образы больше, чем на людей;

б) существенно самопроизволен и творчески настроен в группе людей:

в) одинаково восприимчив и самопроизволен в умственном смысле независимо от окружения.

13.

а) почти всегда свободно использую любой доступный материал для работы;

б) временами использую любой доступный материал для работы;

в) предпочитаю работать с соответствующим, положенным материалом, используя его по назначению.

14.

а) люблю, когда мои занятия или работа запланированы, и я знаю, что конкретно я должен делать;

б) люблю, когда мои занятия или работа не чужды гибкости и возможны перемены по мере продвижения;

в) одинаково предпочитаю как запланированные, так и открытые для перемен занятия и работу.

15.

а) весьма изобретателен;

б) временами изобретателен;

в) никогда не изобретателен.

16.

а) лучше всего думаю лежа на спине;

б) лучше всего думаю сидя прямо;

в) лучше всего думаю в движении или при ходьбе.

17.

а) люблю занятия, на которых задания имеют четкую и непосредственную практическую приемлемость;

б) люблю занятия, на которых задания не имеют четкой практической применимости;

в) одинаково предпочитаю оба вида деятельности.

18.

а) люблю догадываться и предсказывать многие ситуации, когда не уверен в каких-то вещах;

б) скорее не стану догадываться, если не уверен;

в) догадываюсь в некоторых видах ситуаций.

19.

а) люблю выражать чувства и идеи простым языком;

б) люблю выражать чувства и идеи стихами, песнями, танцами и т.д.;

в) одинаково предпочитаю оба вида самовыражения.

20.

а) обычно получаю много новых идей из поэзии, символов и т.д;

б) временами получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д.;

в) редко получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д.

21.

а) предпочитаю простые задачи;

б) предпочитаю сложные задачи;

в) одинаково предпочитаю и простые, и сложные задачи.

22.

а) реагирую на отзыв и эмоции;

б) реагирую на призыв к логике;

в) одинаково реагирую и на то и на другое.

23.

а) предпочитаю работать над проблемами (задачами) последовательно, одна за другой;

б) предпочитаю работать одновременно над несколькими проблемами (задачами) одновременно;

в) одинаково предпочитаю последовательную работу и одновременную работу над несколькими проблемами (задачами).

24.

а) предпочитаю изучать традиционные области предмета;

б) предпочитаю иметь дело с теорией и гипотезами нового предмета;

в) в равной степени предпочитаю и то и другое.

25.

а) предпочитаю аналитическое чтение, критику;

б) предпочитаю творческое, синтезирующее чтение, позволяющее применять и использовать информацию для решения задач;

в) одинаково предпочитаю и то и другое.

26.

а) предпочитаю интуитивный подход к решению задач;

б) предпочитаю логический подход к решению задач;

в) предпочитаю в равной степени и логический, и интуитивный подход.

27.

а) предпочитаю зрительно представлять задачу при решении;

б) предпочитаю проанализировать задачу вслух, чтобы решить ее;

в) не предпочитаю ни то ни другое.

28.

а) предпочитаю логически решать задачи;

б) предпочитаю решать задачи, исходя из опыта, практики;

в) предпочитаю в равной степени и то и другое.

29.

а) умею хорошо объяснять устно;

б) умею хорошо объяснять в движении и действии;

в) умею одинаково хорошо объяснять как устно, так и наглядным способом.

30.

а) учусь быстрее, когда преподаватель использует устные объяснения;

б) учусь быстрее, когда преподаватель использует письменные объяснения;

в) одинаково предпочитаю и тот и другой тип объяснений.

31.

а) преимущественно полагаюсь на язык при запоминании и мышлении;

б) преимущественно полагаюсь на образы при запоминании;

в) одинаково полагаюсь на образы и язык.

32.

а) предпочитаю анализировать уже завершенный материал;

б) предпочитаю организовывать и доводить до конца незаконченный материал;

в) не предпочитаю тот или иной вид деятельности.

33.

а) люблю разговаривать и писать;

б) люблю рисовать и манипулировать;

в) люблю и то и другое.

34.

а) легко могу потеряться даже в знакомой обстановке;

б) легко ориентируюсь даже в незнакомой обстановке;

в) относительно хорошо ориентируюсь.

35.

а) более творческая натура, чем интеллектуальная;

б) более интеллектуальная, чем творческая натура;

в) интеллектуальная и творческая натура.

36.

а) люблю находиться в шумной людной обстановке, где что-нибудь все время происходит;

б) люблю находиться в обстановке, где я могу сконцентрироваться на чем-то одном;

в) иногда люблю и то и другое.

37.

а) преимущественно интересуюсь эстетическими проблемами: искусством, музыкой, танцами;

б) преимущественно интересуюсь практическими, прикладными вещами: работой, походами, коллективными видами спорта;

в) одинаково участвую в том и в другом виде деятельности.

38.

а) профессиональное призвание преимущественно к бизнесу, экономике;

б) профессиональное призвание преимущественно к гуманитарным наукам;

в) в данный момент не имею четкого предпочтения.

39.

а) предпочитаю изучать детали и специфические факты;

б) предпочитаю общий обзор предмета, взгляд на картину в целом;

в) предпочитаю, когда общий обзор перемежается деталями.

40.

а) умственно восприимчив и реагирую на то, что слышу и читаю;

б) в состоянии умственного поиска, самопознания в процессе учебы;

в) и то и другое.

Подсчет:

Правополушарный (П) ___

Левополушарный (Л) ___

Равнополушарный (Р) ___

Ключ

а) б) в) а) б) в)
Л П Р Л П Р
Л П Р П Л Р
П Л Р Л П Р
П Л Р Л П Р
Л П Р Л П Р
П Л Р П Л Р
П Л Р П Л Р
П Л Р Л П Р
П Л Р Л П Р
Л П Р Л П Р
П Л Р Л П Р
П Л Р Л П Р
П Р Л Л П Р
Л П Р Л П Р
П Р Л П Л Р
П Л Р/П П Л Р
П Л Р П Л Р
П Л Р Л П Р
Л П Р Л П Р
П Р Л Л П Р

Аналитический обзор стиля обучения (АОСО). Разработка самостоятельного метода оценки восприятия и запоминания

(Ребекка Л. Оксфорд, доктор наук Университет Алабамы, 1993 г.)

Ель

Программа АОСО разработана с целью анализа оценки вашего стиля обучения. Рассматривая однообразные индивидуальные способы восприятия и запоминания, АОСО предлагает ключ к разработке наиболее предпочтительного для вас стиля работы и обучения.

Инструкция. В каждом из 5 пунктов предлагаемой программы обведите цифру, которая является ответом на поставленный вопрос. Заполните так все пункты программы. В заключении вы будете обладать самостоятельно вычисленным ключом к интерпретации результатов АОСО.

Время

Общее время работы с АОСО не должно превышать 30 мин. Не раздумывайте долго, от одного непосредственного ответа переходите к другому.

В каждом пункте обведите цифру, выражающую приемлемый для вас способ запоминания:

0 — никогда;

1 — иногда;

2 — очень часто;

3 — всегда.

Вычисления

Пройдя программу по 5 типам, под каждым из них подведите итог.

Тип деятельности 1. Мои физические чувства в процессе обучения и работы

Сложите ваши отметки с 1—10 позиции, запишите итог

______(зрение).

Сложите ваши отметки с 11—20 позиции, запишите итог

______(слух).

Сложите ваши отметки с 21—30 позиции, запишите итог

______(кинестетика).

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Обведите все три показателя, если разница между ними составляет не более чем 2 очка. Полученный итог — показатель вашего наиболее работоспособного чувства.

Тип деятельности 2. Мое общение

Сложите ваши отметки с 1—10 позиции, запишите итог

______(экстраверт).

Сложите ваши отметки с 11—20 позиции, запишите итог

______(интроверт).

Обведите наибольший результат. Если разница между показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Итог — показатель Вашего стиля общения.

Тип деятельности 3. Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями

Сложите ваши отметки с 1—10 позиции, запишите итог

_____(интуитивные).

Сложите ваши отметки с 11—20 позиции, запишите итог

_____(логические).

Обведите наибольший результат. Если разница между показателями составляет не более 2 очков, обведите оба результата. Итог — показатель ваших индивидуальных возможностей в процессе обучения и на работе.

Тип деятельности 4. Мой подход к работе

Сложите ваши отметки с 1—10 позиции, запишите итог

______(жестко-регламентированный подход).

Сложите ваши отметки с 11—20 позиции, запишите итог

_____ (нерегламентированный).

Обведите наибольший результат. Если разница между показателями составляет не более 2 очков, обведите оба результата. Итог — показатель вашего индивидуального подхода к работе.

Тип деятельности 5. Как я оперирую идеями

Сложите ваши отметки с 1—10 позиции, запишите итог

_____(синтез).

Сложите ваши отметки с 11—20 позиции, запишите итог

_____(анализ).

Обведите наибольший результат. Если разница между показателями составляет не более 2 очков, обведите оба результата. Итог — показатель вашего индивидуального стиля мышления.

Заключение

Разработка предпочтительного стиля способствует значительному расширению ваших возможностей в процессе обучения и на работе.

Той же цели повышения работоспособности и эффективности обучения служат сведения о ваших способностях, которые вы сможете целенаправленно развивать. Специальные знания помогут вам вырваться за границу привычной «комфортной зоны» усвоения материала, значительно повысят ваш умственный и творческий потенциал.

Например, если вы мыслите абстрактными категориями, вам необходимо научиться навыкам практического мышления.

Приобретая необходимые новые навыки, вы не лишитесь своих основных преимущественных качеств. Вы лишь откроете для себя новые, но необходимые в учебе и на работе возможности.

Совершенствуйтесь, совершенствуя свой стиль!

Приложение 2 Методы диагностики показателей межполушарного взаимодействия

Тест на синкинезии

Для оценки нарушений межполушарного взаимодействия используется тест на синкинезии (агломерацированные движения), предложенный Б. В. Зейгарник с соавторами (1985) и Е.Д. Хомской с соавторами (1995). Сущность теста на синкинезии заключается в определении содружественных движений, возникающих при прикосновении к пальцам рук испытуемого на фоне отсутствия зрительного контроля. При этом критериями оценки служат:

§ отсутствие синкинезии и случайные синкинезии — признак сохранности межполушарных связей;

§ односторонние синкинезии — наличие функционального блокирования одного из полушарий головного мозга;

§ перекрестные синкинезии — чередование функционального блокирования полушарий;

§ двусторонние синкинезии — каждое из полушарий одновременно выполняет функции образного и логического мышления.

Психомоторные показатели

Психомоторные показатели оцениваются по результатам теппинг-теста (6 серий по 5 с). Испытуемому на бланке предъявляются 6 квадратов размером не менее 2х2 см. По команде испытуемый, держа кисть на весу, начинает постукивание карандашом в первом квадрате с максимально возможной для него частотой. Через 5 с по команде он переходит во второй квадрат и т.д. Подсчитывается число ударов в каждом квадрате (Е.П. Ильин).

Сложнокоординационная проба

Проводятся три серии двуручных синхронных движений вытянутыми вперед руками:

§ одна рука движется вертикально, а другая горизонтально;

§ «рисование» в пространстве разных фигур в зеркальном отражении;

§ плавные круговые движения одной рукой в области живота с одновременным похлопыванием другой рукой в области головы.

Каждая серия оценивается по 4-балльной шкале, после чего определяется средний балл бимануальной координации (Ю.В. Малова).

Цель

§ Развитие мелкой моторики руки.

§ Отработка дифференциации правых и левых частей тела.

§ Формирование ориентации в окружающем пространстве.

§ Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо — новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка — у леворуких детей. Умение различать правую и левую стороны — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

§ Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.

§ Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.

§ После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

§ Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

§ Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа — это ближе к правой руке, слева — ближе к левой.

§ Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

§ Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

§ Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.

§ Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа — ручку и т.д.

Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

§ Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

§ Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

§ Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мел-кие мышцы пальцев.

§ Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

§ Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

§ Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Д<

Наши рекомендации