Морфофункциональная организация
Психомоторики в нормальных
И патологических условиях
Психомоторика как совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, реализующаяся, как было показано в предыдущей главе, в многочисленном разнообразии моторных проявлений, представляет собой чрезвычайно сложную психофизиологическую функциональную систему, которая имеет многоуровневую иерархическую организацию с программирующими, управляющими, регулирующими и исполнительными органами.
В осуществлении психомоторных актов принимают участие многие органы и системы человеческого opганизма и прежде всего нервная система на различных уровнях ее организации и система многочисленных мышц, тесное взаимодействие которых обеспечивает как удержание определенных положений, поз тела и различных его частей (статика), так и выполнение разнообразных по характеру движений и двигательных действий (динамика).
Все многообразное богатство тончайших движений, совершаемых человеком в различных видах профессиональной или любой другой деятельности, становится возможным благодаря тонкой дифференцированной работе (сокращению и растяжению) множества мышц и мышечных групп, представляющих исполнительные органы двигательного аппарата, совокупность которых образует мышечную, пли мускульную, систему человека.
Управление работой огромного количества мышц (а у человека только скелетных мышц насчитывается около шестисот), осуществляйся центральной нервной системой (головным и спинным отделами мозга) при участии периферической нервной системы (черепно-мозговых нервов, спинномозговых нервов и нервных сплетений). Периферические нервы доставляют импульсы (приказы на выполнение психомоторных действий) из центральной нервной системы по эфферентному (выносящему, двигательному) пути к рабочему органу -мышце и информацию с периферии - от мышцы (рецептора, расположенного в ней) по афферентному (приносящему, чувствительному) пути обратно в центральную нервную систему. Доказано, что периферические нервы по своему составу являются смешанными, то есть несут в себе и чувствительные, и двигательные волокна.
Развитие моторики ребенка на ранних этапах онтогенеза обусловлено естественным созреванием соответствующих мозговых структур, а в последующем зависит от социально-педагогических условий, то есть обучения.
Таким образом, успешность-неуспешность психомоторного развития в целом определяется двумя основными факторами:
во-первых, зрелостью и функциональной готовностью мозга и прежде всего тех его отделов, которые обеспечивают возможность данного развития и,
во-вторых, научением, то есть формированием двигательных навыков (М.М. Кольцова, 1973).
Большое количество данных клинических наблюдений и экспериментальных исследований свидетельствует, что проявления двигательных нарушений и моторной несформированности, характеризующиеся разнообразной симптоматикой, разными патофизиологическими механизмами, специфическим влиянием на состояние отдельных психических функций человека и т.д., обусловлены различной локализацией поражения мозговых структур или их функциональной недостаточностью.
В связи со сказанным знание морфологических и функциональных особенностей нервных образований, задействованных прямо или косвенно в осуществлении психомоторной деятельности, имеет важное значение как для изучения двигательной сферы в норме и при отклонениях, так и для организации необходимой работы по развитию психомоторики и коррекции ее недостатков.
В основе нашего рассмотрения морфофункциональных особенностей мозговых структур, принимающих участие в осуществлении психомоторных актов человека, лежит общепринятый в клинике принцип: изучение патологии через знание нормы. Такой подход, на наш взгляд, во-первых, является необходимым отправным моментом в формировании общих представлений о сложной структуре мозгового аппарата, обеспечивающего моторные возможности человека, и о роли каждой из его составных частей и других мозговых образований в целостной работе двигательной функциональной системы, каковую и представляет психомоторика как предмет нашего рассмотрения; во-вторых, составляет важную часть в подготовке необходимого инструментария при проведении такого рода исследований, предмет которых находится на стыке ряда научных дисциплин; в-третьих, расширяет возможности для объективной оценки характера отклонений в двигательном развитии и проведения топической диагностики мозговых поражений в процессе комплексного медико-психолого-педогогического изучения психомоторных функций человека; наконец, в четвертых, обеспечивает научно обоснованную организацию работы по развитию психомоторики и коррекции ее нарушений.
К рассмотрению мозговой организации психомоторики мы подходим с позиций исторического развития представлений о природе произвольных движений человека. Исходя из этого в первом разделе данной главы на основании анализа литературы нами обозначены основные узловые моменты процесса формирования представлений о мозговой организации моторных функций человека. В последующих разделах мы также исходим из указанного принципа, включая в их содержание в случае необходимости исторический материал.