К основным видам движений С.Л. Рубинштейн (1989) относит следующие:

1) движения позы - движения мышечного аппарата, обес­печивающие поддержание и изменение позы тела путем тонической напряженности мышц;

2) локомоции — движения, связанные с пере­движением тела в пространстве, особенности которых выражаются в походке, осанке, и т.д.;

3) мимика и пантомимика - выразительные движения лица, рук, всего тела как непосредственное проявление эмо­ций;

4) семантические движения - движения, перерастающие непо­средственные выразительные движения и выступающие как носители определенного значения, часто встречающиеся в жизни (утвердитель­ный или отрицательный жест головой, поклон, рукопожатие, аплодирование и т.д.);

5) речь как моторная функция в ее динамическом ас­пекте, ее ритмике, интонации, ударениях, усилении и др., отражающих мысли и чувства говорящего и воздействующих на слушателя;

6) рабочие движения - различные движения в разных видах трудовых операций и производственной деятельности, включая и тонкие движе­ния пальцев рук музыканта, машинистки и т.д., а также движения пи­шущей руки. От точности, быстроты, координированности рабочих движений, их ловкости зависит эффективность выполняемой челове­ком работы (выделено автором - С.Р.).

Движения, как известно, в своих проявлениях обладают рядом ка­честв, свойств, которыми определяются их пространственно-временные и другие параметры, выступающие в качестве их внешних характеристик.

С.Л. Рубинштейн, придерживаясь классификации пси­хомоторных функций А.А. Толчинского, выделяет следующие основ­ные свойства движений:

1) скорость (быстрота прохождения траек­тории);

2) сила

3) темп (количество движений за определенный про­межуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интерва­лов между движениями);

4) ритм (временной, пространственный и силовой);

5) координированность;

6) точность и меткость;

7) пластичность и ловкость (1989; С.22; выделено нами - В.Д.).

Поскольку движения, как было уже отмечено, служат для выра­жения действий, которыми в свою очередь определяется двигательное поведение, то свойства движений "могут быть ... поняты, лишь исходя из этих действий" (С Л Рубинштейн, 1989; С 20) и, как можно еще добавить, из внешнего психомоторного поведения человека в целом.

Сенсомоторика. Сенсомоторные реакции в структуре психомоторной

Деятельности

В сфере психомоторики человека, по мнению К.К. Платонова (1977), в качестве важнейшей ее подструктуры явля­ются не только сложнокоординированные и многопараметрические движения, в которых в единстве представлены их пространственные, временные, силовые и другие характеристики, т.е. те основные свойст­ва, которые были перечислены нами выше. В понятие психомоторики К. К. Платонов вводит также выделяемые им многообразные виды сенсомоторных реакций (сенсомоторика) и идеомоторные процессы (идеомоторика) суть которых в литературе раскрывается следующим образом

В предметной деятельности ребенка (в процессе игры, самооб­служивания и т д.), в трудовых процессах и любой другой деятельно­сти взрослого разнообразные движения и действия связаны с воспри­ятиями разной модальности (зрительной, слуховой, тактильной и др.), в ответ на которые они (движения и действия), собственно, и совер­шаются и которыми контролируются, уточняются и корректируются. Двигательное действие человека представляет, таким образом, по оп­ределению С. Л. Рубинштейна, сенсомоторное единство, в котором, указывал он, "между моторикой и сенсорикой связь не линейная, а кольцевая, так что не существует такой реально отделимой части этого сенсомоторного единена, которое было бы только моторным образо­ванием, не включающим сенсорных компонентов" (1989; С.24). При этом, отмечает он, действия человека афферентируются "не элемен­тарными сенсорными сигналами, а гнозисом, сложным познаватель­ным синтезом" (там же).

Все ощущения, восприятия, возникающие при воздействии на анализаторы разномодальных раздражителей, афферентирующие и определяющие ответные действия, К.К. Платонов (1977) называет "сенсорным полем", а все то, на что человек действует своими движе­ниями, - " моторным полем" Взаимодействие этих полей, указывает он, и составляет основу сенсомоторных процессов, т.е. "сенсомоторики"

Связь восприятия и ответного движения может осуществляться в различных формах сенсомоторных процессов, в которых, как отмечает К.К Платонов, различают четыре психических акта:

1) сенсорный момент реакции - процесс восприятия,

2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда с различением, узнаванием, оценкой и выбором,

3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения;

4) сенсорные коррекции движения (обратная связь)" (К.К. Платонов, 1977; С.64).

На наличие первых трех моментов во всякой реакции (от самой примитивной ее формы у простейших организмов до самой сложной формы сознательного поступка человека) указывал еще Л.С. Выготский, который, в частности, писал: "Эти три момента -сенсорный, центральный и моторный, или восприятие раздражения, переработка его и ответное действие, - необходимо присутствуют во всяком акте реакции" (Л.С.Выготский, ]991;С.48). Однако, замечает он, не всегда все три момента реакции бывают вполне очевидны; чаще бывает дан в открытой форме только третий момент - само ответное действие организма, когда в качестве раздражителя могут выступать собственно его внутренние, невидимые процессы или центральный момент принимает такие ускоренные формы, что кажется тоже отсут­ствующим, наконец, когда ответное действие бывает отставлено во времени или запаздывает по отношению к действию раздражителя. Кроме того, отмечает в этой связи Л.С. Выготский, сами реакции мо­гут вступать между собой в такие сложные отношения, что простым наблюдением оказывается совершенно невозможно "расчленить пове­дение на отдельные реакции и указать все три момента каждой из них. .. с наибольшей ясностью эти три момента выступают в простейших реакциях. В сложных формах человеческого поведения они принима­ют все более и более скрытые, неявные формы, и часто нужен очень сложный анализ для того, чтобы обнаружить природу реакции. Однако и в самых сложных формах человеческое поведение строится по типу и по модели такой же точно реакции, что и в простейших формах у растений и одноклеточных организмов." (Л.С. Выготский, 1991; С.49-50).

В зависимости от сложности центрального момента реакции раз­личают простые и сложные сенсомоторные реакции. Простая сенсо-моторная реакция, по определению К.К. Платонова, "есть возможно более быстрый ответ заранее известным простым одиночным дви­жением на внезапно появляющийся, но заранее известный сигнал" (1977; С.64; выделено автором - К.П.). К таким реакциям относят и ответные движения на зрительные, слуховые и другие раздражители, появляющиеся в онтогенезе ребенка уже в первые месяцы жизни. Все другие сенсомоторные реакции, в которых центральный момент связан с необходимостью выполнения движения как реакции различения, выбора, переключения и др., по мнению К.К. Платонова, относят­ся к сложным.

Непременными элементами психологической структуры сложных сенсомоторных реакций являются внимание, память, мышление (хотя бы в его простейших формах), эмоции, волевые усилия, уровень разви­тия которых, как надо понимать, будет влиять на успешность протека­ния таких реакций.

Если простые сенсомоторные реакции характеризуются времен­ным показателем (скоростью протекания), то сложные сенсомоторные реакции, как отмечает К.К. Платонов, имеют еще и другой показатель — точность, которая всегда зависит от неоднократного повторения одних и тех же реакций (упражнения, тренировка).

Наши рекомендации