Практическое занятие №4 (2 ч)
Вопросы для подготовки к практическому занятию:
1. Структура органов местного самоуправления: общие положения. Виды органов местного самоуправления. Порядок изменения структуры органов местного самоуправления и ее определения во вновь образованном муниципальном образовании.
2. Представительные органы в системе местного самоуправления. Порядок формирования представительных органов местного самоуправления, определения их численности, срока полномочий. Исключительные полномочия представительных органов местного самоуправления.
3. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления. Основные формы депутатской деятельности. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления, основные гарантии его деятельности.
4. Глава муниципального образования: понятие, порядок избрания, взаимоотношения с иными органами местного самоуправления. Полномочия главы муниципального образования. Ограничения, связанные с осуществлением главой муниципального образования своих полномочий.
5. Местная администрация: понятие, основные функции. Порядок определения структуры местной администрации. Структурные подразделения местной администрации: понятие и виды. Порядок проведения конкурса на должность главы местной администрации. Полномочия главы местной администрации.
6. Иные муниципальные органы и должностные лица: виды, их характеристика.
Задания для самостоятельной работы:
Решение тестовых заданий и практических задач (форма выполнения: письменная; форма контроля: аргументация решения студентом на практическом занятии):
1) Назовите, какие из перечисленных ниже образований являются органами местного самоуправления:
- администрация области;
- городская налоговая инспекция;
- районный муниципальный совет;
- староста села;
- городской фонд социальной поддержки малоимущих граждан;
- городское муниципальное автотранспортное предприятие;
- профсоюзная организация городской администрации;
- глава городского поселения;
- областная Дума;
- уличный комитет;
- избирательная комиссия муниципального образования;
- городское отделение партии «Новое время».
2) При обсуждении проекта устава муниципального района на публичных слушаниях группа жителей внесла следующее предложение: формировать районный представительный орган из депутатов сельских советов поселений, входящих в состав муниципального района. Количество депутатов от каждого сельского совета зависит от численности жителей, проживающих в поселении. Председателем районного совета по должности должен стать представитель самого крупного сельского совета. Возможен ли такой способ формирования районного представительного органа?
3) На заседании постоянной комиссии городской Думы по жилищно-коммунальному хозяйству был заслушан отчет директора городского муниципального предприятия «Водоканал». Депутаты отметили неудовлетворительную работу предприятия, систематический срыв графика подачи воды в отдельные районы города и объявили директору «Водоканала» выговор. В принятом решении постоянной комиссии был намечен план мероприятий по устранению имеющихся недостатков в деятельности муниципального предприятия. Спустя три месяца депутаты вновь проверили работу предприятия «Водоканал» и выяснили, что решение постоянной комиссии осталось невыполненным. На очередном заседании постоянной комиссии депутаты приняли решение: «За неисполнение решения постоянной комиссии освободить директора муниципального предприятия «Водоканал» от занимаемой должности». Данное решение постоянная комиссия направила главе городской администрации для исполнения. Правомерны ли решения постоянной комиссии горсовета?
4) За нарушение правил дорожного движения (превышение установленной скорости движения) гражданином Каровым инспектор ГИБДД составил протокол об административном правонарушении. Однако Каров предъявил удостоверение депутата городской Думы и заявил, что без согласия представительного органа местного самоуправления он не может быть привлечен к административной ответственности. Соответствует ли заявление депутата действующему законодательству?
2. Методические указания к самостоятельной работе студентов
Успешное изучение учебной дисциплины «Муниципальное право» предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на практических занятиях, но и самостоятельную работу.
Самостоятельная работа включает в себя:
- предварительное ознакомление с программой курса перед лекцией;
- изучение нормативных правовых актов, основной и дополнительной литературы по различным темам курса;
- изучение судебной практики;
- анализ периодической печати по актуальным проблемам конституционного права;
- конспектирование различных работ при подготовке к практическим занятиям по темам учебного курса;
- подбор и анализ научного материала при подготовке реферативных сообщений и научных докладов, в т.ч., на практические занятия;
- изучение вопросов практического занятия в соответствии с его темой;
- чтение и обработка (алгоритмизация) конспекта лекций;
- подготовка к индивидуальным и групповым заданиям;
- анализ практических ситуаций/актуальных теоретических вопросов;
- подготовка презентаций Power Point;
- составление схем, таблиц;
- решение практических задач;
- выполнение контрольных работ (заданий);
- выполнение творческих заданий (преподавателя).