Тема. 4.3 Основы математической статистики.

Студент должен:

знать: - методы исследования статистических данных;

-определение эмпирической функции;

-генеральные и выборочные совокупности; оценки параметров;

- несмещенные и состоятельные оценки;

- точность оценки и доверительные интервалы.

уметь: - составлять эмпирическую функцию и строить ее график;

- определять смещенную и нормальную оценки;

-определять точность оценки;

- определять доверительные интервалы.

Выборочный метод исследования статистических данных, эмпирическая функция распределения. Генеральная и выборочная совокупности. Несмещенные эффективные и состоятельные оценки параметров. Генеральная средняя, выборочная средняя. Оценка генеральной средней по выборочной средней. Генеральная дисперсия, генеральное среднее квадратичное отклонение. Оценка генеральной дисперсии по исправленной выборочной. Точность оценки, доверительная вероятность, доверительный интервал. Доверительные интервалы для параметров нормально распределенной генеральной совокупности.

Методические указания.

Цель математической статистики состоит в указании методов сбора и группировки статистических сведений, которые получены в результате экспериментов или наблюдений. Вторая задача- это разработка методов анализа статистических данных: оценки вероятности события, а также функций и параметров распределения; оценка зависимости случайной величины от других случайных величин; проверка статистических гипотез о виде и виде величинах параметров неизвестного распределения.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение генеральной и выборочной совокупности.

2. Укажите способы отбора.

3. Дайте определение статистического распределения выборки и его характеристики

4. Что называют эмпирической функцией распределения?

5. Как строится график эмпирической функции?

6. Что называют полигоном и гистограммой?

7. Какие виды статистических оценок вы знаете?

8. Что такое доверительный интервал?

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Номер темы Номер и наименование работы Количество аудиторных часов
1.1 1.2 Вычисление матричного многочлена. Решение систем линейных уравнений методом Крамера.
Действия над комплексными числами в алгебраической, тригонометрической и показательных формах
3.1 3.2 3.3 Производная сложной функции. Исследование функции и построение графика
4.1 4.2 4.3 Решение простейших задач на определение вероятности. Нахождение математического ожидания и дисперсии случайной величины по заданному закону распределения


ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Требования к выполнению и оформлению контрольной работы.

1. Работа выполняется в отдельной тетради школьного формата. Следует пронумеровать страницы и оставить на них поля не менее 3 см для замечаний преподавателя.

2. На обложке тетради должен быть приклеен титульный лист утвержденного образца и аккуратно записаны все данные: шифр, Ф. И. О. студента, предмет и номер работы.

3. Работа должна быть выполнена чернилами одного цвета, аккуратно и разборчиво.

4. Решение задачи располагайте в порядке номеров, указанных в задании, номера задач следует указывать перед условием.

5. Условия задач должны быть обязательно переписаны полностью в контрольную тетрадь.

6. При оформлении записей в тетради необходимо выполнять общие требования к культуре их ведения. Перечислим важнейшие из этих требований:

- студенты должны соблюдать абзацы, всякую новую мысль следует начинать с новой строки;

- важные формулы равенства, определения нужно выделять в отдельные строки;

- при описании решения задачи краткая запись условия отделяется от решения и в конце решения ставится ответ;

- серьезное внимание следует уделять правильному написанию сокращенных единиц измерения;

- необходимо правильно употреблять математические символы.

7. Решения задач должны сопровождаться краткими, но достаточно обоснованными пояснениями, используемые формулы нужно выписывать.

8. Чертежи следует выполнять карандашом с использованием чертежных инструментов, соблюдая масштаб.

9. В конце работы следует указать литературу, которой вы пользовались, проставить дату выполнения работы и подпись.

10. Работа, выполненная не по своему варианту, не учитывается и возвращается студенту без оценки.

Контрольные работы должны быть выполнены в срок (в соответствии с учебным планом - графиком). В период сессии работы на проверку не принимаются. Если в работе допущены недочеты и ошибки, то студент должен выполнить все указания преподавателя, сделанные в рецензии.

Студенты, не имеющие зачет по контрольной работе, к экзамену не допускаются. Во время экзамена зачтенные контрольные работы предоставляются преподавателю.

Контрольная работа имеет 30 вариантов. Вариант работы выбирается согласно двум последним цифрам шифра студента.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

К решению первой задачи контрольной работы следует приступить после изучения темы «Матрицы и определители».

Матрицей называется множество чисел, образующих прямоугольную таблицу, которая содержит m строк и n столбцов:

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Сокращенно можно записать Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , где Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Любой элемент -это элемент, находящейся на пересечении Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -той строки и Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -того столбца.

Если количество строк n не равно количеству столбцов m, то матрицу называют прямоугольной.

Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Если количество строк n равно количеству столбцов m, то матрицу называют квадратной.

Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Число строк и столбцов квадратной матрицы называют порядком квадратной матрицы.

Рассмотрим квадратную матрицу порядка n: Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .Диагональ, содержащая элементы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - главная диагональ, диагональ содержащая Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -побочная диагональ.

Матрица вида Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru называется диагональной.

Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Если у диагональной матрицы все числа равны, то есть Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , то матрица называется скалярной. Скалярную матрицу, у которой все числа главной диагонали равны единице, называют единичной и обозначают E.

Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Матрицу, у которой все элементы равны 0, называют нулевой матрицей и обозначают 0= Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

В прямоугольной матрице типа Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , если Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , то Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - матрица- строка.

Если Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , то Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -матрица- столбец

Матрицы-строки и матрицы-столбцы иначе называются векторами.

Две матрицы называются равными, если у них одинаковое число строк m и одинаковое число столбцов n и их соответствующие элементы равны: Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Пример: Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Пусть дана матрица размерности Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .Переставляя строки со столбцами, получаем матрицу размерности Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , которую называют транспонированной и обозначают Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Операции над матрицами.

1. Сложение (вычитание) матриц одинаковых размерностей.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Чтобы найти сумму (разность) двух (и более) матриц с одинаковым числом строк и столбцов необходимо сложить (вычесть) соответствующие элементы.

Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru ; Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Так как сложение матриц сводится к сложению чисел, то данная операция обладает теми же свойствами, что и сложение чисел, а именно:

1. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

2. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

3. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

2. Умножение матрицы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru на число Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Каждый элемент матрицы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru умножаем на число Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Свойства:1. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

2. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

3. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

3. Умножение матриц. Матрицы можно перемножить тогда, когда число столбцов матрицы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru равно числу строк матрицы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Чтобы найти элемент стоящий на Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -той строке и Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -том столбце матрицы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , нужно умножить соответствующие элементы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru строки и Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru столбца и сложить произведения.

Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Свойства:

1. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

2. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

3. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Для квадратичных матриц возможно составление многочленов. Многочлен степени Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru от квадратичной матрицы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru называется выражение

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru или Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Если Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , то матрица Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru называется корнем многочлена Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , сам многочлен называется аккумулирующим для матрицы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Пример. Найти значение матричного многочлена Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru ( Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru ):

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru =-x3+3x2+x-2, Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru = Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Решение. В многочлен Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru вместо Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru подставляем матрицу Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru и в ответе получаем матрицу той же размерности, что и матрица Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Пусть дана квадратная матрица второго порядка. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Определителем (детерминантом) второго порядка, соответствующей данной матрице, называется число равное разности произведений элементов главной и побочной диагонали. Обозначение Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Пример. Вычислить Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Рассмотрим квадратную матрицу третьего порядка Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Определитель (детерминант) третьего порядка вычисляется по формуле:

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Пример. Вычислить

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Свойства определителей.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

2. При перестановке двух строк или столбцов определитель изменить свой знак на противоположный.

3. Общий множитель всех элементов строки или столбца можно вынести за знак определителя.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

4. Определитель с двумя одинаковыми строками или столбцами равен нулю. Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

5. Определитель, у которого все элементы двух строк или двух столбцов пропорциональны, равен нулю. Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

6. Если к какой-либо строке или столбцу определителя прибавить элементы другой строки или столбца, умноженные на одно и то же число, то определитель не изменит своей величины.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

7. Треугольный определитель, у которого все элементы лежащие выше или ниже главной диагонали- нули, равен произведению элементов главной диагонали.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Свойства 6 и 7 дают еще один способ вычисления определителей: приводим определитель к треугольному виду, пользуясь свойством 6 ,и вычисляем его значение, опираясь на свойство 7.

Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Рассмотрим определитель Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Минором Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru элемента Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru определителя Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru называется новый определитель, который получается из данного определителя вычеркиванием строки и столбца, содержащих данный элемент.

Пример. 1)Минор элемента Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru будет Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

2)Выпишем все миноры определителя третьего порядка Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Алгебраическим дополнением элемента Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru определителя Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru называется минор Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru этого элемента, взятый со знаком Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , и обозначается Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Сумма произведений элементов любой строки или столбца определителя Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru на их алгебраические дополнения равна этому определителю.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - разложение определителя по элементам Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -той строки. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - разложение определителя по элементам Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -того столбца.

Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Найдем значение этого определителя разложением по первому столбцу.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Таким образом – это третий способ вычисления значений определителей, который позволяет найти значение определителей более высоких порядков.

Пример. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

К решению второгозадания приступить после изучения темы «Системы линейных уравнений».

Пусть дана система m линейных уравнений с n неизвестными
Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -коэффициенты системы, Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - свободные члены.

Если Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , то система называется однородной, иначе неоднородной.

Матрица Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , составленная из коэффициентов системы (1.1) Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -называется матрицей системы (1.1) или основной матрицей.

Определитель Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - определитель исходной системы уравнений (1.1).

Расширенной матрицейлинейной системы (1.1) называется матрица, которая получается из основной прибавлением столбца свободных членов:

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Решением системы (1.1) называется совокупность чисел Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , обращающих все уравнения системы в тождество.

Если система линейных уравнений не имеет решения, то она называется несовместной. Если система имеет хотя бы одно решение, то она называется совместной.

Две системы называются эквивалентными, если множество их решений совпадают.

1.Матричный способ.

Если ввести обозначение

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

то исходную систему можно записать в виде -это матричное уравнение. Такое уравнение решается следующим образом. Пусть матрица Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru невырожденная ( Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru ), тогда существует обратная матрица Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Умножив на нее обе части матричного уравнения, имеем Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .
Используя сочетательный закон умножения, перепишем это равенство в виде Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Поскольку Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru и Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , находим Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Таким образом, чтобы решить систему матричным способом, нужно:
1. Записать систему в виде матричного уравнения и решить ее. Найти обратную матрицу Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .
2.Найти произведение обратной матрицы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru на матрицу-столбец свободных членов Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , т. е. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru
3. Пользуясь определением равных матриц, записать ответ.
Пример 1. Решим систему уравнений Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Запишем систему в виде матричного уравнения Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Для этого будем искать обратную матрицу Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Найдем определитель матрицы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Вычислим алгебраические дополнения каждого элемента матрицы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru :

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Запишем матрицу Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru и транспонируем ее: Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Учитывая, что Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , запишем обратную матрицу Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

2.Умножим матрицу Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru на матрицу Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru :

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru
3. Так как Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , то по определению равных матриц получим Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Метод Крамера.

Рассмотрим систему n линейных уравнений с n неизвестными
Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Составим определитель исходной матрицы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -определитель, полученный из определителя Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru заменой Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -го столбца из коэффициентов при неизвестном Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru на столбец свободных членов, то есть Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , …, Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Если Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , то система имеет единственное решение и по формулам Крамера Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , где Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Рассмотрим случай, когда определитель системы равен нулю. Здесь возможны два варианта:

1. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru и каждый определитель Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Это имеет место только тогда, когда коэффициенты при неизвестных Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru пропорциональны, т.е. каждое уравнение системы получается из первого уравнения умножением обоих его частей на число Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Очевидно, что при этом система имеет бесчисленное множество решений.

2. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru и хотя бы один из определителей Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Это имеет место только тогда, когда коэффициенты при всех неизвестных, кроме Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , пропорциональны. При этом получается система из противоречивых уравнений, которая не имеет решений.

Пример 2. Решим систему, применяя метод Крамера Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Вычислим определитель системы Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Вычислим определители Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru : Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru ; Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Найдем значения Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru по формулам Крамера: Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Итак, решение системы есть (3;-1).

Метод Гаусса.

При решении систем линейных уравнений используют также метод Гаусса (метод последовательного исключения неизвестных). Он состоит в следующем: систему приводят к эквивалентной ей системе с треугольной матрицей или к ступенчатому виду. Эти действия называют прямым ходом. Из полученной треугольной системы переменные находят с помощью последовательных подстановок (обратный ход).

При выполнении прямого хода используют следующие преобразования:

1) умножение или деление коэффициентов свободных членов на одно и то же число;

2) сложение и вычитание уравнений;

3) перестановку уравнений системы;

4) исключение из системы уравнений, в которых все коэффициентов при неизвестных и свободные члены равны нулю.

Пример 3. Используя метод Гаусса, решим систему уравнений Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Решение. Запишем расширенную матрицу Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Переставим третью и первую строки местами: Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Чтобы в 1-м столбце получить Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , умножим 1-ю строку сначала на 3, а затем на 2 и вычтем результаты из 2-ой и 3-й строк: Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Разделим 2-ю строку на 8, полученную результаты умножим на 3 и вычтем из 3-й строки:. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Разделим 3-ю строку на Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru :.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Выполняя обратный ход, с помощью последовательных подстановок находим неизвестные: Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Итак, получаем ответ(1;2;3).

К решению третьего задания приступайте после изучения темы «Основы теории комплексных чисел».

Комплексным числом называется число вида Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , где Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - действительные числа, а число Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , определяемое равенством Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , называется мнимой единицей.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , можно рассмотреть как вектор Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Ось oy-мнимая, ось ox- действительная.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - алгебраическая форма комплексного числа.

Действия над комплексными числами в алгебраической форме

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -модуль комплексного числа

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - угол, образованный между вектором Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru и положительным направлением оси ox- аргумент

Аргумент определяем по формулам Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru ( угол будет со знаком «+», если он берется против часовой стрелки, и со знаком «-», если по часовой стрелке). Иногда угол легко определяется по рисунку.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -тригонометрическая форма.

Правило перехода от алгебраической формы к тригонометрической форме:

Находят модуль комплексного числа Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Для нахождении аргумента Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru сначала определяют геометрически, в какой четверти находится точка z. Составляют уравнения Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru и по решению одного из них находят угол Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Записывают комплексное число в тригонометрической форме Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Действия над комплексными числами в тригонометрической форме

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - показательная форма комплексного числа.

Действия над комплексными числами в показательной форме

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , где k принимает n значений: 0, 1, 2, …, n-1.

Пример. 1)Выполните действия: Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , где

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Решение.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

2) Возведите в степень Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Решение. Сначала переведем комплексное число в тригонометрическую форму.

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Модуль Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru ,точка изображающее данное число, лежит в 4 четверти и Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , поэтому Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Следовательно Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 3) Извлеките корень Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Решение. Для начала представим число в тригонометрической форме: Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Воспользуемся формулой Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

В нашем случаи Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Получаем Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

К решению четвертогозадания нужно приступить после изучения темы «Функции, пределы, непрерывность».

ОБЩИЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ

И ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКОВОВ

Под «исследованием функции» обычно понимается разыскание:

1. области определения функции, выявление четности и нечетности, периодичности функции; точек пересечения с координатными осями;

2. точек разрыва функции;

3. асимптот графика (если требуется, то дополнительно исследовать поведение функции при Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru )

4. интервалов возрастания и убывания;

5. точек максимума и минимума, а также экстремальных значений;

6. областей выпуклости вверх (вниз) графика функции, точек перегиба.

На основании проведенного исследования строится график функции.

Пример. Построить график функции Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

1) Область определения функции: Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru пересечение оси 0х в точке (1;0), а оси 0у - (0;-1); Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

2) Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru точка разрыва;

3) из 2) Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru х=-1 вертикальная асимптота;

Находим наклонную асимптоту:

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - наклонная асимптота при

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

4) Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru = Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru при Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru (возрастает)

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru (убывает)

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru (возрастает)

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru (возрастает)

5) Из предыдущего Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru точка максимума,

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - max;

6) Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru =0 при х=1;

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru При Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

х=1 абсцисса точки перегиба, у (1)=0.

Результаты исследования внесем в следующую таблицу

х Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -5 (-5;-1) (-1;1) (1;+4)
Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru + - + +
Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru - - - - +
Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru y Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru -27/2- max      

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

К решению пятого заданияконтрольной работы следует приступить после изучения темы "Дифференциальное и интегральное исчисление" (Производная функции).

Предел отношения приращения функции D у к вызвавшему его приращению аргументу D х при стремлении D х к нулю, то есть Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru называется производной функции у = f (х) по аргументу х в точке х0.

Производная обозначается одним из символов: у', f ' (х), Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru , а ее значение при х = х0 обозначается у' (х0), f ' (х0) , Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru .

Операция нахождения производной называется дифференцированием, сама функция называется дифференцируемой, если имеет конечную производную.

Производная сложной функции.

Если у = f (и), и = Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru (х) - дифференцируемые функции своих аргументов, то производная сложной функции у = f( Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru (х)) существует и равна произведению производной функции у по промежуточному аргументу u на производную промежуточного аргумента u по независимой переменной х:

ух' = уu'.их'

Эта формула распространяется и на сложные функции, которые задаются с помощью цепочки, содержащей три звена и более.

Правила дифференцирования

Во всех приведенных формулах буквами U;V обозначены дифференцируемые функции независимой переменной х: U= U(х), V= V(х), а буквами а, C, n - постоянные.

1. с' = 0 4. (UV)’=U’V+UV’

2. х' = 1 5. (CU)' = CU'

3. (U+V)' = U’ +V ' 6. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Формулы дифференцирования

Основные элементарные Сложные формулы

формулы

7. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 7a. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

8. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 8а. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

9. (sin x)' = cos x 9а. (sin U)'= cos U . U'

10. (cos x)' = - sin x 10а. (cos U)'= - sin U . U'

11. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 11а. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

12. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 12а. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

13. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 13а. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

14. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 14а. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

15. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 15а. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

16. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 16а Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru . где Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

17. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 17а. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

18. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 18а. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

19. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 19а. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

20. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru 20а. Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Пример 1

Найдите производную функции Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Решение

Применяя правила 6, 3, 1 и формулу 7 получим Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Пример 2

Найдите производную функции Тема. 4.3 Основы математической статистики. - student2.ru

Решение

Это сложная функция с промежуточным аргументом cos х. Применяя правила 3,5 и формулы 7а, 10, 15а, получим :

Наши рекомендации