Тема 2. Элементы теории множеств
Понятие множества и элемента множества. Конечные и бесконечные множества. Пустое множество. Способы задания множеств. Отношения между множествами. Подмножество. Равные множества. Круги Эйлера.
Операции над множествами. Пересечение, объединение, разность множеств. Свойства пересечения и объединения множеств. Дополнение подмножества. Разбиение множества на классы. Условия правильной классификации.
Соответствия между двумя множествами. Способы задания соответствий между двумя множествами. Взаимно однозначное соответствие. Равномощные множества. Равночисленные множества.
Отношения между элементами одного множества. Бинарные отношения. Способы задания отношений на множестве. Графы. Взаимно обратные отношения. Свойства отношений на множестве: рефлексивность, симметричность, антисимметричность, транзитивность. Отношения эквивалентности и порядка. Упорядоченное множество.
Приложения
Практическое занятие
Рассмотрение примеров задания множеств разными способами. Изображение отношений между множествами при помощи кругов Эйлера.
Обсуждение заданий для дошкольников и младших школьников на выполнение операций с множествами, на установление соответствий между элементами двух множеств.
Рассмотрение примеров отношений на множестве и установление их свойств. Формулировка заданий на классификацию и упорядочение элементов множества.
Работа с опорным конспектом.
Тема 3. Геометрические фигуры
Из истории развития геометрии. Евклидова геометрий. Правила построения геометрии.
Понятие геометрической фигуры. Геометрическая фигура как множество точек. Равные фигуры. Основные геометрические фигуры.
Геометрические фигуры на плоскости. Плоские фигуры. Выпуклые фигуры. Линии. Отрезок. Луч. Угол. Ломаная. Круг, окружность, овал. Многоугольники, их определения и свойства. Плоский многоугольник. Выпуклый многоугольник. Правильный многоугольник. Треугольник и его виды. Четырехугольник, параллелограмм, трапеция, прямоугольник, куб, ромб.
Геометрические фигуры в пространстве. Многогранники, их определения и свойства. Выпуклый многогранник. Правильные выпуклые многогранники. Призма, прямоугольный параллелепипед, куб. Пирамида. Тела вращения, их определение и свойства. Цилиндр, конус, шар, сфера.
Практическое занятие
Заслушивание докладов и сообщений об истории возникновения и развития геометрии.
Формулирование определений и свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Изображение пространственных геометрических фигур на плоскости.
Составление диалогов для дошкольников и младших школьников на выявление существенных свойств понятий: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник.
Проигрывание ситуаций на распознавание дошкольниками и младшими школьниками моделей и предметов, имеющих форму куба, параллелепипеда, пирамиды, конуса, цилиндра, шара, и обсуждение их свойств.
Работа с опорным конспектом.
Тема 4. Величины и их измерение
Понятие величины. Свойства однородных величин. Измерение величин, его цель и значение. Взаимосвязь величин и их численных значений.
Длина отрезка. Процесс измерения длины отрезка. Некоторые свойства длин отрезков.
Площадь фигуры. Процесс измерения площадей фигур. Некоторые свойства площадей.
Приложения
Масса тел. Процесс измерения массы.
Промежутки времени. Время и его особенности. Некоторые свойства промежутков времени. Измерение промежутков времени.
Зависимости между величинами.
Из истории развития систем единиц измерений величин. Этапы развития единиц измерений. Метрическая система мер. Международная система единиц SI (СИ).
Практическое занятие
Практическое измерение величин (длины, площади, массы, промежутков времени) и формулирование правил измерения.
Заслушивание докладов и сообщений на темы:
«История создания и развития систем единиц измерений»,
«Единицы измерений разных народов»,
«Международная система единиц» и др.
Перевод старинных единиц измерений, встречающихся в детской литературе, в единицы системы SI.
Составление диалогов для дошкольников и младших школьников с целью ознакомления их с некоторыми свойствами и процессом измерения длины, площади, массы, времени.
Работа с опорным конспектом.