Математика и ее роль в жизни общества
МАТЕМАТИКА
Для педагогических училищ
Допущено Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего
профессионального образования
Москва
ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М 2011
УДК 51(072.32) ББК 22.1я723 Ф86
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания в начальной школе МГПУ, профессор Л.П. Стойдова; кандидат экономических наук, преподаватель математики ПК №16 г. Москвы, доцент кафедры высшей математики МИРЭА А.С.Ходос
Фрейдах Н.И.
Ф86 Математика для педагогических училищ. — М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2011. — 144 с. — (Профессиональное образование).
ISBN 978-5-8199-0341-4 (ИД «ФОРУМ») ISBN 978-5-16-003I92-7 (ИНФРА-М)
Учебно-методическое пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом и предназначено для студентов педагогических колледжей, обучающихся по специальностям 050704 (дошкольное образование), 050705 (специальное дошкольное образование), 0507018 (специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях).
Пособие включает материал для лекиионно-практических занятий, материал для контроля за самостоятельной работой студентов.
Книга предназначена для студентов, имеющих математическую подготовку средней школы и изучающих математику как предмет цикла «Математические и общие естественнонаучные дисциплины» (ЕН.01.). Здесь представлен краткий теоретический курс но математике для будущих воспитателей детей дошкольного и школьного возраста, и том числе с проблемами я развитии. В пособии изложены некоторые вопросы логики, теории множеств, теории величин, теории чисел, геометрический материал, понятие текстовой задачи и ее решения. Курс снабжен опорными конспектами, вопросами для самоконтроля, заданиями для самостоятельной работы, вариантом рабочей программы с вопросами для итогого контроля.
Пособие может быть полезно воспитателям детских садов, групп продленного дня и родителям, желаюшим грамотно осуществлять математическое развитие детей и помощь в изучении математики.
УДК 51(072.32)
ББК 22.1я723
ISBN978-5-8199-0341-4 (ИД«ФОРУМ») ©Н.И. Фрейлах, 2008
ISBN978-5-I6-003192-7 (ИНФРА-М) ©ИД «ФОРУМ*, 2008
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6
ВВЕДЕНИЕ.. 6
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ.. 9
1.1.Объем и содержание понятия. 9
1.2. Отношение рода и вида между понятиями. 10
1.3. Определение понятий. 11
1.4. Математические предложения. 15
1.5. Высказывания и высказывательные формы.. 20
1.6. Высказывания с кванторами. 21
1.7. Отношения следования и равносильности. 24
1.8. Умозаключения и их виды.. 24
1.9. Математическое доказательство. 29
ТЕМА 2. 35
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ.. 35
2.1. Понятие множества и элемента множества. 35
2.2. Способы задания множеств. 37
2.3. Отношения между множествами. 38
2.4. Операции над множествами. 41
2.5. Разбиение множества на классы.. 46
2.6. Соответствия между двумя множествами. 46
2.7. Равномощные множества. 48
2.8. Отношения между элементами одного множества. 49
2.9. Свойства отношений на множестве. 51
ТЕМА 3 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ... 57
3.1. Из истории развития геометрии. 57
3.2. Понятие геометрической фигуры.. 59
3.3. Геометрические фигуры на плоскости. 60
3.4. Многоугольники. 64
3.5. Геометрические фигуры в пространстве. 67
3.6. Многогранники. 67
3.7. Тела вращения. 70
ТЕМА 4. 74
ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ.. 74
4.1. Понятие величины.. 74
4.2. Свойства однородных величин. 74
4.3. Измерение величин. 75
4.4. Длина отрезка. 78
4.5. Площадь фигуры.. 80
4.6. Масса тела. 83
4.7. Промежутки времени. 84
4.8.Зависимостимежду величинами. 85
4.9. Из истории развития систем единых измерений. 85
ТЕМА 5. 91
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И НУЛЬ.. 91
5.1. Этапы развития понятия натурального числа. 92
5.2. Натуральный ряд и его свойства. 93
5.3. Теоретико-множественный смысл натурального числа и нуля. 94
5.4. Натуральное число как результат измерения величины.. 97
5.5.Способы записи чисел. 98
5.6. Особенности десятичной системы счисления. 100
ТЕМА 6. 104
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ.. 104
6.1. Понятие текстовой задачи и ее структура. 104
6.2. Методы решения задач. 106
6.3. Основные этапы решения задач. 108
6.4. Моделирование в процессе решения задач. 112
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. 117
ПРЕДИСЛОВИЕ
Умение пользоваться математическими методами познания, к владение математическим языком, сформированное математических представлений, знание основных математических понятий и их взаимосвязей необходимо воспитателю для осуществления не только образовательных, но и общеразвивающих и коррекционных задач в процессе воспитания детей.
Данное пособие поможет не только студентам в изучении предмета, но и преподавателям в организации учебного процесса. В силу небольшого количества часов, предусмотренного учебным планом для изучения данного курса (40 часов), теоретический материал излагается в сжатой форме. При проведении лекций необходимо осуществлять деятельностный подход в обучении, студенты должны активно участвовать в обсуждении материала, применять свои знания в практической работе, использовать имеющиеся знания школьной программы по математике. Лекционный материал снабжен заданиями, в процессе которых студенты используют знания предыдущих лекций и охватывают вопросы, которые будут изучаться в будущем. Таким образом осуществляется взаимосвязь теоретического и практического материала. В приложении приведено содержание государственного образовательного стандарта по предмету и вариант рабочей программы курса.
Для обеспечения мотивации в обучении на семинарских занятиях предлагаются для обсуждения вопросы («Вопросы для самостоятельной работы»), связанные с профессиональной деятельностью, раскрывающие необходимость научных знаний предмета, задания для повышения общей эрудированности. Опорные конспекты помогут систематизировать и обобщить полученные знания, упростят процесс запоминания изученного. Вопросы для самоконтроля (в конце каждой темы) и итогового контроля (в приложении) могут использоваться для текущих зачетов и экзамена. Студенты имеют возможность самостоятельно подготовиться и проконтролировать себя, что активизирует их познавательную деятельность и стимулирует к самообразованию. Изучение данного курса может быть базой для дальнейшего математического образования. Желающие расширить свои знания могут воспользоваться литературой, указанной в конце пособия.
При разработке пособия автор опирался на современные программы школьных и дошкольных образовательных учреждений (в том числе специальных), учебники математики, методики математического развития, методики преподавания математики в начальных классах. Автор благодарен Л.П. Стойловой за помощь, замечания и полезные советы, которые сыграли большую роль при написании данного пособия.
ВВЕДЕНИЕ
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ
1.1.Объем и содержание понятия
— Чем фигуры отличаются? (Цветом.)
— Что есть у треугольника? (3 стороны, 3 угла.)
Таким образом, дети выясняют существенные и несущественные свойства понятия «треугольник». Существенные свойства: «иметь три стороны», «иметь три угла»; несущественное свойство — цвет.
Содержание понятия- совокупность всех существенных свойств объекта.
Когда говорят о математическом объекте, имеют в виду всю совокупность объектов, обозначаемых одним термином.
Объем понятия — совокупность всех объектов, обозначаемая одним термином.
Например, содержание понятия «квадрат» — это совокупность всех существенных свойств, которыми обладают квадраты, а в объем этого понятия входят все квадраты, которые только можно представить.
Итак, любое понятие характеризуется:
— термином (название);
— объемом;
— содержанием.
Задание 2
Назовите, какие из перечисленных понятий находятся в отношении рода и вида: круг, ломаная, треугольник, отрезок, многоугольник, радиус, окружность.
Определение понятий
Для распознавания объекта необязательно проверять у него существенные свойства, достаточно лишь некоторых. Этим полются, когда понятию дают определение.
Определение понятия - это логическая операция, которая укрывает содержание понятия либо устанавливает значение терм
Определение понятия позволяет отличать определяемые проекты от других объектов. Так, например, определение понятий «прямоугольный треугольник» позволяет отличить его от др: треугольников.
Существуют различные виды определений. Различают явные и неявные определения (рис. 5).
Явные определения имеют форму равенства двух понятий. С из них называют определяемым, другое — определяющим.
Например: «Прямоугольный треугольник — это треугольна которого есть прямой угол». Здесь определяемое понятие — «примоугольный треугольник», а определяющее - «треугольник, у кого есть прямой угол».
Самый распространенный вид явных определений — это о деление через род и видовое отличие. Приведенное выше определение прямоугольного треугольника относится к таким определяем. Понятие «треугольник», содержащееся в определяющем птиц, является ближайшим родовым понятием по отношению понятию «прямоугольный треугольник», а свойство «иметь пругол» позволяет из всех треугольников выделить один из вид прямоугольный треугольник.
Видовое отличие — существенное свойство, которое отличае видовое понятие от всего рода.
Структура определения через род и видовое отличие изобра; схематично на рисунке 6. По данной схеме можно строить ощления понятий не только в математике, но и в других науках.
Основные правила определения через род и видовое отличие
1) Определение должно быть соразмерным.
Это означает, что объемы определяемого и определяющего понятий должны совпадать. Например, в определении «Квадрат — это четырехугольник с равными сторонами» допущена ошибка. Здесь объем определяемого понятия меньше объема определяющего понятия (в объеме определяющего понятия содержатся ромбы, которые необязательно являются квадратами).
2) В определении (или их системе) не должно быть порочного круга.
Круг возникает, когда определяемое понятие определяется через само себя. Круг в системе определений означает, что определяемое понятие определяется через определяющее, а определяющее через определяемое. Например: «Перпендикулярные прямые — это прямые, которые при пересечении образуют прямые углы. Прямые углы - это углы, которые образуются при пересечении перпендикулярных прямых».
3) Определение должно быть ясным.
Смысл всех терминов, входящих в определяющую часть, должен быть ясен и четко определен. Например, если дети не знакомы с прямым углом, им нельзя давать такое определение: «Прямоугольник — это четырехугольник, у которого все углы прямые».
4) Определяемый объект должен существовать.
Иногда, давая определения по аналогии, допускают ошибки. Например: «Прямоугольный треугольник - это треугольник, у которого все углы прямые». Для испрачения оплошности можно предложить им нарисовать этот объект.
5) Принято называть ближайшее родовое понятие.
Для распознавания объекта необязательно проверять у него все существенные свойства, достаточно лишь некоторых. Этим пользуются, когда понятию дают определение.
Определение понятия — это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.
Определение понятия позволяет отличать определяемые объекты от других объектов. Так, например, определение понятия «прямоугольный треугольник» позволяет отличить его от других треугольников.
Существуют различные виды определений. Различают явные и неявные определения (рис. 5). Явные определения имеют форму равенства двух понятий. Одно из них называют определяемым, другое — определяющим.
Например: «Прямоугольный треугольник — это треугольник, у которого есть прямой угол». Здесь определяемое понятие — «прямоугольный треугольник», а определяющее — «треугольник, у которого есть прямой угол».
Самый распространенный вид явных определений - это определение через род и видовое отличие. Приведенное выше определение прямоугольного треугольника относится к таким определениям. Понятие «треугольник», содержащееся в определяющем понятии, является ближайшим родовым понятием по отношению к понятию «прямоугольный треугольник», а свойство «иметь прямой угол» позволяет из всех треугольников выделить один из видов — прямоугольный треугольник.
Видовое отличие - существенное свойство, которое отличает видовое понятие от всего рода.
Структура определения через род и видовое отличие изображена схематично на рисунке 6. По данной схеме можно строить определения понятий не только в математике, но и в других науках.
Для понятия часто существует несколько родовых понятий, так, например, для понятия «квадрат» можно сформулировать разные определения:
Квадрат — это прямоугольник, у которого все стороны равны;
- это ромб, у которого все углы прямые;
- это четырехугольник, у которого все стороны равны и все углы прямые;
- это многоугольник, у которого 4 равные стороны и 4 прямых угла.
Удобным считается первое определение, так как «прямоугольник» — ближайшее родовое понятие по отношению к понятию «квадрат».
6) Желательно, чтобы определяющее не содержало избыточных свойств.
Удобно перечислить многие существенные свойства, но определение становится громоздким. При работе с детьми иногда это правило нарушают. Например, ребенок спешит сообщить все существенные свойства квадрата и дает такое определение: «Квадрат — это четырехугольник, у которого 4 прямых угла и 4 равные стороны».
Задание 4
Имеются пи логические ошибки в следующих определениях:
• параллельные прямые — прямые, не имеющие общих точек или совпадающие;
• смежные углы — это углы, которые в сумме составляют 180 градусов;
• прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны;
• тупоугольный треугольник — это треугольник, у которого все углы тупые;
• перпендикулярные прямые — это прямые, которые перпендикулярны.
При формировании у детей начальных математических представлений чаще всего применяют неявные определения, которые не имеют формы равенства двух понятий, например остенсивные и контекстуальные определения.
Остенсивное определение— это неявное определение, при котором называют и показывают объект, термин для которого вводят.
Например:
- это круг (рис. 7).
Определения посредством показа отличаются незавершенностью, неокончательностью, но именно они связывают слова с вещами.
При ознакомлении дошкольников и младших школьников с математическими понятиями, особенно Рис 7 в начале обучения, в основном используются остенсивные определения. Однако в дальнейшем это требует изучения существенных свойств объектов, то есть формирования у детей представлений об объеме и содержании понятий, первоначально определенных остенсивно.
Контекстуальное определение — неявное определение, в котором содержание нового понятия раскрывается в контексте — отрывке текста.
Например, при формировании у дошкольников счетной деятельности детей учат правильно использовать количественные и порядковые числительные: «Чтобы ответить на вопрос «сколько?», надо считать так: один, два, три, — это количественный счет, а чтобы ответить на вопрос «который?», надо считать так: первый, второй, третий, — это порядковый счет».
Контекстуальные определения остаются в значительной мере неполными, нечеткими, поэтому необходимо выявление существенных свойств таким образом определенного понятия.
Математические предложения
Взаимосвязи между объектами и свойствами выражаются с помощью предложений. Предложения могут быть сформулированы при помощи слов и записаны при помощи математических символов:
Составные предложения образуются из элементарных с помощью союзов «и», «или», частицы «не» и др. Эти слова называются логическими связками.
Примеры составных предложений различных по структуре приведены на рисунке 8:
Задание 5
Определите структуру предложений и выявите в них элементарные предложения:
- «Параллельные прямые не пересекаются»;
- «Противоположные стороны прямоугольника параллельны и равны»;
- «Число оканчивается нулем или пятерной».
Задание 6
Выберите предложения, к которым можно задать вопрос, истинно
Очевидно, что не ко всем предложениям можно задать вопрос о его истинности. Среди предложений выделяют высказывания и высказывательные формы.
Задание ребенку: «Возьми черный треугольник». Выбрав фигуру, ребенок формулирует вслух или подразумевает предложение: «Вот черный треугольник», что другими словами значит: «Данная фигура черного цвета и является треугольником». Выявим логическую структуру этого высказывания и содержание элементарных математических предложений, входящих в состав этого высказывания.
Структура: «А и В»; элементарные предложения: А - «Данная фигура черного цвета», В - «Данная фигура - треугольнике.
Выбор ребенка оценивается воспитателем, исходя из правил логики, что отображено на рисунке II.
2) Наглядный материал изображен на рисунке J2.
Задание ребенку: «Возьми фигуру, похожую на яблоко по цвету или по форме». Свой выбор ребенок сопровождает словами (или их подразумевает): «Вот фигура, похожая на яблоко по цвету или по форме». Выявим логическую структуру этого высказывания и содержание элементарных математических предложений, входящих в состав этого высказывания.
Структура: «А или В»; элементарные предложения: А — «Фигура имеет цвет как у яблока», В - «Фигура имеет форму как у яблока».
Высказывания с кванторами
Высказывательные формы можно обратить в высказывание, не только подставив значения переменных. Иногда используют другие способы.
Задание 9
Запишите натуральные числе от 1 до 9. Определите значение истинности предложений:
«Числа однозначные»; «Числа отрицательные»;
«Числа четные».
Нельзя ответить на вопрос, истинны или ложны эти предложения, так как они являются высказывательными формами. Для обращения их в высказывания необходимо уточнение, о каких числах идет речь. Для этого можно, например, в начале данных предложений поставить слова «все» или «некоторые».
Слова, которые превращают высказывательную форму в высказывание, называются кванторами. Кванторы бывают двух видов: кванторы общности («все», «любой», «всякий», «каждый?) и кванторы существования («некоторые», «существуют», «имеются», «найдется», «есть», «хотя бы один»).
При изменении вида квантора значение истинности высказывания может поменяться, а может сохраниться. Например, для чисел из задания 9 предложения: «Все числа однозначные», «Имеются однозначные числа», «Некоторые из данных чисел четные» — истинные высказывания; а предложения: «Некоторые числа отрицательные», «Все числа отрицательные», «Все числа четные» — ложные высказывания.
Обычно мы определяем значение истинности интуитивно верно. При затруднении, чтобы установить значение истинности высказываний с кванторами, надо знать некоторые правила.
Истинность высказываний с квантором общности устанавливается путем доказательства. Чтобы убедиться в ложности, достаточно привести контрпример.
Истинность высказывании с квантором существования устанавливается при помощи конкретного примера. Чтобы убедиться в его ложности, необходимо провести доказательство.
Например, рассмотрим предложения для чисел из задания 9:
«Все числа однозначные» - истинное высказывание, так как, проверив каждое число (способ доказательства - полная индукция), мы убеждаемся в справедливости высказывания.
«Все числа четные» — ложное высказывание, так как, например, число 5 не является отрицательным (контрпример).
«Некоторые из данных чисел четные» — истинное высказывание, так как, например, число 4 — четное (пример).
«Некоторые числа отрицательные» — ложное высказывание, так как, проверив каждое число (способ доказательства — полная индукция), можно в этом убедиться.
В предложенных примерах использовался такой способ доказательства, как полная индукция (рассматривался каждый частный случай), возможны и другие способы доказательств (см. п. 1.9).
Часто в математических предложениях кванторы общности опускаются, но подразумеваются. Например, в предложении «Сумма углов треугольника равна 180°» квантор общности явно не звучит, но подразумевается: «Сумма углов любого треугольника равна 180°».
Задание 10
Установите значение истинности денных предложений. Свои ответы обоснуйте:
• «Любой прямоугольник является квадратом».
• «У всех выпуклых четырехугольников сумма углов рана 360°».
• «Существуют треугольники, у которых все углы тупые».
• «Существуют равносторонние треугольники».
Уже в дошкольном возрасте детей учат правильно рассуждать. Например.
Имея математическое предложение: «Хотя бы один из
предметов - мяч», рассуждаем в соответствии с правилами логики (рис. 18).
Задание 11
Определите, в каком отношении находятся предложения А и В:
• А — «Данные углы вертикальны»; В — «Данные углы равны».
• А — «Фигура F — прямоугольник»; В — «Фигура F — квадрат».
• А — «Запись числа х оканчивается цифрой 5 или 0»; 8 — я Число х делится на 5».
Умозаключения и их виды
Знания об окружающем нас мире мы получаем не только путем наблюдений, но и посредством рассуждений. Не только в математике, но и в жизни важно научиться рассуждать правильно, то есть логично, а значит, по правилам логики. В логике вместо слова «рассуждение» используют термин «умозаключение».
Умозаключение — это способ получения нового знания на основе некоторых имеющихся. Умозаключение состоит из посылок и заключения.
Посылки— это высказывания, содержащие исходные знания.
Заключение- это высказывание, содержащее новое знание, полученное из исходных.
Задание 12
Ответьте на вопросы и проведите рассуждения, выявив посыпки и заключение,-
• какой день недели будет завтра?
• какие из чисел: 576, 80, 401, 3200 не делятся на 10?
• любой ли квадрат можно назвать ромбом?
Умозаключения бывают разные, одни приводят к истине, другие могут быть ошибочными. В логике выделяют дедуктивные умозаключения (всегда истинные при истинных посылках) и недедуктивные (которые не всегда приводят к истинным выводам и требуют доказательства или опровержения).
Дедуктивное умозаключение — умозаключение, в котором посылки и заключение находятся в отношении логического следования.
Если А1 A2 ..., An — посылки, В - заключение, то схема дедуктивного умозаключения:
ТЕМА 2
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ
Задание 19.
Отношения между множествами
Два множества могут пересекаться и не пересекаться.
Задание 20
Назовите множества, которые можно выделить на рисунке 30. Покажите их элементы. Сколько элементов в каждом множестве?
Берлине). Множества, независимо от количества элементов в них, изображают при помощи кругов (рис. 31).
Итак, можно выделить разные отношения между множествами:
1) множества не пересекаются;
2) множества пересекаются:
— множества имеют общие элементы, но ни одно не является подмножеством другого;
— одно множество является подмножеством другого, но множества неравны;
— множества равны.
Задание 22
1. Изобразите при помощи кругов Эйлера отношения между множествами, выделенными вами на рисунке 30.
2. Установите, какой из чертежей на рисунке 32 отражает отношений между следующими множествами:
а) множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел;
б) объем понятия я четырех угольник», объем понятия «прямоугольник», объем понятия «ромб»;
в) множество пальцев на правой руке, множество пальцев на левой ноге, множество пальцев у человека;
г) объем понятия «женское имя», объем понятия «мужское имя», объем понятия «кличка животного».
Операции над множествами
Из элементов двух множеств можно образовывать новые множества, которые являются результатом определенных операций над множествами.
Задание 23
Начертите два треугольника так, чтобы их пересечением были:
— точка;
— отрезок;
— треугольник;
— четырехугольник;
— пятиугольник;
— шестиугольник.
Задан
Задание 24
Задание 26
1. Перечислите элементы дополнения множества летних месяцев до множестве месяцев года.
2. Назовите характеристическое свойство дополнения множества А до N — множества натуральных чисел, если:
А — множество четных натуральных чисел; А - множество чисел, кратных 5; А - множество чисел, больших 10.
Задание 27
1. Определите необходимые условия для правильной классификации в приведенном выше примере с кубиками.
2. Определите, является ли классификацией распределение треугольников на виды:
а) I - равносторонние, 6) I — остроугольные,
II — равнобедренные, II — тупоугольные,
III — разносторонние; III — прямоугольные.
Задание 29
Постройте графы четырех различных соответствий между множествами X = {а, Ь, с, d} и У = {1, 2, 3, 4} тан, чтобы одно из них было взаимно однозначным.
Равномощные множества
Еще не умея считать, дети могут определять: поровну ли предметов в группах, каких предметов больше, каких меньше. Например, в процессе установления соответствий между множеством блюдец и множеством чашек дети рассуждают так: «Если на каждом блюдце есть чашка, значит, чашек и блюдец поровну. Если на одном блюдце нет чашки, значит, блюдец больше, чем чашек, а чашек меньше, чем блюдец».
Пусть даны два множества: А = {а, Ъ, с, d } и В = {к, I, т, п. } Не пересчитывая число их элементов, а лишь установив взаимно однозначное соответствие, можно сказать, что множество А содержит элементов столько же, сколько и множество В. Говорят, что эти множества имеют одинаковую мощность, или они равномощны. Пишут А -В.
Множества называются равномощными, если между их элементами можно установить взаимно однозначное соответствие.
Задание 30
Постройте графы взаимно однозначных соответствий, если это возможно, между множествами:
— дней недели и цветов спектра;
— времен года и цветов спектра.
Нетрудно убедиться в том, что если равномощные множества конечны, то они содержат поровну элементов.
Конечные равномощные множества называются равночисленными.
Бесконечные множества могут быть равномощными, например, множество действительных чисел и множество точек прямой, и не равномощными, например, множество натуральных чисел и множество точек прямой.
При сравнении двух групп предметов по количеству приемами наложения или приложения дети по существу устанавливают взаимно однозначное соответствие между данными множествами (или между одним множеством и подмножеством другого). При этом используются термины: «столько же, сколько», «меньше», «больше». Здесь, еще на дочисловом этапе, дети определяют, равномощны множества или нет.
Задание 31
Приведите примеры множеств, равномощных множеству:
— времен года;
— углов у пятиугольника;
— ног у человека.
2.8. Отношения между элементами одного множества
Связи между элементами одного множества в математике называют отношениями.
Отношения очень многообразны, например:
• на множестве людей: «старше», «родиться в одном месяце», «выше», «жить в одном доме», «быть сестрой»;
• на множестве предметов: «быть одной формы», «быть одного цвета», «тяжелее»;
• на множестве понятий: «быть видом», «быть частью»;
• на множестве предложений: «следовать», «быть равносильными»;
• на множестве чисел: «больше», «меньше на I», «быть равными», «следовать за»;
• на множестве прямых: «быть параллельными», «пересекаться»;
• на множестве отрезков: «длиннее», «короче».
Отношения могут быть заданы и на символическом языке, например, как в задании 32.
2. Перечисляют все пары элементов, взятых из множества и связанных этим отношением.
Например, элементы множества X = {1, 2, 3, 4, 5} связаны отношением «быть больше на 1». В этом случае отношение задано с помощью предложения «число х больше числа у на h. Это же отношение можно задать, перечислив все пары чисел, связанных данным отношением: (2,1), (3,2), (4,3), (5,4).
Полезно предлагать детям упражнения, выполняя которые они переходят от одного способа задания отношений на множестве к другому. Например.
1.Вставьте пропущенное число: (1;6), (8;13), (5;10), (7; 12), (3; .,.)-Здесь необходимо сначала выяснить характеристическое свойство всех пар чисел, а затем найти пропущенный элемент.
2, «Оля, Катя, Сережа, Валера — дети одних родителей. Назовите, кто кому является братом».
Выполняя данное упражнение, дети должны перейти от задания отношения с помощью характеристического свойства к перечислению пар элементов.
Данное отношение «быть братом» можно изобразить при помощи графа. Все элементы множества изображаются точками, а отношения — стрелками (рис. 40).
Задание 33
Придумайте различные отношения на множестве одной семьи (мама, папа, их дети — Оля, Катя, Сережа, Валера) и изобразите эти отношения с помощью графов.
В процессе игры или обучения детям постоянно приходится рассматривать элементы одного множества и устанавливать отношения между ними:
• сравнивать по величине;
• подбирать одинаковые по цвету или форме;
• упорядочивать;
• делить на группы.
Очень важным считается умение ребенка определять взаимно обратные отношения. Например: «больше — меньше», «длиннее — короче», «старше — младше» и др.
В математике изучают разнообразные отношения. Чтобы облегчить решение этой задачи, отношения классифицируют по свойствам.
Примечание
Лекция может сопровождаться сообщениями на тему «История возникновения и развития геометрии», предварительно подготовленными студентами.
Геометрия, которую изучают в школе, строится на аксиоматической основе.
Правила построения геометрии
1. Некоторые понятия вводятся без определения, их называют основными. Например: точка, прямая, плоскость.
2. Часть свойств основных понятий раскрывается через аксиомы. Например, через две точки можно провести единственную прямую.
3. Другие понятия определяются, как правило, через род и видовое отличие, через основные понятия или уже определенные понятия. Например, окружность — это множество точек плоскости, равноудаленных от заданной точки.
4. Другие свойства понятий формулируются в виде теорем и доказываются с использованием аксиом и ранее доказанных теорем.
Задание 36
Постройте цепочку определений через род и видовое отличие: отрезок —> ломаная —>многоугольник —> четырехугольник —> прямоугольник —>квадрат.
Геометрия — наука, изучающая геометрические фигуры и их свойства.
Планиметрия - часть геометрии, изучающая фигуры на плоскости.
Стереометрия — часть геометрии, изучающая фигуры в пространстве.
Дети уже в дошкольном возрасте знакомятся с фигурами на плоскости (плоскими фигурами) и в пространстве (геометрическими телами). При обучении дошкольников не дают явные определения фигурам, а знакомят с их моделями, названием, свойствами, отношением равенства и другими связями между фигурами.
Многоугольники
Многоугольник — часть плоскости, ограниченная простой замкнутой ломаной. Звенья ломаной называются сторонами многоугольника, а вершины — вершинами многоугольника. Границу многоугольника (простую замкнутую ломаную) также называют многоугольником.
В работе с дошкольниками обычно рассматриваются модели фигур из картона, пластмассы или дерева, предлагаются задания по рисованию многоугольников при помощи трафаретов и обводок, закрашиванию фигур. В процессе этой деятельности дети знакомятся с названиями фигур, их структурой и некоторыми свойствами, используют такие термины, как: граница фигуры, внутренняя область фигуры и др.
Выпуклый многоугольник лежит в одной полуплоскости относительно любой прямой, содержащей его сторону (рис. 65).
Задание 40
1. Какой геометрической фигурой является:
— вершине многоугольнике,
— сторона многоугольника,
— вершина угла,
— сторона угле.
2. Назовите известные вам виды многоугольников, изображенных на рисунках 65, 66, 67.
Дошкольники, знакомясь с треугольником, квадратом и другими многоугольниками, учатся показывать и считать их углы и стороны.
Например, при знакомстве с треугольником может происходить такая беседа:
- Как называется эта фигура? — Треугольник.
- Почему она так называется? — У нее 3 угла.
-