Расширенный перечень дополнительной литературы

· Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

· Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

· Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

· Закон Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 г. № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге»

· Закон Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 г. № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга»

· Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»

· Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы»

· Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»

· Закон г. Москвы от 22 октября 2008 г. № 50 «О муниципальной службе в городе Москве»

· Алексеев И.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. М., 2014.

· Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 768с.

· Безруков А. В. Конституционное право России. — Саратов: Вузовское образование, 2014.— 267 c.

· Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 592 с.

· Власенко Н. А. Разумность и определенность в правовом регулировании: Монография / Власенко Н.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, ИЗиСП, 2016. – 157 с.

· Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 720 с.

· Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен: монография. — М.: Норма, 2013. — 496 с.

· Кайнов В. И., Сафаров Р. А. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 159 с.

· Клеандров М. И. Конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007. — 320 с.

· Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 864 с.

· Конституционное право России. В 2-х т. Т. 2: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 928 с.

· Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общей ред. Н.В. Витрука. — М.:Норма: ИНФРА-М, 2010. — 656с.

· Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации / В.В. Гошуляк, Л.Е. Ховрина, Т.И. Геворкян. — М.: Альфа-М, 2006. — 240 с.

· Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении. — М.: НОРМА, 1998. —46 с.

· Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. — М.: Зерцало. 2009. — 528 с.

· Миронов А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. М., 2013.

· Нерсесянц В. С. Философия права. — М.: Инфра-М, Норма, 1997. — 652 с.

· Разуваев Н.В. Традиционное государство: правовая природа, сущность и типология. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. — 312 с.

· Соловьев С.Г. Муниципальное право России: учебник. М., 2013.

· Уманская В. П. Правовые акты органов исполнительной власти: системный подход: Монография / В.П. Уманская. - М.: Норма, 2014. - 288 с.

· Четвериков В.С. Муниципальное право: учебное пособие. М., 2013.

· Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 528 с.

· Шугрина В.С. Муниципальное право: учебник. М., 2014.

· Якушев А.В., Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств). Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2004. — 384 с.

Тезаурус

Автономия — форма самоуправле­ния части территории государства, об­ладающей правом самостоятельного ре­шения внутренних вопросов.

Авторитаризм — один из видов по­литического режима, в котором поли­тическая власть осуществляется кон­кретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минималь­ном участии народа и для которого ха­рактерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Администрация — система испол­нительно-распорядительных государ­ственных органов, обеспечивающая ре­ализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.

Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъектами правотвор­чества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную пись­менную форму и направленный на урегулирование определенных обществен­ных отношений.

Акт применения права (правопри­менительный акт)— правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Акт толкования права (интерпрета­ционный акт)— правовой акт, который содержит разъяснение смысла юриди­ческих норм и выносится специальными компетентными органами.

Аналогия закона — решение кон­кретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — решение кон­кретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Аутентическое (авторское) толко­вание — разъяснение смысла юридической нормы, которое дается тем же орга­ном, который принял данную норму.

Буквальное толкование — разъяс­нение содержания правовой нормы, при котором действительный смысл данной нормы и ее текстуальное выра­жение совпадают.

Вето— отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.

Властные решения — правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достиже­ния определенных целей и влекущие юридические последствия.

Власть социальная— это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъекта­ми, опирающееся на принуждение.

Воздействие правовое — взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Воля народа— концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе ка­кого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, приня­того на референдуме).

Вотум — решение, принятое боль­шинством голосов избирательного кор­пуса или представительного учрежде­ния по определенному вопросу (напри­мер, вотум недоверия правительству).

Гарантии законности — средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспре­пятственное осуществление прав граж­дан и интересов общества и государства.

Глава государства — высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем исполнительной власти государства и одновременно верховным официальным представителем в сфере внешних сношений.

Государственная власть — публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опи­рающееся на государственное принуж­дение.

Государственное принуждение — осуществляемое организованно, персонифицированно и в пределах юридичес­ких предписаний физическое, психоло­гическое либо идеологическое воздейст­вие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы c правонарушениями и наказания виновных в их совершении.

Государственно-правовой режим — система методов, приемов и средств, c помощью которых осуществляется го­сударственная власть.

Государственный аппарат — система государственных органов, призван­ных осуществлять задачи и функции государства.

Государственный суверенитет — присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство — организация поли­тической власти, содействующая преимущественному осуществлению кон­кретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, нацио­нальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Гражданское общество — совокуп­ность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономичес­ких, семейных отношений и институ­тов, c помощью которых удовлетворя­ются интересы индивидов и их групп.

Гражданство— устойчивая право­вая связь человека c государством, выражающихся в совокупности их взаим­ных прав, обязанностей и ответственности.

Грамматический способ толкова­ния — прием разъяснения правовых норм, осуществляемый c помощью язы­ковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.

Гуманизм права — один из важней­ших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей цен­ности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, до­стоинства личности, условий свободно­го всестороннего развития и стимулирования подлинно человеческих отноше­ний между людьми.

Дееспособность— способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Действие права— содержательно-динамическая сторона права, характе­ризующая его фактически реализуе­мую способность осуществлять регуля­тивное (специально-юридическое), ин­формационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.

Декларация — провозглашение ос­новных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации.

Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести юридичес­кую ответственность за совершенное правонарушение.

Демократизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, справед­ливости, ответственности в обществен­ных отношениях, подлежащих правовому регулированию.

Демократический режим — систе­ма методов и приемов, c помощью которых население участвует в осуществле­нии государственной власти посредством прямой (когда граждане, напри­мер, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим во­просам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбирае­мые им представительные органы), принимая решения большинством c учетом интересов меньшинства.

Диктатура — безраздельная поли­тическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная зако­ном и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе с лидером).

Диспозитивный метод правового регулирования — разновидность правового воздействия, связанная c равно­правием сторон, координацией, осно­ванная на дозволениях.

Диспозиция правовой нормы — ос­новной элемент нормы права, опреде­ляющий модель поведения субъектов c помощью установления прав и обязан­ностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фак­тов.

Догма права (специально-юридическая теория) — наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его c позиции специально-юридических свойств и проявлений.

Договор нормативный — самостоя­тельная форма права, выражающаяся в соглашении между правотворческими субъектами, в результате которого воз­никает новая норма права (например, Федеративный договор 1992 г.).

Дозволение правовое — предостав­ляемая нормами права возможность субъекту самостоятельно действовать по осуществлению собственных инте­ресов.

Доктринальное толкование норм права— наиболее глубокое и аргументированное разъяснение смысла право­вых норм учеными-юристами, выра­жающееся в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.

Дуалистическая монархия — раз­новидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограниче­на конституцией, но монарх и формально, и еще более фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.

Единоначалие — форма организации управления, при которой во главе соответствующего государственного ор­гана, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное прини­мать юридически обязательные реше­ния.

Естественное право — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обуслов­ленных естественной природой челове­ка и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.

Закон— нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и ре­гулирующий наиболее важные общест­венные отношения.

Законность — система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзакон­ных актов.

Законный интерес — отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выра­жающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетент­ным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоре­чащих общественным.

Законодательная власть — избран­ные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия за­конов.

Законодательная инициатива — право внести предложение об издании закона и соответствующий законопро­ект в законодательный орган, которое порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект (но принять или откло­нить его — право законодателя).

Законодательная оговорка — имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявле­ние, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласова­ния интересов и порождает определен­ные юридические последствия.

Законодательство — система дей­ствующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов. Законопроект — текст предлагае­мого к принятию закона, подготовлен­ный в соответствии c установленной законодательной процедурой для внесе­ния на рассмотрение законодательного органа или на референдум.

Законотворческий процесс — установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламен­тирующий порядок деятельности зако­нодательного органа государства по вы­работке, принятию и изданию законов. Запрет — способ правового регули­рования, требующий воздержания от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий. Злоупотребление правом — использование субъективного права в противоречии c его социальным назна­чением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общест­венных либо государственных инте­ресов.

Императивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный c властными пред­писаниями, субординацией, основан­ный на запретах, обязанностях, наказа­нии.

Индивидуально-правовое регули­рование — поднормативное персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельст­вах c целью побудить их совершить предусмотренные нормами права соци­ально-ценные действия.

Инкорпорация — форма систематизации законодательства, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраня­ет свое самостоятельное юридическое значение.

Институт права — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Иск— юридическое средство защи­ты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом инте­реса.

Исполнение права — форма реали­зации права, связанная c выполнением активных обязанностей, строго опреде­ленных в законе действий в интересах управомоченной стороны.

Исполнительная власть — назна­чаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые за­коны и осуществлять оперативно-хо­зяйственную деятельность.

Использование права — форма реа­лизации права, связанная c осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, пользы, ценности.

Историческо-политическое толко­вание норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осущест­вляемый c помощью анализа конкрет­но-исторических и политических усло­вий принятия данного предписания.

Источник права в идеологическом смысле— причины возникновения правовых норм, связанные c различны­ми правовыми идеями, представления­ми, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием.

Источник права в материальном смысле — причины возникновения правовых норм, связанные c материаль­ными условиями жизни общества, фор­мами собственности, интересами и по­требностями людей.

Казуальное толкование — разъяс­нение смысла правовой нормы, обяза­тельное только для данного конкретно­го случая.

Казус — случайное действие, кото­рое (в отличие от умышленного или не­осторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юри­дической ответственности.

Каноническое право — система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулиру­ющих отношения внутри церковной ор­ганизации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.

Качество закона — совокупность социально-экономических, политичес­ких и юридических свойств, обусловли­вающих пригодность закона удовлетво­рять определенные потребности обще­ства, государства или отдельной лич­ности соответственно природе права.

Квалификация правовая — юри­дическая оценка деяния, основанная на соответствующих нормативных пред­писаниях.

Кворум — установленное законом или уставом количество присутствую­щим на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действи­тельными и юридически значимыми.

Кодекс — систематизированный, единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законо­дательный акт прямого действия, регу­лирующий определенную область общественных отношений.

Кодификация — разновидность сис­тематизации законодательства, объединение нормативных актов в единый, ло­гически цельный законодательный акт.

Коллизии юридические — противо­речия между правовыми нормами и актами, регулирующими одни и те же об­щественные отношения.

Компетенция — это совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов.

Конкретизация норм права — мыс­лительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламен­тации общественных отношений, в ре­зультате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире — по содержанию).

Консолидация — разновидность систематизации законодательства, объ­единение нормативных актов без изме­нения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоя­тельное юридическое значение.

Конституционный контроль — это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Конкретный контроль - это проверка конституционности законов по запросам судов общей юрисдикции, а равно и специализированных судов.

Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституция — основной закон (закон законов) государства и общества, обладающий наивысшей (абсолют­ной) юридической силой, закрепляю­щий фундаментальные начала общественного и государственного устрой­ства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государ­ства.

Конфедерация— форма союза

Легальность власти — юридичес­кое обоснование власти, соответствие действий государственных органов су­ществующему в стране законодатель­ству.

Легитимность власти — качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в доброволь­ном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Лоббизм — форма влияния «групп давления* на управленческие решения в процессе правотворчества и правопри­менения c целью удовлетворения инте­ресов определенных социальных струк­тур.

Логическое толкование норм пра­ва — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый c использо­ванием законов и правил логики.

Локальный нормативный акт — нормативный акт, который принимается администрацией предприятий, уч­реждений и организаций и который на­правлен на урегулирование внутрикол-лективных отношений в пределах дан­ной структуры.

Льгота правовая — правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять соб­ственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в ос­вобождении от обязанностей.

Материальное право — совокуп­ность правовых норм, институтов, под отраслей и отраслей, c помощью кото­рых государство оказывает прямое воздействие на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможности и необходимости по удовлетворению их материальных (а не процессуальных) ин­тересов.

Меры защиты — разновидность правового принуждения, представляю­щего собой деятельность по обеспече­нию исполнения юридической обязан­ности, защиту права.

Местное самоуправление— установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования путем управления, осуществляемого жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения. Данное определение носит комплексный характер. Оно построено на сочетании элементов надстроечных и базисных отношений, которые находятся в неразрывной связи. Местное самоуправление осуществляется путем управления. Значит, налицо совокупность управленческих отношений. Управленческие отношения выступают в качестве категории, гарантирующей связь и взаимодействие базиса и надстройки, управляемой и управляющей системы.

Метод правового регулирования — совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Механизм правового регулирования — система юридических средств организованных наиболее последова­тельным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Муниципалитет— применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Муниципальная дисциплина — оп­ределенные требования к поведению людей, связанные c выполнением пра­вил, предъявляемых к муниципальным служащим.

Муниципальное право— комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Наказание правовое — форма и мера юридического осуждения (пори­цания) виновного, противоправного по­ведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Неофициальное толкование — разъ­яснение смысла правовых норм органа­ми или отдельными лицами no своей инициативе, не влекущее юридических последствий.

Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общест­венных отношений.

Нормативное толкование — разъ­яснение смысла правовых норм, имеющее общее значение (распространяю­щееся на большой круг лиц и случаев).

Нормативность - признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную об­щность действия правовых предписа­ний.

Обратная сила закона — распро­странение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу.

Общественный порядок — состоя­ние урегулированности общественных отношений, которое достигается c по­мощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Общество — совокупность истори­чески сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смыс­ле); исторически конкретный тип соци­альной системы, определенная форма общественных отношений (в узком смысле).

Объект правоотношения — то, на что направлены права и обязашІости субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты опреде­ленных действий).

Объективно противоправное дея­ние— действие либо бездействие, сходное по своим объективным признакам c правонарушением, но совершенное невиновно, т.е. субъективно было направлено на достижение правомерных целей.

Обыденное толкование — неофи­циальное разъяснение смысла правовых норм на основе обыденной практи­ки и житейского опыта.

Обычай правовой — исторически сложившееся правило поведения, со­держащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате много­кратного применения, приводящее к правовым последствиям.

Обязанность юридическая — мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения ин­тересов управомоченного лица.

Ограничение правовое — правовое сдерживание противозаконного дея­ния, создающее условия для удовлетво­рения интересов контрсубъекта и обще­ственных интересов в охране и защите.

Ограничительное толкование норм права— разъяснение содержания пра­вовой нормы, когда действительный смысл предписания уже ее текстуаль­ного выражения.

Ответственность юридическая — не­обходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения, выра­жающимся в виде мер личного, имущественного и организационного харак­тера.

Отклоняющееся (девиантное) пове­дение — деяния индивидов или групп лиц, характеризующееся несоответстви­ем сложившимся в обществе социаль­ным ожиданиям, моральным и иным правилам поведения.

Относительное правоотношение — разновидность правоотношения, в котором индивидуализированы (поименно известны, персонифицированы) обе его стороны.

Отрасль права — упорядоченная совокупность юридических норм, регу­лирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Подзаконный нормативный акт — изданный на основе и во исполнение за­конов акт, содержащий юридические нормы.

Подсудность— это распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который должен разрешить дело.

Политика— искусство управления обществом, характеризует отношения по поводу власти между классами, пар­тиями, этническими и другими соци­альными группами, определяющие формы и содержание деятельности го­сударства, c одной стороны, и народом — с другой.

Политическая система общества — упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность инсти­тутов (государственных органов, политических партий, движений, общест­венных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политичес­кая власть.

Политический режим — система методов, приемов и средств, c помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества.

Полномочие— комплекс прав и обязанностей, предоставленный субъекту в соответствии c занимаемой долж­ностью для разрешения какого-либо во­проса.

Право — система общеобязатель­ных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные ин­тересы общества, классов и т.п.), уста­навливаемых и обеспечиваемых госу­дарством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Правовая политика — деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юри­дических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспече­ние прав и свобод человека и граждани­на, укрепление законности и правопо­рядка, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.

Правовая психология — совокуп­ность переживаний, чувств, настро­ений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и же­лаемому праву.

Правовая система общества — кон­кретно-историческая совокупность права, юридической практики и господ­ствующей правовой идеологии отдель­ного государства.

Правовое государство — организа­ция политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспече­ния прав и свобод человека и граждани­на, а также для наиболее последова­тельного связывания c помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Правовые средства — юридичес­кие инструменты (явления), c помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается дости­жение поставленных целей.

Правомерное поведение — деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Правомочие— предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотно­шения осуществлять определенные деяния или требовать соответствующе­го поведения от других участников кон­кретного правоотношения.

Правонарушение — виновное, про­тивоправное, общественно опасное дея­ние (действие либо бездействие) субъек­та, причиняющее вред интересам обще­ства, государства, личности.

Правоотношение — общественное отношение, урегулированное нормами права и участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязаннос­тями.

Правоположения юридической практики — сформулированные в ходе разрешения юридических дел правила (образцы, примеры) наиболее целесообраз­ного и эффективного применения норм права, которые могут и должны исполь­зовать компетентные субъекты при разрешении юридических дел данного рода.

Правопорядок— система общест­венных отношений, в которой поведе­ние субъектов является правомерным; состояние урегулированности социаль­ных связей.

Правопреемство — изменение в субъ­ектном составе правоотношений, при котором субъективные права и юридичес­кие обязанности переходят от одного субъекта к другому.

Правосознание — совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отно­шение людей к действующему и желае­мому права.

Правоспособность— способность лица иметь субъективные права и юри­дические обязанности.

Правосубъектность — признавае­мая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а

Правотворчество— деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изме­нению и отмене юридических норм.

Практика юридическая — деятель­ность компетентных субъектов по при­нятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве c накопленным социально-правовым опытом.

Предмет правового регулирования — те общественные отношения, соци­альные связи, которые право упорядо­чивает.

Предписание правовое — властное веление, выражающее государственную волю, выступающее регулятором общественных отношений путем фор­мулирования общеобязательного или индивидуального юридического прави­ла поведения для соответствующих субъектов права.

Представительство — правовое средство, c помощью которого одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия высту­пает от имени другого (представляемо­го), непосредственно создавая (изме­няя, прекращая) для него права и обязанности.

Прецедент юридический — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, кото­рому придается сила нормы права и ко­торым руководствуются при разреше­нии схожих дел.

Применение права — властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридическо­го дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.

Принципы права — основные, ис­ходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфи­ческого социального регулятора.

Распространительное (расширительное) толкование — разъяснение содержания юридических норм, когда действительный смысл нормы шире ее текстуального выражения.

Реализация права — претворение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, факти­ческое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполне­ния обязанностей, использования прав и применения юридических норм.

Регулирование правовое — осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения c целью их упорядо­чения.

Режим правовой — особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желае­мое социальное состояние и конкр<

Наши рекомендации