Особенности методического аппарата учебника «Математика» для 5 класса.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

Класс

(базовый уровень)

Составитель: учитель математик и

физики, Мальцева Энифе Файзуловна.

Д. Фрол

Г.

Пояснительная записка

Статус программы

Настоящая программа по математике для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по математике к учебному комплексу для 5-11 классов (авторы – составители И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович)

Нормативная база:

1. Федеральный закон «Об образовании».

2. Примерная программа основного общего образования по математике. МОиН РФ

3. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы/авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011

4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике /Г.В.Дорофеев, Г.М.Кузнецова, Л.В.Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2000

5. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. Приказ МОР № 1089 от 05.03.2004

6. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236 «Об утверждении обязательного минимума содержания образования. Основная школа. Раздел «Математика».

7. Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в обр. процессе в обр. учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих гос. аккредитацию на 2013/2014 учебный год», приказ №1067 от 19.12.2012.

При обучении математике используются УМК:

Зубарева И.И. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М. Мнемозино, 2010

Основой построения курса математики 5 класса являются идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами Л.С. Выготским, Л.В. Занковым и другими. Суть основного принципа развивающего обучения - принципа ведущей роли теоретических знаний, - состоит в осознанном усвоении теоретических знаний учащимися, а потому его реализация заключается, прежде всего в том, что ученик, выполняя упражнения в определенной последовательности, получает возможность самостоятельно сформулировать правило, дать определение нового или уже знакомого понятия или даже ввести новый термин.

Предлагаемая программа практически не меняет перечень вопросов, традиционно изучаемых в 5- м классе. Главное отличие состоит во временном сдвиге начала изучения обыкновенных дробей и включении некоторых тем, традиционно изучавшихся в 6-м классе, в курс 5-го класса: основное свойство дроби; простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. 3десь при изложении материала большое внимание уделено наглядности: многие свойства и действия с обыкновенными дробями иллюстрируются красочными рисунками. Но значительная часть материала на этом этапе усваивается учащимися только на уровне представлений, а затем в процессе повторения доводится до уровня знаний и умений.

Что касается геометрического материала, то здесь отличия от традиционных программ более существенные. В дальнейшем, при изучении систематического курса геометрии, накопленные на данном этапе эмпирические представления, получат свое обобщение и развитие.

Учитывая возрастание роли статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем на современном этапе развития общества и неизбежное включение в программу общеобразовательной школы новой содержательно-методической линии «Анализ данных», в курсе математики 5-го класса начинают формироваться некоторые представления комбинаторики, теории вероятностей и статистики.

И наконец, в соответствии с требованиями времени уже в курсе математики 5-го класса используются такие термины, как «математический язык», «математическая модель», которые находят свое развитие в 6-м классе. Эти понятия позволяют начать формирование того идейного стержня, благодаря которому математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов математики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебно.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану на изучение математика в 5 классе отводится 170 часов из расчета: 5 часа, в том числе 11 часов на проведение контрольных работ.

Содержание тем учебного курса

Арифметика

Натуральные числа(27 ч)

Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Деление с остатком.

Обыкновенные дроби(32 ч)

Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями (простейшие случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Нахождение части от целого и целого по его части в два приема.

Десятичная дробь(28 ч)

Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Текстовые задачи(24 ч)

Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом).

Измерения, приближения, оценки(8 ч)

Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты(7 ч)

Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Планирование учебного материала

№ темы Содержание Примерное количество часов (по программе) Планируемое количество часов учителем Контроль Примечание
Повторение основных понятий математики за курс начальной школы  
Натуральные числа С.р
Обыкновенные дроби С.р
Геометрические фигуры     С.р
Десятичные дроби С.р Тестирование.
Геометрические тела  
Введение в вероятность    
Повторение С.р Тестирование
  Всего  

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Дудницин Ю.П.,Кронгауз В.Л. Контрольные работы по математике 5 класс.-М.:Экзамен, 2009.- 63с.

2. Зубарева И.И, Мордкович А.Г. Математика. – М.: Мнемозина, 2007, 2009.- 270с., ил.

3. Тульчинская Е.Е. Математика тесты 5-6 классы – М.: Мнемозина, 2009.- 96 с.

4. ТульчинскаяЕ.Е. Блиц-опрос (проверочные работы) – М.: Мнемозина, 2009.-90 с.

5. Программа. Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2009. – 64 с.

6. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)

7. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)

Дополнительная для учителя

1.Зубарева И.И, Мордкович А.Г. Математика 5-6 классы. Методическое пособие для учителя– М.: Мнемозина, 2008.-104 с.

2.Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

Класс

(базовый уровень)

Составитель: учитель математик и

физики, Мальцева Энифе Файзуловна.

Д. Фрол

Г.

Пояснительная записка

Статус программы

Настоящая программа по математике для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по математике к учебному комплексу для 5-11 классов (авторы – составители И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович)

Нормативная база:

1. Федеральный закон «Об образовании».

2. Примерная программа основного общего образования по математике. МОиН РФ

3. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы/авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011

4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике /Г.В.Дорофеев, Г.М.Кузнецова, Л.В.Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2000

5. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. Приказ МОР № 1089 от 05.03.2004

6. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236 «Об утверждении обязательного минимума содержания образования. Основная школа. Раздел «Математика».

7. Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в обр. процессе в обр. учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих гос. аккредитацию на 2013/2014 учебный год», приказ №1067 от 19.12.2012.

При обучении математике используются УМК:

Зубарева И.И. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М. Мнемозино, 2010

Основой построения курса математики 5 класса являются идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами Л.С. Выготским, Л.В. Занковым и другими. Суть основного принципа развивающего обучения - принципа ведущей роли теоретических знаний, - состоит в осознанном усвоении теоретических знаний учащимися, а потому его реализация заключается, прежде всего в том, что ученик, выполняя упражнения в определенной последовательности, получает возможность самостоятельно сформулировать правило, дать определение нового или уже знакомого понятия или даже ввести новый термин.

Предлагаемая программа практически не меняет перечень вопросов, традиционно изучаемых в 5- м классе. Главное отличие состоит во временном сдвиге начала изучения обыкновенных дробей и включении некоторых тем, традиционно изучавшихся в 6-м классе, в курс 5-го класса: основное свойство дроби; простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. 3десь при изложении материала большое внимание уделено наглядности: многие свойства и действия с обыкновенными дробями иллюстрируются красочными рисунками. Но значительная часть материала на этом этапе усваивается учащимися только на уровне представлений, а затем в процессе повторения доводится до уровня знаний и умений.

Что касается геометрического материала, то здесь отличия от традиционных программ более существенные. В дальнейшем, при изучении систематического курса геометрии, накопленные на данном этапе эмпирические представления, получат свое обобщение и развитие.

Учитывая возрастание роли статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем на современном этапе развития общества и неизбежное включение в программу общеобразовательной школы новой содержательно-методической линии «Анализ данных», в курсе математики 5-го класса начинают формироваться некоторые представления комбинаторики, теории вероятностей и статистики.

И наконец, в соответствии с требованиями времени уже в курсе математики 5-го класса используются такие термины, как «математический язык», «математическая модель», которые находят свое развитие в 6-м классе. Эти понятия позволяют начать формирование того идейного стержня, благодаря которому математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов математики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебно.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану на изучение математика в 5 классе отводится 170 часов из расчета: 5 часа, в том числе 11 часов на проведение контрольных работ.

Особенности методического аппарата учебника «Математика» для 5 класса.

  • В основе учебника – принцип ведущей роли теоретических знаний
  • Временной сдвиг в начале изучения обыкновенных дробей.
  • Новые математические понятия (когда это возможно) вводятся после рассмотрения прикладных задач, мотивирующих необходимость их появления.
  • Теоретический материал излагается доступным языком, что приучает учащихся к самостоятельному его изучению
  • В изучение в курсе 5 класса включены темы, традиционно изучаемые в 6 классе:
    1. основное свойство дроби;
    2. простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
    3. умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число.
  • При изложении курса широко используются графические средства наглядности
  • Акцент делается на практическое применение приобретённых знаний.
  • Целенаправленная работа по подготовке учащихся к изучению систематического курса геометрии: на эмпирическом уровне вводятся понятия «серединный перпендикуляр», «окружность», «биссектриса».
  • Используются понятия: «математический язык», « математическая модель».

Цели обучения:

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Требования к уровню математической подготовки учащихся

Наши рекомендации