Тверия мудрецов наших, как хорошо увидеть тебя
Услышано 1 Адара (21 Февраля 1947 г.), в Тверии
Тверия мудрецов наших, как хорошо увидеть тебя! «Зрение» означает мудрость, Хохма. «Хорошо» означает, что там человек способен достигнуть мудрости уровня Хохма.
И Рабби Шимон Бар Йохай очистил рынки Тверии от нечистоты мертвечины, то есть желания насладиться, о котором сказано: «Грешники при жизни своей называются мертвецами». А вся нечистота принадлежит только уровню Хохма, поэтому именно в Тверии, где сосредоточена мудрость (Хохма), нужно было очистить рынки.
Приходящий очиститься
Услышано в 1947 г.
«Приходящему очиститься — помогают». Это значит, что человек всегда должен быть в состоянии «прихода». Но если он ощущает себя чистым и исправленным, то уже не нуждается в помощи, потому что получил исправление и ушел. Если же он чувствует, что идет, чтобы прийти, то конечно ему помогают, ведь желание человека преодолевает все преграды, потому что он просит истины.
«Ибо ласки твои лучше вина!» (Песнь Песней), то есть от вина можно опьянеть, а «пьяному кажется, что ему принадлежит весь мир», и нет у него никаких неудовлетворенньж желаний, даже в шесть тысяч лет, пока продолжается исправление.
В поте лица твоего будешь есть хлеб
Услышано 14 Адара (6 Марта 1947 г.), в Тель-Авиве
«В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Берешит). «Хлеб» означает Тору, о которой сказано: «Идите, ешьте хлеб мой» (так же, «сражайтесь») (Мишлей). То есть обязан человек учить Тору в страхе, в трепете, в поте лица и этим исправит прегрешение, совершенное на Древе Познания.
Свет Субботы
Услышано в 1947 г.
Свет субботы достигает гуф, тела, а потому в Субботу говорят: «Псалом Давида. Благослови, душа моя... и все нутро мое», то есть тело. Тогда как Рош Ходеш (начало нового месяца) относится к уровню нешама, достигает лишь души и не светит телу, а поэтому говорят только: «Благослови, душа моя...» и не добавляют «и все нутро мое», потому что не доходят до гуф, тела (см. Зоар стр. 97).
Пьянящее вино
Услышано в 1947 г.
Невозможно удостоиться всего света Торы в совершенстве, но опьяненный вином Торы, ощутит человек, что весь мир принадлежит ему, и несмотря на то, что еще не достиг совершенной мудрости (Хохма), будет думать и чувствовать, что есть у него все и в полном совершенстве.
Чистого и праведного не убивай
Услышано 2 Нисана (23 Марта 1947 г.), в Тель-Авиве
«Чистого и праведного не убивай» (Шмот 23).
«Праведный» — это тот, кто оправдывает Творца, и все, что чувствует, плохое оно или хорошее — принимает верой выше знания. И это — правая линия.
«Чистый» — означает чистый, честный взгляд на свое состояние, ведь «у судьи есть лишь то, что видят его глаза». И если он не понимает какого-то состояния или не может постичь, то не должен затушевывать качества, которые открываются сейчас его взгляду. Это называется левой линией, и он обязан обеспечивать существование их обеих.
Отличие между первыми и последними посланиями
Услышано в Пурим 1947 г.
В чем все отличие между первыми и последними царскими посланиями? (О событиях, рассказанных в Мегилат Эстер).
Письменный указ содержит распоряжение Царя, отданное из царского дворца. А царские советники подробно расписывают указ с объяснениями, чтобы стало понятно каждому. В оригинале было указано просто: «Чтобы были они готовы к этому дню» («Передать указ этот в каждую область как закон, объявленный всем народам, чтобы были они готовы к этому дню». Мегилат Эстер). А советники решили, что сказанное относится ко всем остальным народам, которые должны готовиться отомстить иудеям. И случилось это для того, чтобы Аман подумал: «Кому, кроме меня, захочет оказать почет Царь?» Поэтому в последних посланиях написал вслед за словами Царя: чтобы были «иудеи» готовы. Тогда как в первых посланиях не было написано в пояснение слово «иудеи», и потому была у них сила обвинять.
И дается эта сила потому, что иначе невозможно оправдать никакое желание получить свет, то есть распространить высший свет вниз. Ведь вся работа была ради отдачи, и значит не было возможности притянуть свет снизу. И выход в том, чтобы дать силу Аману, который желает именно самого большого света, о чем и говорит его имя: «Аман, агагитянин», от слова «гаг» (крыша) — то есть ступень ГАР.
Целафхад собирал хворост
Услышано в 1947 г.
«Целафхад собирал хворост (ветки деревьев)» (Бемидбар). И объясняет Зоар, что измерял он, какое дерево больше — Древо Жизни или Древо Познания. Праведник называется Древом Жизни, в котором все на отдачу, и здесь не за что зацепиться нечистым желаниям. Но совершенство заключено в Древе Познания, которое означает распространение света мудрости, Хохма, вниз, в чем состоит цель насладить творения. И запрещено измерять их, а нужно, чтобы «превратились они в один посох в руке твоей».
Выходит, что одно без другого - несовершенно. Мордехай же относился к Древу Жизни и не желал притягивать никакого света вниз, ведь ни в чем не ощущал недостатка. И потому необходимо было возвысить Амана, чтобы притянул он свет вниз. А когда проявится желание Амана, тогда Мордехай примет этот свет в свои свойства, получая его ради отдачи.
И отсюда понятно, почему после того, как Мордехай оказал услугу Царю и спас его от смерти, возвысил Царь Амана, его ненавистника, как сказали мудрецы, что «поступали по желанию каждого» — это значит по воле Мордехая и Амана, которые были ненавистны друг другу.