Отходы гумна и винодельни» — 2
«Гумно» (горэн) в духовном означает уменьшение добрых дел, когда человек ощущает недостаток в работе с Творцом. Поэтому он уменьшает свои добрые поступки. А затем он приходит к состоянию «винодельня» (йекев), что означает «проклинать имя Творца».
Суккот означает радость, гвурот, приносящие веселье, возвращение с любовью, когда намеренные прегрешения прошлого обращаются в заслуги. И тогда даже «гумно» и «винодельня» включаются в святость. Поэтому основное свойство Суккота — это Ицхак (левая линия), и все сливаются в нем. (А основное свойство Песаха — любовь, правая линия). Поэтому написано, что Авраам родил Ицхака.
Ведь отец и сын — это причина и следствие. И если бы прежде не было свойства правой линии, которое называется «Авраам», невозможно было бы прийти к свойству «Ицхак», принадлежащему левой линии — но левая линия включается в правую. Потому говорится: «И ты отец наш», так как Авраам сказал: «Сотрут святость имени Твоего» (на обвинение: «Прегрешили сыновья твои»). И то же самое сказал Яаков. Это значит, что преступления сотрут святость имени, и если останутся неисправленными, то создадут брешь посредине.
То есть преступления среди народа Израиля - это словно брешь в святости.
Однако Ицхак так ответил на это обвинение: «Половина — на мне, половина — на Тебе», то есть часть преступлений и часть добрых дел — и те, и другие войдут в святость. А это возможно только благодаря возвращению по любви, когда его прошлые преступления обращаются в заслуги. И тогда не остается никакой бреши, как сказано: «И не будет бреши, и не будет вопля» (Псалом 144), а все будет исправлено и внесено в святость.
И в этом смысл сказанного мудрецами: «Отбросы и мулы (то же означает: расставания) Ицхака величественнее, чем серебро и золото Авимелеха». Отбросами называется ничтожная вещь, не представляющая никакой ценности. То есть человек воспринимает свое рабство Творцу как бросовую вещь, а затем отделяется от него, что называется «отбросами и расставаниями Ицхака». И поскольку Ицхак все исправил возвращением с любовью, обратив все свои прошлые преступления в заслуги, то получил от отбросов и расставаний прибыли больше, чем все серебро и золото Авимелеха.
Серебро (кесеф) означает влечение (кисуфин) к Творцу. А золото (захав) - от слов «дай это» (зе-хав), что означает стремление к Торе, то есть к постижению Торы. А поскольку Ицхак исправил все, достигнув возвращения по любви, и преступления засчитались ему заслугами, то, само собой, он стал очень богатым, богаче Авимелеха. Ведь выполняя заповеди, не исполнишь более 613-ти, тогда как грехам и преступлениям — нет предела. И потому разбогател Ицхак, как сказано: «И получил во сто крат (дословно: нашел сто врат)» — то есть на все сто процентов принадлежал святости, без всяких отбросов, ведь и отбросы тоже были им исправлены.
Поэтому навес для Сукки делается из отходов гумна и винодельни (или же как сказали мудрецы: из отходов, от которых обогатился Моше). Вот почему основа праздника Суккот связана с именем Ицхака, так как он означает «гвурот, приносящие веселье», а кроме того, Суккот связан с именем Моше.
Духовным называется вечное
Услышано в 1948 г.
Духовным называется то, что не исчезнет никогда. Поэтому желание насладиться в его настоящем виде получения ради себя, называется материальным, так как утратит эту форму и приобретет новый вид — ради Творца.
Реальность места в духовном определяется местом реальности, так как каждый, приходящий туда, в это место, видит одну и ту же картину. В отличие от этого, воображаемая вещь не называется реальным местом, поскольку является фантазией, которую каждый представляет себе по-своему.
И говорится, что у Торы есть 70 лиц, что означает 70 ступеней. На каждой ступени Тора представляется согласно той ступени, на которой находится человек. Однако мир — это реальность, так что каждый, поднявшийся на одну из 70 ступеней, из которых состоит данный мир, постигает то же, что и все, постигшие эту ступень.
В каббалистических книгах иногда встречаются объяснения фраз из Торы, наподобие: «Так сказал Авраам Ицхаку...», и рассказано, что тогда говорили, и разъясняется сказанное. И возникает вопрос: откуда известно, что они говорили друг другу?
А известно это потому, что каббалистом была постигнута ступень, на которой находился Авраам или кто-то другой, и поэтому постигший видит и знает то же, что видел и знал Авраам. Поэтому он знает, что сказал Авраам.
Вот почему, каббалисты объясняют фразы из Торы, ведь они тоже постигли ту же ступень. А любая ступень в духовном — это реальность, которую видят все, подобно тому как все, приезжающие в город Лондон в Англии, видят то, что есть в этом городе, и слышат о чем там говорится.