Место аналитической разведки в системе государственного управления.

Разведка всегда окружена ореолом таинственности, который облегчает ее работу, но никогда не соответствует ни подлинному содержанию, ни характеру этой работы. И такой нередко искусственно поддерживаемый ореол может стать опасным, когда однажды выясняется, что, кроме воды, в котле ничего не варится и что предполагаемые способности к волшебству относятся к области сказок.Х. Фельфе. "Мемуары разведчика" (гл. "Шпионаж БНД ..."). Служба АР будет существовать в государстве так или иначе, даже если от нее не будет никакой пользы, - во-первых, потому что она предполагает наличие многих привлекательных должностей, во-вторых, потому что руководство страны хочет, чтобы подчиненный ему государственный аппарат выглядел не хуже, чем у других.Аналитические центры могут существовать в (или при) ... администрации руководителя государства; министерствах; исследовательских институтах министерств; академических институтах; университетах; банках, финансовых компаниях. Могут также существовать "независимые" аналитические центры - обслуживающие предпринимателей, СМИ, политиков, иностранные разведывательные службы. Служба АР может пользоваться их материалами, а также предоставлять им некоторые результаты собственных разработок - в качестве платы за услуги или с целью манипулирования.Службой АР готовятся материалы для ... руководства страны; руководства службы безопасности; специалистов службы безопасности; специалистов различных государственных учреждений; средств массовой информации. Служба АР вынуждена бороться за свою репутацию в глазах руководства службы государственной безопасности, руководства государства: ее качество поддерживать затруднительно; ее работу можно довольно легко имитировать; ее деятельность не эффектна; важность сообщаемых ею сведений не всегда очевидна. Для результативной работы АР нужен самый дефицитный в любом обществе ресурс - интеллектуально талантливые порядочные люди, любящие свою работу.Возможны два крайних режима работы службы АР:1) режим ведомого: выполнение заказов;2) режим ведущего: предложение услуг, навязывание потребителям информации определенного взгляда на их информационные потребности. Службе АР приходится в борьбе за национальные интересы преодолевать глупость, абсурдность, неприятие и мелкий саботаж государственных служащих на разных уровнях власти - если, конечно, сама служба не поражена глупостью, абсурдностью и пр.

Аналитическая контрразведка.



Аналитическая контрразведка - препятствование работе чужой аналитической разведки: обеспечение формирования у этой разведки искаженных нужным образом представлений о различных социальных феноменах. Манипулирование разведывательными службами противника – один из каналов влияния на него. Направления деятельности аналитической контрразведки: курирование цензуры; распространение ложных и тенденциозных сведений; инспирирование отвлекающих мероприятий и событий; усложнение и частое модифицирование разведываемых феноменов.

Информационное влияние.

Манипулирование субъектом (индивидуумом, организованной группой) - неявное расположение его к определенному поведению посредством предоставления ему специально подобранных сведений и создания обстоятельств, склоняющих к некоторым суждениям и настроениям.Воздействие на субъекта с целью склонения его к некоторым действиям или приведения его в некоторое состояние может быть ... информационное: посредством регулирования поступающей к субъекту информации; агентурное: посредством агентов, которые внедряются в подвергаемую воздействию группу или вербуются в ней; которые подводятся к подвергаемому воздействию индивидууму или вербуются в его окружении; ресурсное: посредством регулирования средств, попадающих в распоряжение субъекта; ситуационное: посредством регулирования внешних обстоятельств, в которых находится субъект; психотронное: посредством физического воздействия на мозг (электромагнитным полем, инфразвуком и пр.); психотропное: посредством химического воздействия на мозг; психоинтрузионное: посредством информационного воздействия на психику в обход сознания; оккультное: посредством мысленной связи с субъектом или посредством направленных на него магических действий. Информационное влияние позволяет инициировать, модифицировать, прекращать, предотвращать социальные процессы и события посредством избирательного информирования или ввода в заблуждение причастных к ним субъектов.Служба государственной безопасности должна стремится скорее к большему влиянию на события, чем к лучшему их прогнозированию.Надо делать историю, а не только предугадывать и исследовать ее.Функции службы влияния: неявное управление развитием общества или курирование его развития; противодействие враждебному и конкурирующему влиянию. Установка службы влияния: провоцировать или предотвращать большие изменения посредством малых сил, посредством воздействия на особо чувствительные точки. Искусство влияния состоит в выборе этих точек и способов воздействия на них.При желании можно основательно придраться к чему угодно. Поэтому аналитическая служба в состоянии скомпрометировать в глазах руководства страны любое предложение, любой результат, любого деятеля. При желании также можно убедительно оправдать что угодно. Поэтому аналитическая служба в состоянии сформировать у руководства позитивную оценку любого предложения, результата и т. п. Существенным препятствием в этом может оказаться только деятельность конкурирующих аналитических служб.Субъекты, подвергаемые информационному воздействию, могут быть единичные, групповые, массовые. Обработка массовых субъектов осуществляется в основном посредством СМИ и изменения экономических условий существования.Способы влияния делятся на легальные (публикации в СМИ, аналитические записки, беседы и пр.) и нелегальные (шантаж, мелкие диверсии и пр.).Различается влияние оперативное (направленное на достижение быстрого однократного эффекта) и базовое (направленное на формирование устойчивых склонностей).Эффективность влияния бывает незначительной по следующим причинам: ошибочное понимание свойств субъектов, на которых оказывается воздействие; слишком слабые средства воздействия; конкурирующие влияния; неподходящий информационный фон. Направления деятельности службы влияния: формирование требуемых массовых настроений в своей стране и за границей; формирование и курирование лидеров в различных областях деятельности; препятствование работе чужой аналитической разведки; препятствование чужому влиянию. Каналы информационного влияния: пропаганда; формирование слухов; воздействие на фольклор; информирование способных интеллектуалов, работающих нужным образом в ключевых областях деятельности; и т. д. Операции по влиянию должны разрабатываться с учетом того, чем грозит их раскрытие.В принципе секретные службы могут существенно воздействовать на социальные процессы в своей стране и за границей, не прибегая к агентурным и диверсионным методам. Но для многих проще убить какого-нибудь деятеля, чем его переубедить, дезориентировать, дискредитировать, довести до сумасшествия, склонить к самоубийству и т. д.О размерах влияния. Секретным службам не следует заниматься слишком многим в обществе - чтобы не подорвать в нем уважения к закону, склонности граждан открыто высказывать свои мнения, то есть в конечном счете способности общества к самосохранению и развитию. Наличие у секретных служб здравомыслящих патриотичных оппонентов в обществе - условие благополучия этих служб, поскольку бесконтрольность ведет к деградации.

Репутация.



Разведслужба (и служба аналитической разведки в частности) заинтересована в том, чтобы все, включая собственных сотрудников, воспринимали ее как учреждение в высшей степени действенное, знающее, интеллектуальное, патриотичное, справедливое, способное на очень многое, но вполне удерживающее себя в рамках, установленных законом. Это облегчает подбор кадров, вербовку агентуры, получение финансирования, сбыт разведывательных материалов, противодействие иностранным секретным службам.Что касается людей, способных повлиять на положение разведывательной службы (депутатов парламента, министров и пр.), то следует либо контролировать их поведение, либо формировать у них мнение, что эта служба занимается исключительно положенным ей делом и лично для них угрозы не представляет.Х. Фельфе ("Мемуары разведчика") описывает, какими средствами Райнхард Гелен завоевывал для БНД место под солнцем: "...Гелен все больше стремился к личным контактам с руководящими общественными и политическими деятелями ... Они считали для себя большой честью в качестве 'абсолютного исключения' познакомиться лично с самим Геленом или посетить святая святых - Центр в Пуллахе ... Для этих приемов у Гелена имелся стандартный доклад и несколько серий диапозитивов, которые он менял в зависимости от характера посетителей (...) Я часто получал внезапные распоряжения по телефону прибыть в штаб-квартиру и сделать доклад о контршпионаже (...) Я уже знал, о чем шла речь и что от меня требуется. 'Банка с сосисками', наряду с другими 'наглядными пособиями', которые были по моей просьбе специально изготовлены для подобных мероприятий, представляла собой контейнер для шпионских материалов ... Она имела соответствующий вид и вес, и в ней булькала жидкость, но, сняв крышку, можно было продемонстрировать совершенно сухое внутреннее пространство. Это, конечно, производило впечатление на любителей шпионажа, для которых и устраивались подобные демонстрации ... Так Гелен создавал агентов влияния. Они надеялись получить что-то от Гелена, в то время как последний уже использовал их прямо или косвенно."Что касается службы аналитической разведки, то вместо "банки с сосисками" она может демонстрировать, к примеру, пикантные досье на различных деятелей.

Конкуренты.

Конкурентами службы АР являются средства массовой информации, аналитические подразделения министерств и аппарата правительства, негосударственные аналитические агентства. Слабость службы АР в сравнении с ними может проявиться в пропуске существенных событий, запаздывании материалов, недостаточности деталей, частых исправлениях и опровержениях ранее представленных сведений, плохом стиле, незначительности ярких обобщений и прогнозов.Материалы АР почти всегда проигрывают материалам СМИ в броскости, поскольку составляются по несколько иным правилам.Чтобы не уступить влияние средствам массовой информации, следует эпизодически подогревать недоверие к СМИ у ключевых потребителей разведывательных сведений. С этой целью можно раза два в неделю распространять короткий бюллетень к критическими комментариями к сообщениям СМИ.

Наши рекомендации