Особенности социальных технологий

Можно выделить следующие основные особенности социальных технологий:

– социальная технология – это определенный способ достижения общественных целей;

– содержание этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности;

– операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно;

– эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний;

– при разработке операций учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность;

– социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом;

– социальная технология – элемент человеческой культуры.

Одной из разновидностей социальных технологий являются технологии менеджмента. Это – приемы, способы, последовательность выполнения работ в управлении, т.е. очередность управленческих функций, а также непосредственные процессы управления, при которых руководитель влияет на подчиненных, поощряя их деятельность на благо организации, побуждает их к полному проявлению своих потенциальных возможностей, предоставляет им поле деятельности и свободу.

Совершенно очевидно, что особое управленческое действие начинается с познания сути происходящих процессов, выдвижения новых идей, установок, что характеризует прежде всего содержание управления, уровень управленческого мышления. Без умения выдвинуть инновационные цели и задачи управления, а затем найти адекватные методы их решения не может быть эффективного управления. Поэтому проблема повышения эффективности управления напрямую связана с эффективностью технологий управления.

Управленческие технологии как разновидность

Социальных технологий

Целью управленческой технологии является оптимизация управленческого процесса, рационализация его путем исключения таких видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для достижения результата. Технологии управления позволяют менеджерам выявлять, использовать и развивать скрытые потенциалы организации.

Эффективность технологии управления (как и любой социальной технологии) – это конечный результат, выражающийся не только в экономии времени и затрат, но и в обеспечении устойчивости и выживаемости организации в изменяющейся внешней среде.

Критерии эффективности технологии управления – это:

– во-первых, простота (она не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции);

– во-вторых, гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке);

– в-третьих, надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма);

– в-четвертых, экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной);

– в-пятых, удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется с ней работать).

Разработка и внедрение технологии управления, умение следовать предписываемым образцам, соблюдать технологическую дисциплину – один из важнейших показателей профессиональной культуры менеджера. Именно неспособность руководителей и рядовых работников следовать предписаниям технологии оказывается серьезным препятствием, мешающим российским предпринимателям добиться конкурентоспособности своих товаров. Использование технологий управления – важный ресурс менеджеров, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия и его роль в функционировании организации.

Основная функция технологии управления состоит в обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процесса управления с конкретными управленческими технологиями, способствующими реализации таких функций, как планирование, организация, мотивация, контроль, инновация, маркетинг, развитие человеческих ресурсов. В связи с этим важно формирование нового типа мышления менеджеров, ориентация его на упреждающую аналитическую и инновационную деятельность.

Современная концепция управления организацией заключается в следующем. Социальный менеджмент настоятельно требует, с одной стороны, очищения от деформаций, бюрократических искажений системы управления, с другой – продвижения вперед и дальнейшего ее развития. Менеджеры должны научиться профессионально создавать и использовать управленческие технологии, опираясь на неисчерпаемый ресурс организации – ее персонал. Социальные технологии менеджмента следует понимать не как жесткую регламентацию деятельности персонала, а как инновационное средство его мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию. Только на этом пути организации в России смогут вырваться из кризиса и показать свою жизнеспособность, конкурентоспособность и эффективность.

Контрольные вопросы

1. Что такое социальная технология?

2. Какова структура модели социальной технологии?

3. Каковы основные особенностисоциальных технологий?

4. Какова цель управленческих технологий?

5. Каковы критерии эффективности технологии управления?

6. В чем состоит основная функция технологии управления?

7. В чем состоит сущность и специфика технологии менеджмента?

8. Обоснуйте, как вы понимаете требование надежности и экономичности технологий управления.

Глава 12

Модели управления

Наши рекомендации