Дефектологическое представление на учащегося

Фамилия, имя ________________ ___________________________________

ГОУ ЦО ________ Класс ________

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
Развитие общей и мелкой моторики  
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно  
Обучаемость:  
  • Восприимчивость к помощи
 
  • Способность переноса на аналогичные задания
 
 
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций  
  Темп работы  
Работоспособность:  
  • На индивидуальных занятиях
 
 
  • На фронтальных занятиях
 
 
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация  
Сформированность пространственно-временных представлений  
Особенности восприятия  
Особенности внимания  
Особенности мышления:
  • Уровень развития наглядных форм мышления
 
  • Словесно-логическое мышление
 
Особенности конструктивной деятельности  
Общая характеристика речевого развития  
Сформированность учебных навыков:  
Математика:  
  • Сформированность понятий числа, числовой последователь-ности
 
  • Вычислительные навыки
 
  • Навык решения задач
 
  • Характерные ошибки
 
Русский язык:  
  • Навык каллиграфического письма
 
  • Навык орфографического письма под диктовку
 
  • Списывание текста
 
  • Выполнение грамматических заданий
 
  • Характерные ошибки
 
Чтение:  
  • Темп чтения
 
  • Способ чтения
 
  • Понимание прочитанного
 
  • Навыки работы с текстом
 
  • Характерные ошибки
 
Общая характеристика учебной деятельности  

Заключение:

Планируемые мероприятия:

«_____»______________20___ г. ________________(_________________)

Схема анализа дефектологического обследования учащихся

· Эмоциональное реагирование в ситуации обследования.

Оцениваются: особенности вступление ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.

Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакции ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога

При повторных обследованиях отмечаются характерные особенности поведения учащегося на уроках и индивидуальных занятиях, особенности эмоционально-волевой сферы.

· Понимание инструкции, воспринятой на слух или прочитанной самостоятельно

Оценивается: уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная, устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная. Учитывается способность ребенка сознательно удерживать инструкцию и ее составляющие части до окончания работы. Отмечается уровень понимания инструкций, прочитанных учащимися самостоятельно (понимает сразу, требуется повторное чтение, задает уточняющие вопросы, затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом)

· Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания).

Оценивается: обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество «уроков», способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

По характеру оказываемой помощи от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь.

Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы.

Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.

Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, может включать смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий.

Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.

При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.

· Особенности организации деятельности, сформированности регуляторных функций

Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно-познавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.

В мотивационном компоненте оцениваются уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению интеллектуальных задач, удержание познавательного интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения умения планировать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность, экономичность и т.д.) В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлять самоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной целью.

· Темп работы

Оценивается средний показатель времени, затраченного ребенком при выполнении заданий на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслительных процессов; темп самостоятельной работы на уроке.

· Работоспособность

Отмечаются уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая , обусловленная церебрастенией и .др.)

· Показатели развития познавательной деятельности учащегося

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики, сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, особенности внимания, особенности памяти, особенности мышления, особенности конструктивной деятельности, общая характеристика речевого развития оцениваются в соответствии с требованиями и критериями нормативного возрастного развития ребенка. При этом кратко отмечаются индивидуальные характеристики познавательных процессов, определяющие структуру нарушения.

· Сформированность учебных навыков

Оценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.

· Общая характеристика учебной деятельности

Оцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль.

· Заключение

Делается краткое заключение о развитии учебно-познавательной сферы учащегося с указанием несформированных либо нарушенных функций.

· Планируемые мероприятия специалиста

Отмечаются основные направления коррекционной работы либо характер планируемой работы (динамическое наблюдение за развитием учащегося; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и др.)

Наши рекомендации