Влияние высоты полета на потребную скорость на вираже

С увеличением высоты полета скорость, потребная для виража, увеличивается. При этом нужно помнить, что на высоте скорость по прибору УС-450К остается неизменной. Поэтому, выполняя вираж на высоте, необходимо выдерживать ту же скорость по прибору, которая необходима для выполнения виража у земли (при одинаковом полетном весе самолета).

Влияние веса самолета. С увеличением веса потребная скорость возрастает (смотри горизонтальный полет). Соответственно возрастает и потребная скорость для виража.

Влияние веса на скорость виража легко проследить, сопоставив характеристики виража самолетов Як-52 и Як-55.

ТЯГА И МОЩНОСТЬ, ПОТРЕБНЫЕ ДЛЯ ВИРАЖА

Потребной тягой и мощностью для виража называется необходимая тяга или мощность, уравновешивающая лобовое сопротивление самолета на правильном вираже при данных значениях угла атаки и угла крена.

Увеличение потребной скорости на вираже при неизменном угле атаки или увеличение угла атаки при неизменной скорости сопровождается увеличением лобового сопротивления по сравнению с его величиной в горизонтальном полете. Поэтому потребные для виража тяга и мощность должны быть больше, чем для горизонтального полета.

влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru

Рис. 181 Увеличение потребной для виража мощности в зависимости от угла крена

Как и в горизонтальном полете, тяга на вираже равна лобовому сопротивлению

влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru

но минимально допустимая скорость на вираже равна влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru следовательно, при этой скорости

влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru

откуда

влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru (11.20)

Из формулы (11.20) следует, что с увеличением крена (перегрузки) потребная тяга на вираже возрастает Увеличение тяги на вираже возможно только за счет избытка тяги силовой установки влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru Р.

Потребная мощность равна произведению потребной тяги на скорость

влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru

откуда

влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru (11.21)

Из формулы (11.21) следует, что с увеличением крена (перегрузки) потребная мощность на вираже возрастает пропорционально корню квадратному из куба перегрузки. Следовательно, с увеличением крена потребная мощность увеличивается сначала медленно, а потом все более резко (Рис. 181). На графике рисунка изображена зависимость потребной мощности для виража, влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru от угла крена.

Например, при крене 20° потребная для виража мощность больше потребной для горизонтального полета на малую величину; при крене, равном 50°,- в два раза больше; при крене, равном 60°,- в три раза больше, а при крене, равном 70°,- в пять раз больше.

Таким образом, для выполнения виража необходимо иметь избыток мощности.

РАДИУС И ВРЕМЯ ВИРАЖА

Радиус и время виража являются основными величинами, характеризующими маневренные возможности самолета в горизонтальной плоскости.

Как уже говорилось, для выполнения виража необходима центростремительная сила. То есть для уменьшения радиуса виража необходимо увеличить горизонтальную составляющую подъемной силы влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru , а для этого следует увеличить крен самолета, одновременно увеличивая подъемную силу увеличением угла атаки или скорости.

Центростремительная сила, с одной стороны, равна влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru ,

а с другой влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru (из условия искривления траектории в горизонтальной плоскости (формула 10.16). Следовательно,

влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru

откуда радиус виража будет равен

влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru (11.22)

Таким образом, радиус виража определяется скоростью и нормальной перегрузкой. Анализируя выражения формулы (11.22), сделаем заключение, что радиус виража будет тем меньше, чем:

меньше удельная нагрузка на крыло влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru ;

больше плотность воздуха влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru (с увеличением высоты полета радиус увеличивается);

больше коэффициент подъемной силы Су;

больше крен самолета влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru ; при Су=Судоп с уменьшением скорости радиус растет.

Время виража определяется как отношение длины окружности, которую описывает центр тяжести самолета на вираже, к скорости самолета:

влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru (11.23)

следовательно, время разворота на угол влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru

влияние высоты полета на потребную скорость на вираже - student2.ru (11.24)

Из формулы (11.23) видно, что время виража (как и радиус) определяется скоростью и нормальной перегрузкой. Для уменьшения времени виража необходимы те же условия, что и для уменьшения радиуса виража, но следует помнить, что скорость полета на время виража оказывает значительно меньшее влияние, чем радиус виража.

Наши рекомендации