Глава 8. Модернизированные танки Т-55, Т-62.

Отечественные танки Т-55 и Т-62 состоят вооруженных силах России, государств СНГ и армиях еще многих стран мира. В 1983 году на базе указанных машин созданы Т-55М, Т-55АМ и Т-62М — результат глубокой модер­низации соответствующих марок средних тан­ков первого послевоенного поколения. Ценой умеренных затрат удалось повысить их бое­вую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков. При этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности.

На базе танка Т-55М был создан и серийно производился первый (и на сегодняшний день единственный) в мире танк с активной защи­той, получивший обозначение Т-55АД. Ком­плекс активной защиты «Дрозд» вклю­чает два блока вооружения с двумя 107-мм за­щитными снарядами в каждом, две радиоло­кационные станции миллиметрового диапазо­на и аппаратуру управления.

Огневая мощь

На танках Т-55М устанавливается ком­плекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион», на танках Т-62М — комплекс 9К116-1 «Шексна». Бортовая аппаратура и управляе­мые выстрелы этих комплексов отличаются только элементами конструкции, обеспечи­вающими возможность ведения стрельбы уни­фицированной ракетой из 100-мм нарезной и 115-мм гладкоствольной пушек соответствен- но. Комплекс 9К116 включает выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного бло­ка.

По основным внешним конструктивным признакам и размерам выстрел ЗУБК10-1 не отличается от обычного и может размещать­ся в любой боеукладке. Метательное устрой­ство сообщает ракете начальную скорость 400-500 м/с, которая поддерживается в полете за счет работы маршевой двигательной установ­ки.

Для управления ракетой применена полу­автоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищен­ность. Кроме того, достоинством системы яв­ляется малый объем, занимаемый аппаратурой управления в боевом отделении.

В СУО «Волна», устанавливаемую на тан­ке Т-55М, входят лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор «Циклон»М1. Для танков Т-62М применены прицел ТШСМ-41 У, стабилизатор «Метеор»М1 и баллисти­ческий вычислитель БВ-62.

Диапазон измерения дальностей лазерным дальномером составляет 500-4000 метров, точ­ность измерения — 10 метров. В качестве ис­точника излучения используется оптический квантовый генератор на стекле, активирован­ном неодимом.

Баллистический вычислитель БВ-55 (БВ-62) обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет).

Глава 8. Модернизированные танки Т-55, Т-62. - student2.ru

Рис

Средний танк Т-55МВ

Прицел ТШСМ-32ПВ, установленный на танке Т-55М, отличается от штатного прице­ла ТШ2Б-32П танка Т-55 главным образом независимой стабилизацией поля зрения в вер­тикальной плоскости, работающей и при бло­кировке пушки.

Стабилизатор вооружения «Циклон»М1 отличается от стабилизатора «Циклон» улуч­шенными эксплуатационными характеристи­ками благодаря использованию современной элементной базы.

Зенитный пулемет устанавливается на вра­щающемся верхнем погоне основания люка заряжающего. Боекомплект из 300 патронов в лентах находится в шести коробках, располо­женных снаружи на правом борту башни.

Теплозащитный кожух пушки уменьшает влияние неравномерного нагрева на изгиб тру­бы ствола. При стрельбе из пушки с теплоза­щитным кожухом углы вылета снаряда изме­няются от действия указанных факторов в 5-10 раз меньше, чем без него.

Защищенность

Дополнительное бронирование корпуса представляет собой сварную коробчатую кон­струкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой с зазором 30 мм размеще­ны 5-мм стальные пластины. Полость между ними заполняется пенополиуретаном. Конст­рукция приваривается снаружи к верхнему лобовому листу корпуса.

Дополнительная защита лобовой части башни изготовлена из двух блоков, располо­женных справа и слева от амбразуры пушки. Они имеют одинаковый уровень защиты и однотипную схему бронирования с верхней лобовой частью корпуса танка. Конструктив­но выполнены из литой броневой детали, с внутренней стороны которой приварена ко­робка с 5-мм стальными листами и тем же на­полнителем между пластинами. Противокуму-лятивные секционные резинотканевые борто­вые экраны имеют толщину 10 мм. Ширина танка по экранам равна 3520 мм, поэтому при железнодорожных перевозках бортовые экра­ны демонтируются.

Члены экипажа танка снабжены индиви­дуальными противорадиационными жилета­ми, а их рабочие места имеют локальную за­щиту от проникающей радиации.

Противоминная защита механика-водите­ля повышена за счет дополнительного брони­рования днища путем приварки к нему снару­жи каркаса и броневых листов толщиной 20 мм (в районе расположения механика-водите­ля), от нижнего носового наклонного листа до второй пары торсионов. Усилена защита ава­рийного люка броневой крышкой, перекры-

Глава 8. Модернизированные танки Т-55, Т-62. - student2.ru

Установка дополнительной защиты лобовой части корпуса

вающей его контуры. Она крепится изнутри с помощью гайки через отверстие в крышке ос­новного люка. Установлен пиллерс между дни­щем и крышей корпуса справа за механиком-водителем, проведен ряд других усовершенст­вований.

Система 902Б запуска дымовых гранат обес­печивает постановку дымовой завесы на дально­стях 200-350 м. В ее состав входят восемь пус­ковых установок, неподвижно закрепленных на правом борту башни, дымовые гранаты ЗД6 калибра 81 мм и пульт управления у наводчи­ка. Ширина фронта дымовой заве­сы при залповом пуске четырех гра­нат составляет 100-120 метров, а средняя высота — 8 метров. Время эффективного дымообразования одной гранаты — 60-130 секунд. Проведен ряд мероприятий по за­щите танка от напалма.

 

Подвижность

На танке установлен двигатель В-55У мощностью 456 кВт (620 л.с.) с инерционным наддувом и штат­ными обслуживающими системами. Он отличается от В-55В впускными коллекторами. В коллекторе уста­новлена перегородка, разделяющая поток всасываемого воздуха на две части. Одна часть поступает в пер­вые три цилиндра двигателя, другая — в остальные три цилиндра. Та­кое конструктивное решение позволило повысить мощность двигателя на 40 л.с.

Для улучшения плавности хода динамиче­ский ход опорных катков увеличен со 135-149 мм до 162-182 мм за счет применения торси­онных валов, изготовленных из стали электро­шлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания.

К ступице ведущего колеса приварен огра­ничительный диск для предохранения от сбра­сывания гусеницы с РМШ. Гусеница имеет повышенный коэффициент сцепления с грун­том из-за увеличения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверх­ности трака. Кроме того, ресурс ее работы повышен за счет усиления резинометалличе-ских шарниров. На танке Т-62М дополнитель­но установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков.

Радиостанция Р-173 и радиоприемник Р-173П установлены вместо радиостанции Р-123М.

Наши рекомендации