Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора

Кроме потешек и кричалок, в качестве отправного пункта можно использовать дразнилки, страшилки, фольклорные перепутаницы:

Потешка.

- Что ж ты, Еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Начало: В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он…

Потешка.

В лесу одна смешная птица
Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»
Никак не может научиться
Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»

Начало: Однажды летом встретились кукушка и петух и начали разговаривать каждый на своем языке…

СКАЗКИ ОТ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Понятно, что фантастические явления (то есть то, чего не бывает в реальной жизни) послужат важным отправным моментом для сочинения сказки. При этом лишь не следует забывать о двух правилах: дать понять детям, что они сейчас будут фантазировать; предложить им разнообразие фантастических явлений. Рекомендуем начинать примерно так:

Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья:

Какое бы у тебя было любимое занятие?

Чего ты опасался?

Захотел бы ты стать прежним? и т.д.

Представь, что:

- из крана на кухне полился мандариновый сок,

- из тучи вместо дождя стал падать изюм;

- люди придумали таблетки от сна.

Постепенно диапазон таких явлений расширяется:

- к нам в гости пожаловал пришелец со дна морского…
-летел над нашим поселком НЛО с волшебником на борту. А волшебник был добрый, но очень странный. Он бросил подарки: пять шапочек, три сапога, два красивых хрустальных волшебных башмачка, одну куклу Синди. Кому бы вы отдали все эти подарки'? А как быть с третьим сапогом? Придумайте продолжение,
- мама с папой купили ковер. Но никто не знал, что этот ковер из страны Сочиняйки, волшебный ковер-самолет. Один год провисел ковер-самолет на стене, другой. А на третий год стало ему скучно, и решил он…

Расскажите о различных приключениях ковра-самолета.

СЛУЧАЙНЫЕ СКАЗКИ

Вам, конечно, ясно, что забавные случаи из реальной жизни также важны для развития фантазии у детей. Следует лишь умело подбирать их с учетом возраста детей, их настроения и ряда других факторов. Когда дети научатся продолжать сказочное развитие предложенных взрослыми случаев, крайне важно направлять внимание ребят на использование случаев из их реальной или воображаемой детской жизни.

Мы предлагаем вам такие случаи:

Однажды девочка упала с дерева и дала папе слово никогда больше не лазить на деревья. Как-то раз девочка увидела маленького котенка, который никак не мог слезть с дерева и жалобно пищал. Как он там оказался? Очень хотелось помочь котенку и в то же время сдержать слово, данное папе…

Гуляла однажды мама-курица с цыпленком на поляне. Пока курица доставала для своего цыпленка червячка, цыпленок исчез. Бросилась мама искать своего ребенка и видит: ее цыпленок стоит на другом берегу ручья. Но ни цыпленок, ни его мама не умеют плавать. Как цыпленка вернуть маме? Давайте пофантазируем. Как цыпленок попал на другой берег? А может, в это время прошел дождь и появился ручеек? Значит, нужно подождать, пока ручеек высохнет. А может, ручеек был покрыт льдом, а солнышко припекло, и он растаял? Значит, нужно подождать, пока он замерзнет. А как думаете вы?

Темнело, шел мелкий дождь. На автобусной остановке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг… Закончите рассказ.
Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне том надписи:
«Прямо пойдешь -доброе дело сделаешь своему другу». «Направо пойдешь - с другом расстанешься навсегда». «Налево пойдешь - красивую игрушку найдешь».
Какую из дорог мы выберем? Почему? Какое доброе дело можем сделать для своего друга?

СКАЗКИ О БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ

Дошкольники недостаточно знают о бытовой технике. Именно поэтому появилась мысль соединить начало рассказов о технике и автоматах со сказочным продолжением. Вот это мы и предлагаем сделать:

Реальное начало (И. Мельников) Солнечные часы

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко - нам вставать пора. И так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на тень: она также движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась 1 часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему?

Сказочное продолжение Один мальчик опаздывал в школу, но все часы вдруг остановились. Он вспомнил про солнышко и.

Реальное начало Часы-петух (И. Мельников)

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «ку-ка-ре-ку!» Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится - раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать.

Сказочное продолжение Во дворе одного дома жил капризный петушок. Если ему давали «киндер-сюрприз», только тогда он кукарекал. Один раз…

Реальное начало (И. Мельников)Водяные часы

В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметины, которые показывали, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Водяные часы оказались тоже неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?

Сказочное продолжение Стояло жаркое лето. Катя решила узнать время по молочным часам, поставила их на солнышко и заснула…

Наши рекомендации