X. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику№4 (с. 83).
III.Прочитайте задачу.
IV.Как оформим краткую запись? (С помощью таблицы.)
V.Что обозначает число 15? {Общую массу пакетов.)
VI.Что обозначают числа 5, 2? (Количество пакетов.)
VII.Как назовем первый столбец? (Масса одного пакета.)
Масса одного пакета | Количество пакетов | Общая масса картофеля | |
Купил дедушка | ? (одинаковая) | 5 шт. | 15 кг |
Нес Витя | 2 шт. | ? |
VIII.Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.
(Со слабоуспевающими учащимися задачу следует разобрать подробно.)
IX.Что надо узнать в задаче? (Сколько килограммов картофеля нес Витя.)
X.Как это узнать 1 (Количество пакетов умножить на массу одного пакета.) \
XI.Что нам известно? (Количество.)
XII.Чего мы не знаем? (Массу одного пакета.)
XIII.Как найти массу одного пакета? (Общую массу купленных пакетов разделить на их количество.)
XIV.После этого мы сможем узнать, сколько килограммов картофеля нес Витя? (Да.)
XV.Каким действием? (Умножением.)
XVI.Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных,
дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 83).)
№ 3 (с. 83).
XVII.Прочитайте задачу.
XVIII.Составим краткую запись. Назовите ключевые слова. (Утром и вечером.)
XIX.Что надо узнать в задаче? (Сколько ведер израсходовали за неделю.)
XX.Что значит «за неделю»? (За 7дней.) Утро — ?, 7 д. по 6 в. ?
Вечер — ?, 7 д. по 9 в. / '
XXI.Сколько способов решения задачи предлагают найти авторы учебника? (Два.)
XXII.Разберем первый способ. Что можно узнать сначала? (Сколько литров воды расходовали утром и сколько вечером.)
XXIII.Что нужно сделать дальше? (Сложитьрасход воды за 7дней утром и вечером.)
XXIV.Запишите выражение для этого способа. (6 - 7+9- 7—105(л).)
XXV.Разберем второй способ. Что узнаем сначала? (Скольколитров воды расходовали за один день.)
XXVI.Как ответим на вопрос задачи? (Умножим расход за один день на количество дней в неделе.)
XXVII.Запишите выражение для этого способа. ((6 + 9) - 7= 105(л).) 2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№2 (с. 59).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) №3 (с. 59).
(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание учебника: № 6 (с. 83).)
1. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 83). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
XXVIII.Оцените свою работу на уроке.
— Подведение итогов урока
XXIX.Какие математические свойства мы повторили на уроке?
XXX.Как их можно применить при умножении и делении трехзначных чисел?
Урок 121. Приемы устных вычислений
Цели: познакомить с приемом устного деления трехзначных чисел методом подбора; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение и деление трехзначных чисел, используя взаимосвязь умножения и деления; формулировать вопрос задачи поданному решению; решать задачи и уравнения изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; анализировать и делать выводы; работать в парах и группах.
Ход урока
XCIII Организационный момент
XCIII Актуализация знаний
1. Устный счет
XCIVВыполните вычисления. Расставьте слова в порядке возрастания соответствующих ответов, расшифруйте загадку и отгадайте ее.
960:2 (от)
(32 + 48) • 4(посинели) 150-2 (шары)
(200 + 70): 3 (на суках) 4 • (30 + 100) (жары) 5-(120-70) (висят)
Ответ: на суках висят шары, посинели от жары. (Слива.) 2. Работа над задачами — Послушайте условие задачи.
На первом участке посадили 25 гряд, по 5 луковиц на каждой,
а на второй — 18 гряд, по 6 луковиц на каждой.
— Поставьте вопрос к задаче, чтобы она решалась так: 26-4+18-6 18-6-26-4 26-4 18-6 5 + 6
Урок 121. Приемы устных вычислений
3. Минутка для любознательных
(Работа в группах.)
— Поставьте знаки действий и скобки так, чтобы получились верные равенства.
9 О 9 О 9 = 9 9 О 9 О 9 = 90 9 О 9 О 9 = 729 |
90909=2 90909= 10 909 09 = 162 |
III. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите группы выражений, вставьте пропущенные
числа.
□ • 3 = 600 200 •□ = 600 600 :□ = 200 600 : □ = 3 |
□ • 4 = 48 12 ■□ = 48 48 : □ = 12 48 : □ = 4 |
XCVЧто помогло вам выполнить задание? (Знание перемести- тельного закона умножения и взаимосвязи умножения и деления.)
XCVIКак найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель.)
XCVIIКак найти неизвестное делимое? (Частное умножить на делитель.)
XCVIIIКак найти неизвестный делитель? (Делимое разделить на частное.)
XCIXПосмотрите на следующее выражение.
900: 300
CКто догадался, как найти значение этого выражения, используя взаимосвязь умножения и деления? (300 ■ 3 = 900, значит, 900:300 = 3.)
CIЧему мы будем учиться сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
CIIПрочитайте текст рядом с красной стрелкой на с. 84.
CIIIКак найти частное 800 : 200? (Надо найти число, при умножении которого на 200 получится 800.)
№ 1 (С. 84).
(Устное выполнение по цепочке. Для наглядности учитель может записывать рассуждения учащихся на доске. Решение последнего примера учащиеся объясняют в парах.)
№2 (с. 84).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)
V. Физкультминутка
Руки в стороны и вверх, И потянемся теперь. (Потягивания —руки вверх.) Чтобы спинка не болела, Мы наклоны будем делать. (Наклоны вперед и назад.)
VI. Закрепление изученного материала
VI. Работа по учебнику
, №5 (с. 84).
43 Прочитайте задачу.
44 Составим краткую запись. Первая столовая — ?, 40 б. по 5 кг. Вторая столовая — ?, 50 б. по 3 кг.
45 Объясните, что означают выражения.
46 Выберите одно выражение, дополните краткую запись условными обозначениями и запишите ответ к задаче.
№ 3 (с. 84).
(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 7 (с. 84).) №4 (с. 84).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
II. Выполнение заданий в рабочей тетради №6 (с. 60).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) № 7 (с. 61).
(Работа в парах. Один ученик объясняет решение задачи 1, второй — решение задачи 2. Проверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание учебника: № 6 (с. 83).)
II. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 84). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 21, с. 74-75),).
• Оцените свою работу на уроке.
8. Подведение итогов урока
• Чему мы учились сегодня на уроке?
• Кто хорошо понял тему?
• Кому нужна помощь?
• Какие задания было интересно выполнять?
Домашнее задание
Учебник: № 6 (с. 84). Рабочая тетрадь: № 8 (с. 61).
Урок 12 2. Виды треугольников
Цели: учить различать треугольники по видам углов; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать треугольники по видам углов; строить треугольники заданных видов; составлять условие и вопрос задачи по данному решению; решать задачи изученных видов; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять деление с остатком; анализировать и делать выводы.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
1. Математический диктант
I.Найдите произведение чисел 220 и 4. (880.)
II.Во сколько раз 500 больше, чем 5? (В 100.)
III.Увеличьте 305 в 3 раза. (915.)
IV.Найдите частное чисел 960 и 2. (480.)
V.Уменьшите 840 в 7 раз. (120.)
VI.Какое число разделили на 2 и получили 304? (608.)
VII.Делимое 800, делитель 400. Чему равно частное? (2.)
VIII.На сколько нужно умножить 500, чтобы получилась 1000? (На 2.)
IX.Умножьте разность чисел 340 и 200 на 5. (700.) 10. Разделите 600 на 3. (200.)
2. Работа над задачами
• А сейчас с нами порешают задачки Смешарики. Послушайте условие и назовите решение к каждому вопросу.
(На доске картинки со сказочными героями. Учитель в процессе чтения задачи записывает под рисункам числовые данные.)
Лосяш и Кар Карыч подарили Нюше букеты. Лосяш подарил 2 букета по 16 ромашек и по 7 васильков, Кар Карыч - 3 букета по 12 ромашек и по 9 васильков.
I.Сколько васильков подарил Кар Карыч?
II.Сколько всего ромашек подарили Нюше?
III.На сколько ромашек больше подарил Кар Карыч, чем Лосяш?
IV.На сколько цветов больше подарил Кар Карыч, чем Лосяш?
V.Сколько всего цветов подарили Нюше?
VI.На сколько ромашек подарили больше, чем васильков?
III. Самоопределение к деятельности
(На доске выставлены геометрические фигуры.)
VII.Найдите лишнюю фигуру. (Фигура 3 — это круг, а остальные — многоугольники.)
(Учитель убирает круг.)
VIII.На какие группы можно разделить оставшиеся фигуры? (Четырехугольники и треугольники.)
(Учитель убирает четырехугольники.)
IX.На какие группы можно разделить треугольники? (Разносторонние, равнобедренные, равносторонние.)
X.Назовите номера треугольников, у которых все углы острые. (5, 7.)
XI.Как вы думаете, как можно назвать треугольники с острыми углами? (Ответы детей.)
XII.Назовите номера треугольников, которые имеют тупые углы. (2, 8.)
XIII.Как можно назвать эти треугольники? (Ответы детей.)
XIV.У какого треугольника есть прямой угол? (Утреугольника 9.)
XV.Как может называться этот треугольник? (Ответы детей.)
XVI.Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
XVII.Прочитайте теоретический материал на с. 85.
(Работа в парах.)
XVIII.С какими видами треугольников вы познакомились?
XIX.Приведите примеры предметов из окружающего мира, которые имеют форму таких треугольников. (Ответы детей.)
Урок 122. Виды треугольников
№ 1 (с. 85).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка с помощью чертежного угольника.)
XX.Как с помощью чертежного угольника проверить вид угла? (Если угол меньше прямого, это острый угол, если больше — тупой.)
5. Физкультминутка
Ровным кругом, Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, Дружно вместе Сделаем вот так...
(Дети смотрят на водящего, тот показывает какие-либо движения, дети повторяют их.)
6. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№2 (с. 85).
XXI.Прочитайте задачи.
XXII.Что значит «сравнить задачи»? (Надо сравнить числовые данные, условия, вопросы.)
XXIII.Составим краткие записи задач и сравним их. Как удобнее выполнить краткую запись? (С помощью таблицы.)
Задача 1
Расход ткани | Количество | Общий расход | ||
на одно платье | платьев | ткани | ||
Первый кусок | 4 м | 24 м | ||
Второй кусок | ? | ?, на 8 м < | ||
Задача 2 | ||||
Расход ткани | Количество | Общий расход | ||
на одно платье | платьев | ткани | ||
Первый кусок | 4 м | ? | 24 м | |
Второй кусок | ? | ?, на 8 м < |
XXIV.Что вы можете сказать о числовых данных? (Они одинаковые.)
XXV.Чем различаются условия? (В первой задаче платья сшили из второго куска, а во второй — из двух кусков.)
XXVI.Чем различаются вопросы? (В первой задаче надо узнать, сколько платьев сшили из второго куска, а во второй — сколько платьев сшили из двух кусков.)
XXXIV.Сравним решения задач. Разберем первую задачу. Что обозначает число 24? (Это длина первого куска.)
XXXV.Что обозначает число 4? (Расход ткани на одно платье.)
XXXVI.Что надо узнать в задаче? (Сколько платьев сшили из второго куска.)
XXXVII.Что необходимо для этого знать? (Расход ткани на одно платье и общую длину ткани.)
XXXVIII.Расход ткани на платье известен? (Да, 4 м.)
XXXIX.Что сказано об общей длине ткани второго куска? (Она на 8м меньше, чем длина первого куска.)
XL.Каким действием найдем длину второго куска? (Вычитанием.)
XLI.После этого сможем ответить на вопрос задачи? Какое действие выполним? (Да, надо выполнить деление.)
XLII.Разберем вторую задачу. Что обозначает число 24? (Длину первого куска.)
XLIII.Что обозначает число 4? (Расход ткани на одно платье.)
XLIV.Что надо узнать в задаче? (Сколько платьев сшили из всей ткани.)
XLV.Что для этого надо знать? (Расход ткани на одно платье и общую длину всей ткани.)
XLVI.Что известно? (Расход ткани на платье.)
XLVII.Что надо узнать? (Общую длину двух кусков ткани.)
XLVIII.Длина первого куска известна? (Да, 24м.)
XLIX.А длина второго куска? (Нет.)
L.Каким действием ее можно узнать? (Вычитанием.)
LI.Что теперь можем узнать? (Общую длину ткани.)
LII.Каким действием? (Сложением.)
LIII.После этого сможем ответить на вопрос задачи? Какое действие выполним? (Да, надо выполнить деление.)
LIV.Чем отличаются краткие записи?
LV.Чем отличаются решения?
LVI.Запишите решения обеих задач самостоятельно. (Два ученика работают у доски. Взаимопроверка.) №3 (с. 85).
(Устное выполнение.) №5 (с. 85).
(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 84).)
2. Выполнение задания в рабочей тетради №9 (с. 61).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
7. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 85). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
LVII.Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
LVIII.По какому признаку вы сегодня на уроке научились различать треугольники?
LIX.Какие задания было интересно выполнять?
LX.О чем вы расскажете дома?
Домашнее задание
Учебник: № 4 (с. 85). Рабочая тетрадь: № 10 (с. 63).
Урок 12 3. Закрепление изученного
Цель: закреплять изученные приемы устных вычислений, умения различать треугольники по видам углов, решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять изученные приемы устных вычислений; различать треугольники по видам углов; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Баскетбол»
(Класс делится на две команды. Игроки каждой команды называют примеры с ответом, записанным в воротах команды противника. Выигрывает команда, быстрее забившая все мячи.)
2. ицтурнир
(Учитель читает задачу. Учащиеся записывают решение.)
VI.В кондитерский отдел завезли Ь кг сладостей: 6 коробок мармелада по с кг в каждой и пастилу. Сколько килограммов пастилы привезли в кондитерский отдел? (Ь — с - 6.)
VII.В санатории занято отдыхающими к комнат. Из них 80 двухместных комнат, а остальные — трехместные. Сколько человек живет в трехместных комнатах? (к — 2- 80.)
VIII.Мама истратила на фрукты т руб. Она купила п кг яблок по 40 руб. за килограмм, с кг бананов по 50 руб. за килограмм и апельсины. Сколько денег потратила мама на апельсины? (/я — (40- п + 50- с).)
3. Минутка для любознательных (работа по учебнику)
№ 1 (С. 87).
(Работа в парах. Проверка.)
№2 (с. 87).
IX.Прочитайте задачу.
X.Что нужно сделать сначала? (Выразить все данные в одинаковых единицах измерения.)
XI.Выполните необходимые преобразования. (2 м 70 см = -270 см, 4 дм = 40 см.)
XII.Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Вычислить длину прыжка каждого мальчика и сравнить полученные данные.)
XIII.Решите задачу самостоятельно.
(Проверка.)
XIV.Какой получился ответ? (Кирилл занял первое место, Глеб — второе, Борис — третье.)
№ 3 (с. 87).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 86).
XV.Прочитайте задание.\
XVI.Какое первое удобное слагаемое можно выделить в числе 720 при делении на 3? (600.)
XVII.На 6? (600.)
XVIII.На 2? (600.)
XIX.Назовите первое удобное слагаемое в виде трехзначного числа, которое легко делится на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9? (300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.)
№2 (с. 86).
(Первая строка — коллективно, с комментированием, вторая и третья — самостоятельно, по вариантам. Проверка, анализ ошибок.)
IV. Физкультминутка
Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, (Шаги на месте.) Руки поднимать, (Руки вверх.) Приседать и вставать, (Приседания.) Прыгать и скакать. (Прыжки.)
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
№3(с. 86).
XX.Прочитайте задание. Что нужно сделать?
XXI.Прочитайте условие задачи. Как удобнее записать его кратко? (С помощью ключевых слов.)
XXII.Сколько было бригад?
XXIII.Сколько заасфальтировала первая? (Неизвестно, это вопрос задачи.)
XXIV.Сколько заасфальтировала вторая? (230м.)
XXV.Сколько заасфальтировала третья? (Столько же — 230м.)
XXVI.Что обозначает число 700? (Это общая длина заасфальтированной дороги.)
Первая бригада — ?
Вторая бригада — 230 м ^700 м
Третья бригада — 230 м ^
? |
(Можно также сделать схематический чертеж.)
230 м 230 м
700 м
— Разберем разные способы решения задачи. Как могут работать бригады? (Могут работать на разных участках одновременно. Могут вместе одновременно сначала на одном участке.
потом на втором. Могут по частям, например по сменам — сначала вторая и третья, а потом первая.)
— Сколько способов решения может быть? {Три.)
— Решите задачу разными способами. Решение
Первый способ:
I.230 + 230 = 460 (м) — заасфальтировали вторая и третья бригады, работая одновременно на разных участках;
II.700 - 460 = 240 (м). , Второй способ:
1. 230 • 2 = 460 (м) — заасфальтировали вторая и третья бригады, работая вместе;
2. 700 - 460 = 240 (м). Третий способ:
1. 700 — 230 = 470 (м) — осталось заасфальтировать первой и третьей бригаде;
2. 470 - 230 = 240 (м).
Ответ: первая бригада заасфальтировала 240 м дороги.
— Чем похожи и чем отличаются способы решения?
— Запишите выражения ко всем способам. (700 — (230 + 230) - = 240(м), 700 - 230-2 = 240(м), 700- 230- 230 = 240(м).)
№4 (с. 86).
(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 86).)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради №14 (с. 63).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) №15 (с. 63).
(Работа в парах. Проверка.)
VI. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 86). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка.) Решение: N.
Первый способ: 860 - (150 + 150 • 3) = 260. Второй способ: 860 - 150 - 150 • 3 = 260. (Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 22, с. 75—78).)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Какой вычислительный прием мы закрепляли на уроке?
17. Как научились вычитать из суммы трех слагаемых два слагаемых разными способами?
18. Какие задания было интересно выполнять?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 11, 12 (с. 63).
ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
Урок 12 4. Приемы письменного умножения в пределах 10ОО
Цели: познакомить с приемом письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд в столбик; развивать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение трехзначного числа на однозначное; сравнивать разные способы записи умножения и выбирать наиболее удобный; решать задачи изученных видов; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять задания творческого и поискового характера; анализировать и делать выводы.
Ход урока
18. Организационный момент
18. Актуализация знаний
18. Устный счет (работа по учебнику)
□ Решите цепочку примеров на полях на с. 88.
(Работа в парах. Учащиеся поочередно выкладывают на партах карточки с промежуточными ответами. Выигрывает пара, которая выполнит задание быстрее остальных и не допустит ошибок.)
2. Работа над задачами
(На доске записаны выражения для решения задач под номерами выражений. Учитель читает задачу, учащиеся поднимают карточку с номером выражения.)
• На склад в школьную столовую привезли 150 кг картофеля. В первый день потратили 50 кг, во второй день - 30 кг. Сколько килограммов картофеля осталось? (150—(50 + 30).)
□ Для школьного праздника купили красные, синие и белые шары — всего 150 штук. Красных шаров было 50, синих — в 2 раза меньше. Сколько было белых шаров? (150 — 50 — -50:2.)
□ У Димы было 150 руб. Он купил два альбома по 50 руб. и блокнот за 30 руб. Сколько денег осталось у Димы? (150— -50-2 - 30.)
□ В питомнике вырастили 150 саженцев черной смородины, 50 саженцев красной смородины и 30 саженцев белой смородины. Сколько саженцев смородины вырастили в питомнике? (150 + 50 + 30.)
□ В первый день секретарь напечатала 150 страниц книги, во второй - 50 страниц до обеда и 30 страниц после обеда. На сколько страниц больше она напечатала в первый день, чем во второй? (150 - (50 + 30).)
□ В доме 150 квартир. Из них 50 квартир однокомнатные, по 30 квартир двухкомнатных и трехкомнатных, остальные квартиры — четырехкомнатные. Сколько в доме четырехкомнатных квартир? (150 — 50 — 30-2.)
3. Минутка для любознательных
(Работа в группах.)
— Как расставить 12 флажков по периметру квадратной крыши дома, чтобы на каждой стороне было по 4 флажка?
Ответ:
III. Самоопределение к деятельности
- Объясните, как можно вычислить ответ в примере. 234-2
(Учащиеся могут предложить известный им способ вычисления. Один ученик записывает выражение на доске.)
234- 2 = (200 + 30 + 4) • 2 = 200 ■ 2 + 30 • 2 + 4 ■ 2 = 400 + 60 + + 8 = 468
- Как представили число 234? (200 + 30 + 4.)
- В каком порядке выполняли умножение? (Сначала умножили на сотни, потом на десятки, потом на единицы. Потом сложили результаты.)
- Какой способ записи умножения вы выбрали? (В строчку.)
- Какой еще способ вычислений и записи существует? (В столбик.)
- Запишите вычисления в столбик. (Желающий ученик записывает пример на доске.)
х234 2
- Какой способ вам кажется удобнее? (Второй, так как запись получается короче.)
- Как умножали 234 на 2? (Поразрядам.)
- В каком порядке выполняли вычисления? (Сначала умножали сотни, потом единицы, потом десятки.)
- Сформулируйте тему и задачи урока.
4) Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Прочитайте теоретический материал на с. 88. (Учащиеся по цепочке читают объяснение.)
- Чем отличаются записи в первом выражении 01 шписсй во втором? (Записи второго выражения длиннее.)
- Почему? (Число трехзначное, надо сложить результаты умножения на сотни, десятки, единицы.)
- Сделайте вывод: почему запись в столбик удобнее? (Запись получается короче, не нужно запоминать и складывать промежуточные результаты.)
№ 1 (с. 88).
(Коллективное выполнение с комментированием и записью на доске.) №2 (с. 88).
(Первая строка — коллективно, с комментированием, вторая и третья — самостоятельно, по вариантам. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка.)
— Физкультминутка
Руки на пояс поставьте вначале, Влево и вправо качайте плечами. Вы дотянитесь мизинцем до пятки. Если сумели, все в полном порядке.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику №3(с. 88).
IX.Прочитайте задачу.
X.Сделаем схематический чертеж к первому вопросу.
XI.Что известно в задаче? (5рулонов по 20 м и 4 теплицы по 16м.)
16 ■ 4 ? ь 1----- ч
20-5
Сделаем схематический чертеж ко второму вопросу. 25-4 ?
20-5
XII.Что значит «хватит ли пленки»? (Останется пленка или нет ?)
XIII.Как узнать остаток? (Из общей длины пленки вычесть длину пленки, необходимой на теплицы.)
XIV.Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько купили метров, сколько надо на теплицы.)
XV.Каким действием можем это узнать? (Умножением.)
XVI.Что сделаем после вычислений? (Сравним ответы. Если количество пленки, необходимой на теплицы, будет меньше, то ее хватит.)
XVII.Запишите решения и ответы самостоятельно.
(Два ученика работают у доски. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 5 (с. 88).) Решение:
1. 20-5 = 100 (м)-купили;
2. 16 • 4 = 64 (м) — нужно на теплицы;
3. 100 >64.
Ответ: пленки хватит. Решение:
3. 20 • 5 = 100 (м) - купили;
3. 25 • 4 = 100 (м) — нужно на теплицы;
3. 100 = 100. Ответ: пленки хватит.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№17 (с. 64).
(Работа в парах. Проверка.)
3. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 88). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 23 (с. 78—79).)
21) Оцените свою работу на уроке.
8. Подведение итогов урока
22) С каким способом записи умножения трехзначного числа на однозначное вы познакомились на уроке?
23) Почему этот способ записи удобнее?
24) Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 16 (с. 63), 18 (с. 64).
Урок 125. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное
Цели: познакомить с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд; развивать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся умножать трехзначное число на однозначное с переходом через разряд по алгоритму; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; анализировать и делать выводы.
Ход урока
— Организационный момент
— Актуализация знаний
I. Устный счет (работа по учебнику)
25) Прочитайте задание на полях на с. 89.
26) На какое число надо умножить 12, чтобы получилось число меньше 40?
27) Какое произведение получится?
28) Какой остаток надо прибавить, чтобы получилось 40?
29) Назовите выражение, которое получилось. (Аналогично разбираются остальные выражения.)
II. Работа над задачами
(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку с ответом и объясняют выбор действия.)
Приемы письменных вычислений
— На ветке сидели 24 птицы. Одна шестая часть улетела. Сколько птиц улетело?
— Ученик исписал в тетради 4 страницы, что составляет одну восьмую всех страниц. Сколько страниц в тетради?
—Дочери 7 лет, что составляет одну пятую возраста папы. Сколько лет папе?
• Как узнать часть от числа?
• Как узнать число по его части?
3. Минутка для любознательных (работа по учебнику) ' №6 (с. 89).
(Для решения задачи можно сделать схематический чертеж.)
• Сколько распилов надо сделать, чтобы распилить бревно на 10 частей? (Р.)
• Почему? (Последний распил делит бревно сразу на девятую и десятую часть.)
• Как узнать, сколько времени необходимо, чтобы 9 раз распилить бревно? (9 ■ 3 = 27 (мин).)
• Решите аналогичные задачи.
— Сколько раз надо разрезать батон, чтобы получилось 8 бутербродов?
—Для забора поставили 10 столбов, расстояние между которыми 2 м. Какой длины забор должен получиться?
— На планке рубашки длиной 40 см надо сделать петли для пуговиц через каждые 5 см. Сколько петель получится?
III. Самоопределение к деятельности
• Запишите решение примера двумя способами.
325-3
(Учащиеся комментируют решение примера, один ученик работает у доски.)
325 • 3 = (300 + 20 + 5) • 3 = 300 • 3 + 20 • 3 + 5 • 3 = 900 + 60 + + 15 = 975
• Как выполняли умножение (Яо разрядам.)
• В каком порядке вычисляли? (Сначала умножали сотни, потом десятки, потом единицы.)
• Почему в десятках получилось 7? (При умножении единиц получился 1 десяток и 5 единиц. К 6 десяткам прибавили 1 десяток.)
• Кто хочет попробовать выполнить умножение в столбик?
Урок 125. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа.
(Желающий ученик выходит к доске.)
• В каком порядке вычисляли по разрядам в столбик? (Сначала умножали единицы, потом десятки, потом сотни.)
• Почему в десятках получилось 7? (При умножении единиц получилось 15, единицы записали под единицами, десяток запомнили. Потом к 6 десяткам прибавили 1 десяток. Получилось 7 десятков.)
• Что нужно знать, чтобы не ошибаться в решении таких примеров? (Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.)
• Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
• Прочитайте алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное на с. 89.
(Алгоритм можно вывесить на доске или раздать учащимся на карточках.)
• Какой прием можно использовать, чтобы не забыть прибавить единицу в следующем разряде? (Можно записать над десятками цифру 1.)
№ 1 (с. 89).
(Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся по цепочке работают у доски.) №3 (с. 89).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Проверка.)
V. Физкультминутка
Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
(Руки в стороны.)
Мах крылом туда-сюда,
(Наклоны в стороны.)
Делай раз и делай два.
(Повороты туловища вправо и влево.)
Раз и два, раз и два!
(Хлопки в ладоши.)
Руки в стороны держите,
(Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите.
(Повороты туловища вправо и влево.)
Раз и два, раз и два!
(Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Руки вниз.) И на место все садись! (Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№2 (с. 89).
— Прочитайте условие задачи.
— Какой вопрос надо поставить к задаче? (Сколько школьников в каждом маленьком автобусе ?)
— Сделаем схематический чертеж. Какое число обозначает целый отрезок? (100 школьников.)
— Как ехали школьники? (В одном большом автобусе и 3маленьких.)
— Сколько человек было в большом автобусе? (40.)
— Что сказано о маленьких автобусах? (Их 3, и школьников в них поровну.)
100 ш. |
— Как узнать, сколько школьников в каждом из маленьких автобусов? (Разделить общее количество детей в них на 3.)
— Как узнать общее количество детей, ехавших в трех автобусах? (Из общего числа детей вычесть 40.)
— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Проверка. Дополнительно
можно дать задание составить обратную задачу и записать ее решение выражением.) №4 (с. 89).
— Что значит «третья часть»? (Отрезокразделили на 3равные части и взяли одну такую часть.)
— Как найти длину всего отрезка? (Умножить часть на количество частей в целом числе.)
— Выполните задание. (Взаимопроверка.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради №19 (с. 64).
(Работа в парах. Проверка.) №21 (с. 65).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 89). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким приемом умножения трехзначного числа на однозначное вы познакомились на уроке?
— Что надо помнить при решении таких примеров?
— Как обозначить в записи, что десятки, получившиеся в предыдущем разряде, надо запомнить?
Домашнее задание
Учебник: № 5 (с. 89). Рабочая тетрадь: № 20 (с. 65).
Урок 12 6. Закрепление изученного
Цель: закреплять изученные приемы письменных вычислений, умения решать задачи и уравнения изученных видов, различать виды треугольников.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять изученные приемы письменных вычислений; решать задачи изученных видов; составлять уравнения по математическим высказываниям и решать их; различать виды треугольников; выполнять задания творческого и поискового характера; анализировать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
(На доске таблица. Учитель показывает пустую клетку, учащиеся поднимают карточку с ответом и объясняют решение.)
Множитель | |||||||||
Множитель | |||||||||
Произведение |
2. Геометрический материал
— Назовите виды треугольников, которые изображены на чертеже.
3. Минутка для любознательных
— Решите логическую задачу.
Черепаха Тортила вынесла Буратино три коробочки: красную, синюю и зеленую. На них были надписи:
Красная: «Здесь лежит золотой ключик».
Синяя: «Зеленая коробочка пуста».
Зеленая: «Здесь лежит гадюка».
Черепаха Тортила сказала: «Действительно, в одной из этих коробочек лежит золотой ключик, в другой — гадюка, а третья пуста. Но все надписи неверные. Отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, — он твой». Где лежит золотой ключик? (В зеленой коробочке, потому что она не пуста и в ней нет гадюки.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 90).
(Коллективное выполнение.