Кафедра государственного, муниципального и экономического управления

ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ

Кафедра государственного, муниципального и экономического управления

УТВЕРЖДАЮ

Рег. № _______________ Декан юридического факультета

«_____» __________2015г. _____________ Б.А.Мкртычян

«____»________________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

С 3. Б. 19.

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

40.05.02 Правоохранительная деятельность

Курс: 2 Семестр: 3
   
Юридический факультет   Очная
Вид занятий Объем занятий [зачетных ед./часов] Семестр
Общая трудоемкость по учебному плану 3 з.ед./108 ч.
В том числе,    
Аудиторные занятия
Лекции, в том числе
Интерактивные формы
Практические занятия, в том числе
Интерактивные занятия
Самостоятельная работа, всего
В том числе:    
Реферат  
Экзамен 1 (27)

Новосибирск 2015

УДК 351.74 (07)

ББК 67.7, я7

Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 031001 – Правоохранительная деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14.01.2011 г., № 20, рабочего учебного плана, утвержденного ученым советом НГАУ от 28 сентября 2015 г., протокол № 7.

Программу разработал:

кандидат юридических наук, доцент __________________ Д.Н.Безрядин

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственного, муниципального и экономического управления

Протокол № 2 от 15 октября 2015г.

Заведующий кафедрой,

кандидат экономических наук, доцент ______________________ А.В.Гааг

Программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии юридического факультета

Протокол №__________ от «___» _____________ 2015г.

Председатель методической комиссии, доцент _____________ Е.Л. Шабалина

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

Лист регистрации изменений

№ п/п Информация о внесенных изменениях № протокола заседания кафедры Дата внесения Подпись Срок введения изменений в действие  
 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

1.2. Внешние и внутренние требования

Внешние требования к освоению дисциплины регламентируются ФГОС ВО СЗ.Б.19 «Основы управления в правоохранительных органах», в части отнесения ее к базовой части профессионального цикла, как обязательной дисциплины.

Внутренние требовании определяются видами и задачами профессиональной деятельности юриста, и формируемыми компетенциями.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины

Дисциплина «Основы управления в правоохранительных органах» изучается студентами второго курса юридического факультета. Цель изучения - обеспечить формирование у студентов необходимых знаний, умений, навыков и компетенций по управлению органами внутренних дел в условиях динамично изменяющейся оперативной обстановки. Задачей курса является дать основы знаний по управлению такими сложными общественными системами как правоохранительные органы, обратить внимание на те проблемы, с которыми приходится сталкиваться при общении с сослуживцами, подчиненными и руководством. Курс включает в себя изучение теоретических и прикладных вопросов организации управления правоохранительными органами и строится на базе обобщения современных положений науки управления, использования отечественного и зарубежного опыта. Главное внимание уделяется формированию у студентов твердых навыков выполнения управленческих задач в различных ситуациях.

В процессе достижения указанных целей решаются следующие задачи:

- получение студентом необходимых теоретических знаний по основам управления в правоохранительных органах, которые в дальнейшем могут быть использованы при изучении других дисциплин;

- понимание социального значения правоохранительных органов, содержания основных принципов управления, приобретение навыков самостоятельного анализа действующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов;

- приобретение навыков самостоятельной работы студентов со специальной и учебной литературой.

1.4. Особенности (принципы) построения дисциплины

Необходимый уровень качества подготовки бакалавра является системообразующим фактором в динамичной системе учебного процесса по ООП и предполагает логическую последовательность изучения дисциплин.

Предшествующая дисциплина «правоохранительные органы».

Последующие дисциплины: «трудовое право», «административное право», «уголовное право.

1.5. Требования к уровню освоения учебной дисциплины

Дисциплина «Основы управления в правоохранительных органах» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций.

Общекультурные компетенции (ОК):

- способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и этикета (ОК-5).

Профессиональные компетенции (ПК):

- способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-29);

- способность организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-30)

Таблица 1

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины

Таблица 2

Содержание отдельных разделов и тем.

Тема1. Социальное управление: понятие, содержание, виды. Предмет, система и задачи курса «Основы управления в правоохранительных органах.

Понятие и сущность управления как атрибута любой организованной материи. Виды управления. Система управления. Субъекты и объекты управления. Прямые и обратные информационные связи в управлении. Особенности социального управления, его содержание. Виды социального управления: управление обществом, государством, организацией, группой, социальными процессами и явлениями.

Исторический очерк развития науки управления. Общая характеристика основных «школ» управления. Комплексный характер управления как науки. Факторы, обусловливающие возрастание роли и усложнение задач управления в современных условиях.

Системный подход как методология научного исследования и решения практических проблем управления. Сущность и содержание основных элементов системного подхода и их характеристика. Перспективы использования системного подхода в решении проблем управления правоохранительными органами в современных условиях.

Предмет, система и задачи курса. «Основы управления в правоохранительных органах, его место в обучении студентов и связь с другими учебными дисциплинами.

Тема 6. Управленческое решение. Выработка и принятие его в правоохранительных органах. План как разновидность управленческого решения.

Понятие и признаки управленческого решения, его функциональное назначение, структура и элементы.

Управленческое решение как продукт труда руководителя и аппарата управления.

Классификация управленческих решений.

Выработка и принятие управленческих решений как стадии управленческого процесса: понятие, место и роль.

Основные этапы выработки и принятия управленческого решения: логика, содержание, методы.

Профессиональный риск и успех в процессе принятия управленческого решения.

Организационное и технологическое обеспечение выработки и принятия управленческого решения.

Проблемы и основные направления совершенствования выработки и принятия управленческих решений с применением современных компьютерных технологий.

Понятие и роль планирования в деятельности правоохранительных органов. Виды планов. Этапы разработки планов. Этапы реализации планов. Мониторинг и корректировка планов.

Учебная деятельность

Изучение дисциплины предусматривает лекционные, семинарские и практические занятия, консультации, а также самостоятельную работу студентов.

Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание бакалавров на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков анализа психологических проблем в сфере управления, овладение методами психологической оценки и прогнозирования процессов и явлений в различных видах управленческого взаимодействия. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

При изучении теоретического материала используется традиционная методика чтения лекций и самостоятельное изучение заданных тем по учебным пособиям, учебникам и т.д. На практических занятиях по дисциплине применяется традиционная методика преподавания, а также методы индивидуализированного обучения с использованием контрольных и тестовых заданий.

Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой студентов и оказания им помощи в освоении учебного материала.

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения занятий. Проводится в ходе всех видов занятий в форме письменных проверочных работ и/или устных сообщений (изложение результатов реферирования литературных источников по избранной проблеме или анализ собственного опыта решения управленческой проблемы).

Итоговый контроль имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме экзамена.

Содержание и организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов рассматривается как одна из форм обучения, которая предусмотрена ФГОС и рабочим учебным планом по направлению подготовки бакалавров. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов-бакалавров является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой и практическими материалами, необходимыми для изучения курса «Основы управления в правоохранительных органах» и развития у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации.

В процессе изучения дисциплины студент выполняет следующие виды самостоятельной работы:

1. Подготовка к устному опросу по всем темам курса на семинарских; занятиях - сопровождается чтением рекомендованной литературы, составлением плана ответа, графическим изображением структуры текста, его конспектированием, составлением выписок, ознакомление с нормативными документами – 25 час;

2. Подготовка к докладам: аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений. Данный вид самостоятельной работы связан, помимо ознакомления с первоисточниками, с использованием аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и интернета; работой с электронными учебными ресурсами – 6 часов;

3.Подготовка к экзамену – 27 часов.

2.4. Контролирующие материалы для аттестации по дисциплине

Примерные темы докладов

1. Основные этапы развития теории управления.

2. Классическая школа управления

3. Школа человеческих отношений

4. Системный подход к управлению

5. Ситуационный подход к управлению

6. Развитие науки управления в России

7. Принципы управления (основные и общие)

8. Принципы, на-которых руководитель должен строить взаимоотношения с подчиненными

9. Понятие и свойства системы управления

10. Цели управления в правоохранительных органах

11. Система управления в правоохранительных органах и её специфические свойства.

12. Функция прогнозирования

13. Функция планирования

14. Функция организации

15. Функция контроля

16. Функция мотивации

17. Организация: понятие, виды (формальные, неформальные).

18. Жизненный цикл организации

19. Внешняя среда организации

20. Внутренняя среда организации

21. Линейно-функциональная структура: понятие, плюсы, минусы

22. Штабная структура: понятие, плюсы, минусы

23. Матричная структура: понятие, плюсы, минусы

24. Линейная и функциональная структуры: понятие, плюсы, минусы

25. Понятие и классификация методов управления

26. Организационно-административные методы управления

27. Экономические методы управления

28. Социально-психологические методы управления

29. Делопроизводство: понятие, принципы, задачи

30. Документооборот в правоохранительных органах: понятие, правила.

31. Хранение документов: понятие, виды, правила.

32. Архив и специальные фонды: понятие, задачи

33. Управленческие решения: понятие, виды и требования.

34. Разработка управленческого решения: понятие, этапы

35. Принятие управленческого решения: понятие, этапы

36. Организация исполнения управленческого решения: понятие, этапы

Примерные вопросы для повторения к экзамену по дисциплине

«Основы управления в правоохранительных органах»

1. Понятие и содержание социального управления.

2. Основные этапы развития теории управления.

3. Классическая школа управления.

4. Административная школа управления.

5. Школа человеческих отношений.

6. Системный подход к управлению.

7. Ситуационный подход к управлению.

8. Развитие науки управления в России.

9. Принципы управления.

10. Принципы, на которых руководитель должен строить взаимоотношения с подчиненными

11. Цели управления в правоохранительных органах.

12. Система управления в правоохранительных органах и её специфические свойства.

13. Линейная и функциональная структуры: понятие, достоинства и недостатки.

14. Социально-психологические методы управления.

15. Документооборот в правоохранительных органах: понятие, правила.

16. Информационное обеспечение управления в правоохранительных органах.

17. Работа с кадрами в правоохранительных органах: цель, направления, особенности.

18. Управленческие решения: понятие, виды и требования к ним предъявляемые.

19. Органы внутренних дел как организационная структура управления.

20. Функция контроля и её особенности в управлении правоохранительными органами.

21. Функция организации и её особенности в управлении правоохранительными органами.

22. Организация: понятие, виды.

23. Функция планирования: её особенности в управлении правоохранительными органами.

24. Особенности распределения труда в органах внутренних дел.

25. Линейно-функциональная структура: понятие, достоинства и недостатки.

26. Штабная структура: понятие, достоинства и недостатки.

27. Системы управления: понятие и свойства

28. Понятие и классификация методов управления.

29. Организационно-административные методы управления.

30. Функция прогнозирования: её особенности в управлении правоохранительными органами.

31. Экономические методы управления.

32. Делопроизводство в правоохранительных органах: понятие, принципы, задачи.

33. Хранение документов: понятие, виды, правила.

34. Аналитическая работа в правоохранительных органах: понятие, задачи,

35. Прохождение правоохранительной службы.

36. Основные формы управленческих решений в правоохранительных органах.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-методическое обеспечение

Список основной литературы

1. Андреев, Н. А. Стратегическое управление в правоохранительной сфере [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н. А. Андреев, В. Б. Коробов; - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 359 с. (ЭБС Инфра-М)

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248). С изменениями и дополнениями от: 18 мая, 12 июля 2012 г., 15 января, 29 июня, 30 июля, 21 декабря 2013 г., 27 июня, 6 августа 2014 г.

Информационное обеспечение

1. http://www.garant.ru/ сайт справочной правовой системы «Гарант»;

2. http://www.consultant.ru/ сайт справочной правовой системы «Консультант Плюс»;

3. http://www.rg.ru/ официальный сайт «Российской газеты»;

4. http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/index.php ресурс Министерства юстиции Российской Федерации, содержащий федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

5. http://www.duma.gov.ru/ официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

6. http://президент.рф/ официальный сайт Президента Российской Федерации;

7. http://www.ksrf.ru/Pages/Default.aspx официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации;

8. http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/index.php Федеральный правовой портал «Юридическая Россия».

9. http://мвд.рф/ официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации;

РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательные технологии

Виды учебных занятий: лекции, семинарские и практические занятия, консультации, а также самостоятельная работа студентов по выполнению разных видов заданий.

Количество занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе составляет 16 часов от объема аудиторных занятий в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки.

Интерактивные образовательные технологии: проблемная лекция, лекция-диспут, работа в малых группах и дискуссия, анализ конкретных ситуаций, круглый стол.

Таблица 4

Используемые интерактивные формы и методы обучения по дисциплине

№ п/п Тема Кол-во часов Вид учебных занятий Используемые интерактивные образовательные технологии Формируе-мые компетенции (ОК, ПК)
Социальное управление: понятие, содержание, виды. Развитие науки управления в России.     Л   Проблемная лекция ОК-5; ПК-29; ПК-30
Управление правоохранительными органами как разновидность государственного и муниципального управления. Предмет, система и задачи курса «Основы управления в правоохранительных органах. 2/2 Л/ПЗ Лекция-диспут, Круглый стол ОК-5; ПК-29; ПК-30
Система правоохранительных органов, ее задачи, функции и структура. Субъекты управления правоохранительными органами. ПЗ Анализ конкретных ситуаций ПК-29
Организационно-инспекторские (штабные) подразделения правоохранительных органов и их роль как аппаратов управления. ПЗ Анализ конкретных ситуаций ПК-29
Информационно - аналитическая работа в управлении правоохранительными органами (ее содержание, назначение, основные направления и организация). Подготовка аналитических документов. ПЗ Анализ конкретных ситуаций ОК-5; ПК-29; ПК-30
Управленческое решение. Выработка и принятие его в правоохранительных органах. План как разновидность управленческого решения. ПЗ Работа в малых группах и дискуссия ПК-29
  Организация исполнения управленческих решений Система контроля и оценки деятельности правоохранительных органов.       ОК-5; ПК-29; ПК-30
Управление правоохранительными органами в условиях чрезвычайных обстоятельств. ПЗ Работа в малых группах и дискуссия ОК-5; ПК-29; ПК-30
  Итого      

4.2. Порядок аттестации студентов по дисциплине

Для аттестации студентов по дисциплине используется балльная система.

Балльная система предполагает выставление зачета в зависимости от числа набранных баллов. Максимальное число баллов за освоение дисциплины соответствует трудоемкости дисциплины и определяется количеством часов по ФГОС. Объем дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах» по ФГОС – 108 часов.

Максимальная сумма баллов (Smax) должна соответствовать трудоемкости дисциплины и/или количеству зачетных единиц. При использовании кредитов (зачетных единиц) максимальная сумма баллов определяется по формуле 1.

Smax = 36 × K, (1)

где K – число зачетных единиц, в которые оценивается курс в текущем семестре.

Балльная структура оценки определяется по формуле 2.

Smax = x1 + x2 + x3 + x4 + x5 + + xn, (2)

где - посещение занятий – x1 баллов;

- активная работа на семинаре – x2 баллов;

- внутрисеместровые аттестации – x3 баллов;

- творческая работа (эссе) – x4 баллов;

- устные доклады на занятиях – x5 баллов;

- итоговое испытание – xn баллов;

Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные программой обучения. Преподаватель составляет понедельный график освоения дисциплины. Если студент без уважительных причин не выполнил какое-либо из учебных заданий (пропустил контрольную работу, позже срока сдал реферат и т.д.), то за данный вид учебной работы баллы ему не начисляются, подготовленные после положенного срока работы не оцениваются.

Обязательным является включение в рейтинг баллов за посещение студентом аудиторных занятий (не более 10% от общей суммы баллов по дисциплине в семестре).

Экзамены и зачеты как отдельные виды учебной нагрузки, при использовании балльно-рейтинговой технологии, проводить не рекомендуется. Оценка за экзамен или зачет определяется исходя из количества баллов, набранных студентом в процессе изучения дисциплины.

Балльная структура оценки по дисциплине «Основы управления в правоохранительных органах» представлена в таблице 5.

Исходные данные по дисциплине:

количество зачетных единиц – 3, лекций – 16 часов, практических (семинарских) занятий – 16 часов, самостоятельная работа – 76 часов, всего 108 часов.

Таблица 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СЗ.Б.19 «Основы управления в правоохранительных органах»

40.05.02 - Правоохранительная деятельность

Редактор Крупина Н.К.

Компьютерная верстка Федотова С.Н.

Подписано к печати _______________

Формат 60х 84 1/16. Объем _______ уч.-изд.л.

Тираж ______ экз. Заказ № _______

ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ

Кафедра государственного, муниципального и экономического управления

УТВЕРЖДАЮ

Рег. № _______________ Декан юридического факультета

«_____» __________2015г. _____________ Б.А.Мкртычян

«____»________________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

С 3. Б. 19.

Наши рекомендации