Проверяем значимость коэффициентов.

Уровень значимости:

p=0.05;

и число степеней свободы:

Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru

В приложении 2 находим значение соответствующее данному уровню значимости и данной степени свободы:

Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru .

Все значения Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru являются значимыми.

Значимые: b0, b1, b2, b3, b12, b13, b23, b123, b5, b6.

Незначимые: b4.

Определяем адекватность уравнения регрессии.

5. Из таблицы лабораторной работы № 2 выбираем столбец теоретических значений Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru . Переносим его в нашу таблицу.

Номер опыта Экспериментальные значения Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru
y1 y2
69.79981191  
68.02438266  
80.84481097  
60.06938173  
70,5 70.25 0.125 70.36169304  
67.5 0.5 66.5862638  
83.4066921  
78.63126286  
77.19986079  
67,5 67.25 0.125 67.75271426  
69.1957804  
79.5 0.5 77.75545426  
66,5 66.25 0.125 66.40320533  
72.55339091  
71.41725078  
Сумма столбца - - - 3,375 - Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru

6. Для определения остаточной дисперсии заполняем последний столбец таблицы – находим квадратичную разность Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru в каждой строке.

Номер опыта Экспериментальные значения Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru
y1 y2
69.79981191 0.040075273
68.02438266 0.951829185
80.84481097 0.713705577
60.06938173 0.004813824
70,5 70.25 0.125 70.36169304 0.130821854
67.5 0.5 66.5862638 0.171177646
83.4066921 1.978782671
78.63126286 0.398492799
77.19986079 3.240501167
67,5 67.25 0.125 67.75271426 0.566578762
69.1957804 1.429890763
79.5 0.5 77.75545426 5.037985569
66,5 66.25 0.125 66.40320533 0.162574539
72.55339091 2.092677869
71.41725078 2.008599766
Сумма столбцов - - - 3,375 - 18.92850727

Теперь по формуле считаем остаточную дисперсию Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru :

Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru

По критерию Фишера:

Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru

Определим табличное значение критерия Фишера:

Уровень значимости p=0.05;

число степени свободы f1:

Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru

число степени свободы f2:

Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru .

Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru

Получаем

Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru

значит уравнение адекватно эксперименту.

Контрольные вопросы.

1. Для чего используют критерий Стьюдента? Приведите схему использования критерия

2. Критерий Кохрена. Формула. Принцип использования.

3. Критерий Фишера (общий случай, одинаковое число опытов).

4. Чем отличается анализ уравнения регрессии, построенного по дробному факторному эксперименту от уравнения регрессии ОЦКП?

5. Как подсчитываются степени свободы для критерия Стьюдента и критерия Фишера?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТОДОМ КРУТОГО ВОСХОЖДЕНИЯ

БОКСА-УИЛСОНА

Цель работы.

Задача оптимизации ставится таким образом: необходимо определить экспериментально координаты экстремальной точки для заданной функции.

Основные положения.

Решение оптимизационной задачи в общем случае заключается в определении таких значений входных переменных исследуемого объекта, которым соответствует наилучшее (минимальное или максимальное) значение целевой функции. Технологические системы, как правило, являются многомерными, с большим количеством входных факторов, на значение которых к тому же накладываются дополнительные ограничения. Это требует использования методов многомерной условной оптимизации. Многие из данных методов, однако, предполагают сведение задачи к безусловной оптимизации путем преобразования целевой функции с дальнейшим применением соответствующих процедур. Поэтому изучение методов поиска экстремума функций нескольких переменных без ограничений является не менее важной задачей.

В процессе планирования эксперимента при поиске оптимума нередко требуется определить такие значения факторов, которые соответствуют максимуму или минимуму функции отклика y. На значения факторов могут накладываться ограничения, например, они должны удовлетворять условию совместимости, а их значения должны находиться в области определения Ω. Эксперименты, приводящие к достижению максимума или минимума функции отклика y, называются экстремальными или оптимизационными.

Задача оптимизации методами теории планирования эксперимента решается в два этапа [3]. На первом этапе осуществляется выход из произвольной области ωi факторного пространства в область стационарной точки максимума или минимума, применяется полный факторный эксперимент с минимально необходимым учетом эффектов взаимодействий. На втором этапе движение к точке оптимума осуществляется видоизмененным методом градиента, который называется методом крутого восхождения.

Для наилучшего понимания сущности и особенностей методов оптимизации рассмотрим постановку задачи многомерной безусловной оптимизации, аналитический анализ целевой функции, теоретические основы часто используемых на практике численных методов – метода крутого восхождения, симплекс-метода и метода Хука и Дживса [5].

Постановка задачи.

Пусть задана функция n действительных переменных

Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru

определенная на множестве Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru где Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru - вектор-столбец, обозначающий точку в n-мерном евклидовом пространстве с координатами Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru .

Функция Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru имеет локальный минимум в точке Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru если существует окрестность точки Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru такая, что Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru во всех точках этой окрестности. В случае глобального минимума в точке Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru для всех Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru справедливо неравенство Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru .

Задача оптимизации - это задача максимизации или же минимизации целевой функции. Будем рассматривать задачу отыскания точек минимума функции Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru , то есть Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru Проверяем значимость коэффициентов. - student2.ru Для приведения же задачи максимизации к задаче минимизации достаточно изменить знак целевой функции.

Наши рекомендации