Функции социального управления

Функции управления — это особые виды деятельности, выража­ющие направления или стадии осуществления целенаправленно­го воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнеде­ятельности общества и управленияим (91). Состав функций уп­равления должен обеспечивать эффективную реакцию управляю­щей системы на любое изменение ее состояния. Функции управ­ления необходимо рассматривать с учетом следующих классифи­кационных признаков:

1) особенности самого процесса управления, т.е. выделения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования;

2) самого процесса социального развития, направленность уп­равления на конкретные элементы этого процесса или сфе­ры, объекты жизнедеятельности общества. В силу этого процессу социального управления объективно присущи основные и конкретные функции. К основным функ­циям управления относятся:

• планирование (прогнозирование), представляющее собой фо­рму проявления целенаправленного воздействия на коллек­тивы людей, которая предусматривает выработку и постано­вку целей и задач в сфере социального управления, а также определение путей и средств реализации планов для дости­жения поставленных целей;

• организация — форма проявления целенаправленного воз­действия на коллективы людей, предусматривающая созда­ние новых и упорядочение функционирующих организаци­онных структур менеджмента как элементов процесса ре­ализации планов и целей социального управления;

• координация (регулирование) — форма проявления целенап­равленного воздействия, предусматривающая обеспечение необходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей;

• стимулирование (активизация) и обучение (инструктаж) —• формы проявления целенаправленного воздействия на лю­дей путем побуждения и подготовки их к действию, предус­матривающие обеспечение повышения эффективности сис­темы менеджмента как элемент процесса реализации целей управления;

• контроль (анализ и учет) — форма проявления целенаправ­ленного воздействия на людей, предусматривающая систе-

магическое наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации намеченных целей (91). Все перечисленные основные функции действуют в единстве и взаимосвязи, однако переход от одной ступени (уровня) соци­ального управления к другой сопровождается изменением соот­ношения их содержания и роли (например, ведущая для минис­терского уровня функция прогнозирования сменяется на цехо­вом уровне функцией организации и т.д.).

Если основные функции являются общими для любых процес­сов социального управления, в каких бы системах управления обществом они не осуществлялись, то конкретные функции при­сущи тем или иным конкретным элементам социальной систе­мы, отражая их специфику. Например, производственно-хозяй­ственная деятельность предприятия может быть подразделена на три стадии — подготовительную, производственную и заключи­тельную, — каждая из которых, обособляясь, представляет собой объект управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конк­ретных функций менеджмента, соответствующих каждому выде­ленному объекту социального управления. По содержанию каж­дая конкретная функция управления является, в свою очередь, комплексной и включает планирование, организацию, координа­цию, стимулирование, обучение и контроль организационно об­особленных объектов воздействия (91).

Анализ управленческих функций. Важным условием совершен­ствования системы управления является анализ ее функций (91). Последний должен отвечать следующим требованиям:

• четкое определение и структурное обособление объектов уп­равления на основе разработанных критериев;

• выделение конкретных функций управления, видов работ и операций;

• четкое разделение труда между функциональными и линей­ными звеньями управляющей системы;

• наличие положений о структурных звеньях и должностных инструкций;

• разработка модели процесса управления на основе реализа­ции и учета всех основных функций менеджмента;

• обоснование путем сравнения модели процесса управления с фактически осуществляемой управленческой деятельнос­тью основных направлений совершенствования системы уп­равления.




Анализ функций социального управления содержит четыре ос­новных этапа:

1) выделение объектов и конкретных функций управления;

2) построение модели процесса управления;

3) выявление фактически выполняемого состава работ и опе­раций по реализации функций менеджмента;

4) сопоставление фактического состава управленческих работ с объективно необходимыми и выявление расхождений с пос­троенной моделью (91).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Категория структура отражает строение и внутреннюю форму системы (91). Система, между элементами которой установлены связи, обеспечивающие взаимодействие ее элементов, направ­ленное на достижение определенных целей, является организо­ванной. Структура, отражающая состав и соподчиненность разли­чных элементов, звеньев и ступеней управления, функциониру­ющих для достижения определенной цели, называется организа­ционной.

Функции и структура управления — две неразрывно взаимо­связанные и взаимообусловленные стороны единого целого — организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. На­личие организационной структуры управления и ее развитие являются основой всей организации. Вне их рамок исключается возможность реализации функций менеджмента, т.е. самого процесса управления. Процесс формирования организационной структуры представляет собой, прежде всего, организационное закрепление тех или иных функций за подразделениями аппа­рата управления. При этом функции управления оп­ределяют задачи органов управления (91).

В силу научно-технического прогресса и дальнейшего разделе­ния труда общественное производство постоянно дифференци­руется на составные части (отрасли, подотрасли, объединения, предприятия, цехи, участки и тд.). В конечном итоге, в управля­ющей системе формируются звенья и ступени управления. Они находятся в известном соотношении со звеньями и ступенями управляемой системы. Тем самым достигается соотносительность управляющей и управляемой систем, обеспечивается возмож­ность воздействия органов управления на социальные процессы (91)

Звенья и ступени управления. Звено (подразделение, орган) уп­равления представляет собой обособленную ячейку со строго очерченными функциями управления; ступень (уровень) управ­ления — совокупность звеньев управления на определенном иерархическом уровне управления (91) В структуре управления конкретизируется управляющая система, определяется роль каж­дой ступени, каждого звена, раскрываются связи в процессе уп­равления.

Структура управления может быть двухступенчатой (двухзвенной) и многоступенчатой (многозвенной). Если звенья находятся на одной ступени управления, то их связь носит сугубо коорди­национный (горизонтальный) характер, если на нескольких — становится субординационной (иерархической), или вертикаль­ной. В организационной структуре управления звенья (органы) управления подразделяются на линейные и функциональные Линейные звенья — это административно обособленные части со­циальной системы, осуществляющие непосредственное комплек­сное управление объектом (отраслевые министерства, корпора­ции, тресты, объединения, предприятия, цехи, участки и т.д.). Функциональные звенья представляют собой административно об­особленные части аппарата управления, осуществляющие реали­зацию одной или нескольких функций управления (комитеты, управления, отделы, агентства, бюро и т.д.) (91).

Типы и виды организационных структур. Различают три основ­ных типа организационных структур управления: линейную, функциональную и смешанную — линейно-функциональную (91). Для обеспечения гибкости сложных систем управления в линейно-функциональные структуры вводятся программно-целе­вые формы управления в виде матричных структур: управление по проекту; управление по продукту; координационные комис­сии и т.д. (см. рис.23). В организационной структуре управления предприятиями выделяют также:

• безцеховую структуру управления, при которой основной административно-производственной единицей (звеном) яв­ляются самостоятельные участки, что соответствует наибо­лее простой двухзвенной структуре управления (заводоуп­равление — руководство участка);

• цеховую структуру управления, при которой основным административно-производственным звеном являются цехи, что приводит к трехступенчатой структуре управления (за­водоуправление — аппарат управления цехом — руководство участка);

функции социального управления - student2.ru

» корпусную (производственную) структуру управления, при которой, кроме участков и цехов, вводится дополнительная ступень (звено) в управляющей системе — корпус (произ­водство), объединяющий несколько взаимосвязанных или однотипных цехов. В этом случае предприятие приобретает четырехзвенную структуру управления производственным процессом;

• филиальную структуру управления, при которой, кроме участков, цехов и в некоторых случаях корпусов, создаются филиалы. Филиал — это не дополнительная ступень уп­равления, а особое звено, появление которого связано с тер­риториальной удаленностью от головного (базового) произ­водства группы цехов или самостоятельных участков (91). Критерии рациональной структуры управления. Условиями (или критериями) рациональной структуры управления выступают: а) соответствие звеньев управления его функциям; б) возможно меньшее число ступеней (звеньев) в иерархии управления; в) со­средоточение на каждой ступени всех необходимых функций уп­равления; г) концентрация функциональных звеньев в функци­ональных узлах (например, все экономические службы объеди­няются под руководством главного экономиста или финансового директора); д) четкое выделение участия каждого функциональ­ного звена в едином процессе управления, исключение дубли­рования функций; е) наименьшее число источников "приема" и "выхода" команд из каждого звена управления.

Организационная структура менеджмента документально фик­сируется в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, положениях о структурных подразделениях, а также в должност­ных инструкциях для исполнителей (91).

КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ

К кадрам управления относятся работники, осуществляющие функции управления или способствующие их осуществлению, т.е. работники, профессионально участвующие в процессе управ­ления и входящие в аппарат управления (91).

Существуют различные классификации кадров управления: по должностному признаку, по уровням (ступеням) в иерархии уп­равления, по специальному образованию, по отраслям производ­ства и др. Однако базовой классификацией является классифи­кация работников в процессе принятия и реализации решений. По этому признаку кадры управления подразделяют на три боль­шие группы: руководителей, специалистов и вспомогательный

персонал (технических исполнителей) (65). Каждая из названных групп кадров управления характеризуется специфическим мес­том в системе управления, особенностями профессиональной де­ятельности, а также системой профессиональной подготовки.

Руководители. Руководители — это работники, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, осуществляющие контроль и регулирующие деятельность кол­лектива по выполнению поставленных задач и достижению це­лей (91). Руководители подразделяются на линейных и функцио­нальных. Линейные руководители — лица, действующие на ос­нове единоначалия, ответственные за состояние и развитие орга­низации или ее обособленной, организационно оформленной части (объединение, предприятие, цех, участок, бригада). К функциональным руководителям относят лиц, ответственных за определенный функциональный участок работы в системе управ­ления и возглавляющих подразделения, осуществляющие кон­кретные функции управления (комитеты, отделы, бюро и др.). Руководители классифицируются также по уровням управления. Например, линейными руководителями являются: руководители низового (мастера, начальники участков, цехов и т.п.), среднего (начальники корпусов, директора предприятий, главные специа­листы объединений) и высшего (начальники главков, министры, председатели комитетов и т.д.) звеньев. Иерархия управления схематически представлена на рисунке 24.

Специалисты. Специалисты — это специализированные работ­ники, разрабатывающие на основе имеющейся у них информа­ции варианты решения отдельных конкретных, как правило, функциональных вопросов производственного или управленчес­кого характера (91). Специалисты управления классифицируются в соответствии с функциями управления и их профессиональной подготовкой. Различают главных специалистов, ведущих специа­листов, специалистов различных категорий и классов и т.д. К группе специалистов относятся инженеры, экономисты, бухгал­теры, юристы, психологи, социологи и пр.

Технические исполнители. Вспомогательно-технический персо­нал — это работники, обслуживающие деятельность руководите­лей и специалистов (91). Их, как правило, классифицируют по отдельным операциям управления. К таким работникам относят­ся секретари, машинистки, техники, операторы ЭВМ, архивари­усы, чертежники, лаборанты и др. Технические исполнители имеют узкую и конкретную профессиональную подготовку, при-


Наши рекомендации