Типы отношений социального управления

Отношения управления подразделяются на:

о отношения между управляющей и управляемой подсистема­ми, т.е. между субъектом и объектом непосредственного со­циального управления;

« отношения управления внутри управляющей системы: меж­ду ступенями, уровнями управления (вертикальные связи);

21 6-1 х? 321

между звеньями управления каждой ступени (горизонталь­ные связи); между одноименными функциональными звень­ями управления на разных ступенях управляющей подсисте­мы;

в отношения между руководителями и подчиненными: в каж­дом звене управления (отношения субординации); в разных звеньях управления (отношения координации) (91).

Кроме того, отношения социального управления подразделя­ются на:

в отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональ­ные, территориально-отраслевые;

• внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем);

• межсистемные, межличностные и смешанные, а также кол­лективные и индивидуальные;

• временные и постоянные, непосредственные и косвенные;

• линейные, функциональные и смешанные (91).

ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В системе законов социального управления ведущую роль иг­рают объективные, не зависящие от сознания и воли людей со­циальные и экономические законы (91).Их действие проявляет­ся только в деятельности людей и, следовательно, зависит от то­го, насколько полно учитываются требования объективных зако­нов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая систе­ма должна строго учитывать требования социальных и экономи­ческих законов, проявляющихся в определении цели, поиске пу­тей ее реализации, оценке результатов достижения. Например, к основным социальным законам относятся законы социального развития, законы социальной мобильности, законы социальной стратификации и другие.

Категория закон относится к той же группе категорий, что и закономерность. Как законы, так и закономерности устанавлива­ют общие, существенные и необходимые связи между изучаемы­ми явлениями. В теории менеджмента понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в на­чале его теоретического исследования. Основные положения те­ории социального управления группируются вокруг ее законов и закономерностей, через которые обнаруживают связь друг с дру­гом, так как именно в них раскрываются содержание теории ме-неджменча, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления (91).




К основным законам социального управления относятся:

» закон единства системы социального управления, обуслов­ленный культурными, политическими и экономическими условиями общественного развития. Системе социального управления органически присуще единство, определяющее основные процессы ее функционирования, характер форми­рования и развития. Система социального управления еди­на, что проявляется: в неразрывной цепи отношений управ­ления от высших органов административно-государственно­го управления до низших его звеньев; в единстве социаль­ного управления всеми составными частями глобальных це­лей и интересов общества; в единстве основных функций и методов менеджмента;

• закон пропорциональности управляемой и управляющей подсистем социальной системы, предполагающий рациона­льную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функциониро­вания этих подсистем;

• закон оптимального соотношения централизации и децен­трализации функций социального управления. Уровень цен­трализации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития до­лжен быть свой оптимальный уровень централизации (де­централизации). При этом, чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управле­ния;

• закон участия различных слоев населения в социальном уп­равлении, в повышении его эффективности и ответственно­сти, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребнос­тей населения (91).

Наши рекомендации