Вопрос 45. клиноременная передача. преимущества перед плоскоременной передачей. определение сил трения.
Всовременных приводах клиноременная передача имеет преимущественное распространение.
Вэтой передаче ремень имеет клиновую форму поперечного сечения и располагается в соответствующих канавках шкива. В передаче может быть один или несколько ремней. Несколько тонких ремней применяют взамен одного толстого для уменьшения напряжения изгиба.
Форму канавки шкива выполняют так, чтобы между ее основанием и ремнем был зазор . При этом рабочими являются боковые поверхности ремня. В то же время ремень не должен выступать за пределы наружного диаметра шкива, так как в этом случае кромки канавок быстро разрушают ремень.
Расчетным диаметром шкива является диаметр окружности расположения центров тяжести поперечных сечений ремня или нейтрального слоя при изгибе ‑ ширина . Все размеры, определяющие форму шкива, выбирают по соответствующим стандартам в зависимости от размеров поперечного сечения ремня, которые также стандартизованы.
Применение клинового ремня позволило увеличить тяговую способность передачи путем повышения трения.Положим, что вследствие натяжения ветвей ремня его элемент длиной прижимается к шкиву силой .
При этом элементарная сила трения, действующая в направлении окружной силы,
В аналогичных условиях для плоскоременной передачи .
Клиновая форма ремня увеличивает его сцепление со шкивом примерно в три раза.
ВОПРОС 46. ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ.
Цепная передача с основана на зацеплении цепи 1 и звездочек 2.
Зубчатые цепи классифицируются:
По виду приводных цепей:
‑ роликовые;
‑ втулочные;
‑ зубчатые цепи.
По числу рядов цепей:
‑ однорядные;
‑ многорядные.
По виду применяемых шарниров:
‑ шарниры скольжения;
‑ шарниры качения.
Преимущества передачи перед ременными:
‑ возможность передавать цепью при прочих равных условиях большие нагрузки;
‑ отсутствие скольжения и буксования;
‑ постоянство передаточного отношения;
‑ возможность работы при значительных кратковременных перегрузках;
‑ не требуется предварительного натяжения цепи, в связи с чем уменьшается на грузка на валы и опоры;
‑ возможность передачи мощности от одного ведущего вала нескольким ведомым.
Недостатки: Основной причиной этих недостатков является то, что цепь состоит из отдельных жестких звеньев и располагается на звездочке не по окружности, а по многоугольнику. С этим связаны износ шарниров цепи, шум и дополнительные динамические нагрузки, необходимость организации системы смазки.
Цепные передачи применяют при значительных межосевых расстояниях, а также для передачи движения от одного ведущего вала нескольким ведомым в тех случаях, когда зубчатые передачи неприменимы, а ременные недостаточно надежны.