Вопрос 41. ременные передачи. принцип действия и классификация. преимущества и недостатки.
Передача состоит из двух шкивов, закрепленных на валах, и ремня, охватывающего шкивы. Нагрузка передается силами трения, возникающими между шкивами и ремнем вследствие натяжения последнего.
В зависимости от формы поперечного сечения ремня различают:
плоскоременную, клиноременную и кругло-ременную передачи.
Основные преимущества ременной передачи:
‑ возможность передачи движения на значительное расстояние (до 15 м и более);
‑ плавность и бесшумность работы, обусловленные эластичностью ремня и позволяющие работать при высоких скоростях;
‑ предохранение механизмов от резких колебаний нагрузки вследствие упругости ремня;
‑ предохранение механизмов от перегрузки за счет возможного проскальзывания ремня;
‑ простота конструкции и эксплуатации (передача не требует смазки).
Основными недостатками ременной передачи являются:
‑ повышенные габариты;
‑ некоторое непостоянство передаточного отношения, вызванное зависимостью скольжения ремня от нагрузки;
‑ повышенная нагрузка на валы и их опоры, связанная с большим предварительным натяжением ремня (увеличение нагрузки на валы в 2...3 раза по сравнению с зубчатой передачей);
‑ низкая долговечность ремней (в пределах от 1000 до 5000 ч).
Ременные передачи применяют преимущественно в тех случаях, когда по условиям конструкции валы расположены на значительных расстояниях. Мощность современных передач не превышает обычно 50 кВт. В комбинации с зубчатой передачей ременную передачу устанавливают обычно на быстроходную ступень, как менее нагруженную.
В современном машиностроении наибольшее распространение имеют клиновые ремни. Применение плоских ремней старой конструкции значительно сократилось. Плоские ремни новой конструкции (пленочные ремни из пластмасс) получают распространение в высокоскоростных передачах. Круглые ремни применяют только для малых мощностей: в приборах, машинах домашнего обихода и т. п.
ВОПРОС 42. КИНЕМАТИЧЕСКИЕ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ.
Кинематические параметры
Окружные скорости на шкивах
;
Учитывая упругое скольжение ремня, можно записать или
где ‑ коэффициент скольжения.
При этом передаточное отношение:
В приближённых расчётах из-за невысокого значения (0,01…0,02) принимают:
Геометрические параметры передачи
‑ межосевое расстояние;
‑ угол между ветвями ремня;
‑ угол обхвата ремнем малого шкива.
При геометрическом расчете известными обычно являются , и ,определяют угол и длину ремня .
Вследствие вытяжки и провисания ремня и определяются приближенно:
; .
Учитывая, что практически не превышает 15°, приближение принимаем . Тогда
Длина ремня определяется как сумма прямолинейных участков и дуг обхвата:
При заданной длине ремня межосевое расстояние