Выбор мощности двигателя при длительной неизменной нагрузке
К механизмам, работающим длительно с практически неизменной нагрузкой, относятся многие вентиляторы, компрессоры, центробежные насосы, дымососы, транспортеры и т.п. Поскольку эти механизмы пускаются редко, влияние пускового режима на процесс нагрева двигателя ничтожно. Лишь в некоторых случаях приходится проверять достаточность развиваемого двигателем пускового момента.
В таком режиме температура двигателя достигает установившегося значения tу и двигатель, выбранный правильно, может работать сколь угодно долго без перегрева сверх допустимого предела, если температура окружающей среды не превышает 40°С.
Выбор двигателя при этом режиме сводится к тому, что если известна мощность статической нагрузки Рc, то нет необходимости проверять двигатель по нагреву или перегрузке во время работы. Достаточно выбрать двигатель с номинальной мощностью . При этом можно быть уверенным, что она является наибольшей допустимой, т.к. завод-изготовитель произвел уже все расчеты и испытания, исходя из максимального использования материалов при номинальной мощности двигателя.
В тех случаях, когда нагрузка (Рc механизма) заранее неизвестна, она определяется по формулам с использованием коэффициентов, полученных из многочисленных опытов, а в некоторых случаях, например, для малоизученных или новых механизмов, ее приходится определять, прибегая к снятию нагрузочных диаграмм самопишущими приборами на имеющихся в эксплуатации аналогичных установках.
Расчетная мощность для насосов, вентиляторов, компрессоров, конвейеров (транспортеров), тележек может быть вычислена по следующим формулам:
, где
V – производительность м3/с;
Н – для насосов – высота напора, равная сумме высот всасывания и нагнетания, м; для вентиляторов и компрессоров – давление газа кгс/м2 и кгс/см2;
g - плотность перекачиваемой жидкости т/м3;
hн, hв, hк, hпер - КПД насоса, вентилятора, компрессора, передачи;
Аи, Аа – соответственно удельная работа изотермического и адиабатического сжатия (дается в справочниках)
F – тяговое усилие, кгс;
V¢ - скорость, м/с;
G – вес груза, т;
KT – коэффициент, равный 4–6 для подшипников качения и 6¸8 для подшипников скольжения;
7,5 – удельное тяговое усилие, кгс/тс.
Мощность выбираемого двигателя должна содержать запас по сравнению с расчетными величинами не менее 5¸10% с увеличением до 30¸40% для двигателей мощностью до 5кВт и 70¸100% до 1кВт.
В тех случаях, когда температура окружающей среды ниже стандартной, двигатель может быть загружен выше своей номинальной мощности, а если выше – его следует недогружать. Двигатель правильно выбранной мощности при номинальной нагрузке и t°о.ср=40°С при длительном режиме работы должен быть нагрет до tдоп
, где .
Если tо.ср отличается от 40°С на ∆t, то для сохранения той же предельно допустимой температуры перегрева tдоп, допустимое превышение температуры должно быть уменьшено или увеличено на ∆t. Для этого ток двигателя должен иметь значение и переменные потери будут .
Выражение для tуст будет таким:
, где
∆t будет со знаком ''+'' при t°о.ср >40°С и со знаком ''-'' при t°о.ср <40°С.
Разделив это выражение на первое, получим , откуда допустимая степень загрузки двигателя при t°о.ср ¹40°С , т.е. Рдоп=Рн·х. При х=0, т.е. двигатель не может нести никакой нагрузки, а может работать лишь вхолостую.