Разработка профилей должностей
После создания модели компетенций возникает задача ее интеграции с такими блоками работы с персоналом как подбор, оценка, развитие и обучение, кадровый резерв, мотивация и система оплаты труда. Важным является соотнесение модели компетенций с оценкой персонала (не важно – регулярной или при подборе). В рамках российского законодательства профессиональная деятельность работников предприятий регулируется должностными инструкциями, наличие которых является обязательным, а также другими внутренними нормативными документами. Поэтому профили должностей или требования к должности являются дополнительным регулирующим профессиональную деятельность работников документом. По сути, профиль должности – это компетенции модели, распределенные по разным уровням развития относительно оценочной шкалы в соответствии со спецификой должности, работы, на которую формируется профиль. На рис. 6 показан пример профиля. Другие примеры оформления профиля имеются в приложениях Б и В.
Работа по созданию профилей должностей достаточно объемная и в то же время, очень тонкая, требующая привлечения экспертов, обсуждений и тестирования пилотных вариантов. Различают два подхода к созданию профилей должностей:
- подробное описание по компетенциям (уровням развития компетенций) каждой существующей должности (групп должностей) в компании. В таком случае количество профилей должностей равно количеству должностных инструкций в компании;
- описание стандарта деятельности должностей, для которых сформирована модель компетенций. При таком подходе описание конкретного уровня развития всех компетенций модели (например, 3‑го в пятиуровневой модели) является требованием к должности (профилем должности).
Каждый вариант создания профилей должности имеет свои преимущества и недостатки. Первый подход наиболее адекватен для небольших компаний, либо для ограниченного круга должностей. Создание профилей для всех должностей в крупных компаниях, численность которых более 3 тыс. человек, требует выделения этой деятельности в отдельный проект с привлечением дополнительных ресурсов и команд исполнителей.
Рис. 6. Пример профиля должности
Модель компетенций можно сравнить с моделью дома (рис. 6). Ценности и стратегия компании – фундамент, требования должности и компетенции – кирпичи и блоки. Известно, что здание нуждается в надежном фундаменте. Если нарушена технология, допущены ошибки, начиная с фундамента, то через какое-то время будущий дом будет требовать ремонта. Так и модель компетенций: управление персоналом на основе хорошо проработанных компетенций может упорядочить поведение всех сотрудников компании. И получить соответствующий РЕЗУЛЬТАТ. Но если модель не адаптирована под стратегические цели и специфику компании, то она не будет работать в полной мере.
Рис. 6. Фундамент результата
В настоящее время моделям компетенций вполне заслуженно отводится большая роль в политике управления персоналом:
· Модель профессиональных компетенций является критерием отбора необходимых сотрудников, что существенно экономит время и средства при подборе персонала.
· При построении программы обучения модель профессиональных компетенций служит основанием выбора того, чему и как обучать. Модель позволяет легко сформировать запрос к обучению.
· В период аттестации персонала модель компетенций служит критериями оценки персонала, которые являются прозрачными и понятными сотруднику и руководителю.
· Модель профессиональных компетенций, доработанная то модели грейдов, позволяет выстроить систему стимулирования в компании.
И это еще не все области из сферы управления человеческими ресурсами, где может быть полезна модель профессиональных компетенций.
Приложение А
Модель компетенций сотрудников департамента продаж | |
Компетенции | Уровни компетенций |
Профессионализм | Уровень 4. Имеет высшее и дополнительное образование. Отличное знает снэковый рынок. Способен управлять каналами распределения. Имеет репутацию хорошего пециалиста. Профессиональный уровень позволяет самостоятельно выполнять сложные задачи |
Уровень 3. Имеет высшее и дополнительное образование. Опыт работы в данном сегменте рынка от 3 лет. Хорошо знает рынок снэков и понимает специфику каналов распределения продукции. Способен успешно справляться с поставленными задачами в рамках своей компетенции | |
Уровень 2. Имеет высшеее образование. Опыт работы от 1 года. Знает рынок снэков и распределения продукции. Способен успешно справляться с поставленными задачами в рамках своей компетенции, иногда обращается за помощью и консультациями к коллегам или руководителю. | |
Уровень 1. Имеет среднее специальное образование. Рынки снэков и каналы распределения знает слабо. Нет опыта работы в данном сегменте рынка. Не в состоянии справиться с рутинными, повседневными задачами самостоятельно | |
Работа с клиентами | Уровень 4. Способен вести переговоры на высоком уровне. Может выступать как консультант и наставник в ведении переговоров. Имеет полные полномочия при принятии решений в работе с клиентами |
Уровень 3. Уверенно ведет переговоры. Способен оказывать влияние на собеседника. Поддерживает и активно развивает клиентскую базу | |
Уровень 2. Самостоятельно проводит переговоры с клиентами. Действует строго в установленных рамках. Поддерживает клиентскую базу | |
Уровень 1.Умеет найти общий язык с людьми. Проводит переговоры совместно с руководителем или коллегой. Ограничен в самостоятельном принятии решений относительно работы с клиентами. | |
Ориентация на изменения | Уровень 4. Способствует изменениям, объясняет сотрудникам их важность для развития компании, внедряет изменения и управляет ими |
Уровень 3. Одобряет изменения в компании, участвует в генерировании новых идей | |
Уровень 2.Положительно или нейтрально воспримнимает изменения в компании, доверяет решениям относительно изменений, не препятствует реализации новых идей | |
Уровень 1.Некоторое время сопротивляется изменениям в компании, но принимает их | |
Ориентация на развитие | Уровень 4. Постоянно заниается собственным профессиональным и личностным развитием. Обучает других сотрудников. Регулярно выступает в роли наставника для подчиненных и коллег |
Уровень 3.Самостоятельно определяет зоны своего профессиоанльного развития. Применяет новые знания на практике, экспериментирует, делится своими знаниями с коллегами | |
Уровень 2. Ищет возможности профессионального развития, интересуется изменениями на рынке. Запрашивает дополнительную информацию о возможностях повышения своего профессионального уровня | |
Уровень 1. Не способен самостоятельно определить зоны недостатка квалификации, но обучаем, т.е. умеет слушать, задает вопросы, воспринимает новую информацию. Обучение приводит к положительному результату | |
Бизнес-видение | Уровень 4. Принимает участие в формулировании стратегических и тактических целей компании. Вносит персональный вклад в разработку стратегии компании. Видит место компании на рынке в долгосрочной перспективе |
Уровень 3. | |
Уровень 2. Знает цели компании. Принимает во внимание стратегическое направление развития компании | |
Уровень 1. Принимает те стратегические цели компании, которые спущены сверху руководством | |
Постановка целей | Уровень 4. Формулирует цели подразделения и воодушевляет сотрудников на их эффективное достижение. Непрерывно оценивает достижение целей. Разумно делегирует задачи конкретным исполнителям |
Уровень 3. Вормулирует цели для себя и своих подчиненных. Определяет критерии качества и факторы успеха.Пересматривает цели и адаптирует их к изменившимся условиям | |
Уровень 2. Самостоятельно формулирует цели, которые являются конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и определенными во времени | |
Уровень 1. С помощью руководителя формулирует краткосрочные и среднесрочные цели | |
Принятие решений | Уровень 4. Принимает решения на уровне подразделения. Результаты его решений всегда приносят заметный положительный эффект на работу компании |
Уровень 3. Решения отличаются взвешенным подходом, всегда своевременны, результаты выше ожидаемых | |
Уровень 2. Решения пинимаются своевременно. Результаты соответствуют ожиданиям | |
Уровень 1. Принимает решения строго в рамках инструкции или реализует решения, принятые руководителем | |
Качество работы | Уровень 4. Достигает результатов быстрее, чем запланировано. Работа никогда не требует корректировки или доработки руководителем |
Уровень 3. Укладывается в сроки или раньше ожидаемого срока. Работа не содержит ошибок. Контроль не требуется | |
Уровень 2. Сроки обычно выдерживаются при выполнении работы. Результаты работы не содержат ошибок, если же они имеются, то он самостоятельно их исправляет. Нуждается в стандартном контроле | |
Уровень 1. Постоянно затягивает сроки выполнения задания. Конечный результат требует доработки. Нуждается в постоянном контроле | |
Ответственность за результат | Уровень 4. Принимает ответственность не только за свою работу, но и за работу отдела |
Уровень 3. Стремится к расширению зон ответственности: за свои действия и действия коллег. Никогда не перекладывает ее на других | |
Уровень 2. Принимает на себя ответственность за конечный результат и качество работы, не сужая ее зоны | |
Уровень 1. Сужает зоны ответственности. Считает, что ответственность за результат работы несет руководитель. | |
Работа в команде | Уровень 4. Может формировать команду. Вдохновляет всех ее членов вносить свой вклад для достижения целей |
Уровень 3.вляется сильным командным игроком, поддерживает других сотрудников, может выступать инициатором создания команды | |
Уровень 2. Выстраивает межличностные отношения с членами команды, делится информацией и опытом с коллегами | |
Уровень 1. Может быть включен в команду. Принимает ту роль в команде, которую ему отводят | |
Лидерство | Уровень 4. Берет на себя роль лидера в любых ситуациях |
Уровень 3. Является лидером среди своих коллег. Способен оказывать влияние на них | |
Уровень 2. Доводит свою точку зрения до колег. Пользуется у них уважением, авторитетом | |
Уровень 1. Легко находит общий язык с людьми, способен отстаивать свое мнение. Убедительно излагает собственную точку зрения |
Приложение Б
Профиль компетенций для супервайзера отдела прямых продаж | ||||
Развитие бизнеса | ||||
Профессионализм | ||||
Работа с клиентами | ||||
Ориентация на изменения | ||||
Ориентация на развитие | ||||
Достижение результатов | ||||
Бизнес-видение | ||||
Постановка целей | ||||
Принятие решений | ||||
Качество работы | ||||
Ответственность за результат | ||||
Работа с людьми | ||||
Работа в команде | ||||
Лидерство |
Приложение В