IV. Устный счет. «Разминка для ума».
1) Назвать все двузначные числа, у которых число десятков на 1больше, чем число единиц. (10, 21, 32, 43, 54, 65, 76, 87, 98.)
2) Перечислить все трехзначные числа, в которых 8 сотен, а десятков и единиц поровну. (800, 811, 822,833,844, 855,866,877,888.)
3) Задание № 2. с. 8.
4) Продолжить «цепочку» вычислений.
5) Задание № 8. с. 9.
При сравнении выражений необходимо вспомнить свойства арифметических действий с нолями.
0 + а = 0 а - 0 = 0
0*а=0 0 : а = 0
6) Решение задач.
а) Крышка стола имеет прямоугольную форму. Длина 90 см, а ширина 60 см. Чему равен периметр?
б) Лист бумаги имеет квадратную форму. Его сторона равна 15 см. Чему равен периметр?
в) На 4 костюма идет 16 метров ткани. Сколько ткани идет на один костюм?
г) Три кошки купили сапожки,
По паре на каждую ножку.
Сколько у кошек ножек?
И сколько сапожек? (3*4*2 = 24.)
V. Повторение изученного материала.
1) Письмо с комментированием (один ученик выполняет на доске, остальные — в тетрадях).
Задание № 1. с. 8.
2) Индивидуальная работа.
Задание № 3. с. 8.
Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
1) Самостоятельная работа по вариантам.
Задание № 7. с. 9.
I вариант — найти периметр 1-го треугольника,
ІІ вариант — найти периметр 2-го треугольника.
Проверка выполненной работы.
Ответ: Рг = 20 см; Р2 = 19 см.
2) Дифференцированная работа по группам.
1 группа — задание № 9. с. 9.
2 группа — задание № 6. с. 8.
3 группа — задание № 5*. с. 8.
Отчет работы групп.
3) Решение задач (задание на выбор).
Самопроверка.
а) Задание № 4. с. 8.
1) 36 :12 = 3 (м) — на одно платье;
2) 3 • 20 = 60 (м).
б) Задание № 10. с. 9.
1) 15 + 9 = 24 (м.) — с автомобилями и мотоциклами;
2) 24 :4 = 6 (м.) — с кораблями;
3) 15 + 9 + 6 = 30 (м.) — всего.
4) Дополнительный материал.
а) Записать в виде суммы разрядных слагаемых числа:
429 = 637= 503= 821 =
390= 586= 804= 770 =
б) Решение задач.
1) Сколько тесьмы нужно купить для обшивки ковра длиной 2 м и шириной 15 дм?
2) Периметр треугольника с равными сторонами больше периметра прямоугольника на 9 см. Чему равна сторона треугольника, если стороны прямоугольника 16 см и 14 см?
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.
− Определите, что нового и важного вы для себя открыли?
— У кого на уроке не было трудностей, поднимите яркие фишки.
— Кому было трудно — белую либо черную фишку.
VIII. Домашнее задание.
Задание N° 11. с. 9.
4 КЛАСС | СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ И ВЕЛИЧИН. ИЗМЕНЕНИЕ СУММЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ЕЕ КОМПОНЕНТОВ | |
Цель: | повторить алгоритм сложения трехзначных чисел и величин; способствовать развитию логического мышления на основе решения задач на изменение суммы в зависимости от изменения слагаемых; содействовать воспитанию бережного отношения к природе. | |
Оборудование: | учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.); карточки с заданиями для групповой работы; аудиозапись музыкального произведения П. Мориа «Алуэтт» (музыкальная тема из передачи «В мире животных»). |
Ход урока
I. Организационный момент.
− Сегодня выдался славный денек. Свинцовые тучи рассеялись, ветер улегся. За окошком листья танцуют свой замысловатый танец. Все кругом радуется солнышку. Оно сегодня ярко светит и дарит нам свое тепло. Улыбнитесь солнышку, подарите улыбку друг другу, а теперь улыбнитесь мне.
Я улыбкой вас на уроке встречаю,
Успехов вам всем в учебе желаю!
II. Проверка домашнего задания.
− Какое задание вы выполняли дома?
− Проверим, правильно ли были решены примеры?
Задание № 11. с. 9.
1 ряд — назвать ответы примеров первого столбца в порядке возрастания.
2 ряд — назвать ответы второго столбца в порядке убывания.
3 ряд — назвать разрядный состав полученных в ответах чисел.
III. Целеполагание.
− Сегодня на уроке мы повторим алгоритм сложения чисел и величин. Понаблюдаем, как изменяется сумма в зависимости от изменения ее компонентов.
IV. Устный счет.
1) Посчитать «цепочку» примеров.
− Полученные ответы находятся в таблице. Поставим числа в порядке возрастания, какое слово у вас получилось? (Экология.)
− Как вы понимаете значение этого слова?
Экология — наука о доме, но не о том, который строитель выстроил из кирпича, а о природном доме, который есть у каждого растения, животного. Все то, что окружает нас в природе, — наш дом.
Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Она изучает, например, как растение связано с воздухом, водой, другими растениями и т. д.
Если вы заметили, экология очень тесно связана с математикой, ведь во всем нужны числовые подсчеты. Для того чтобы стать экологами, мы сначала должны поупражняться в вычислениях.
2) Задание № 5*. с. 10.
В «окошки» можно записывать любые числа; неравенство будет выполняться всегда, кроме одного случая: если слева будет получаться в произведении ноль, например: (0 + 0) • 5 = (0 + 0) • 0.)
3) Игра «Лучший счетчик».
Вставить в пустые кружочки недостающие числа.
4) Дифференцированная работа по группам.
1 группа — заполнить пустые «окошки».
3 сут = □ ч 4 г. = □ мес.
9ч= мин 250 см = □ дм
600с = мин 869кг = ц кг
2 группа — выразить в дециметрах.
760 = □ дм 5 200 мм = □ дм
2 800мм = дм 4м9дм = дм
5 км = □ дм
3 группа — вставить нужные числа.
6 кг больше 6 г в □ раз
7 кг меньше 8 ц в □ раз
4 т больше 4 кг в □ раз
2 ц меньше 2 т в □ раз
Решение задач.
а) Взрослый лось съедает за сутки 8 000 г веточного корма. Выразите эту величину в килограммах. На сколько суток ему хватит 64 кг корма?
б) В каких мерах удобнее выразить записанные на доске данные: длина реки 40 620 м; масса арбуза 5 320 г; возраст девочки 62 месяца?
в) Задание № 9. с. 11.
30 минут — это половина часа. Акула проплывет 40 км за 1 ч. Тогда за 30мин она проплывет в 2 раза меньше — 40:2 = 20 (км).
г) За 6 дней зубр съедает 240 кг зеленой массы. Сколько килограммов зеленой массы зубр съест за 1 день? За 8 дней?
V. Повторение изученного материала.
1) Задание № 1. с. 10.
Учащиеся предлагают различные способы записи суммы 23 + 37 + 40. Например:
23 + 37 + 40 = (23 + 37) + 40 = 60 + 40 = 100 23 + 37 + 40 = 23 + (37 + 40) = 23 + 77 = 100 23 + 37 + 40 = 23 + 40 + 37 = (23 + 40) + 37 = 63 + 37 = 100
23+ 37 + 40 = (20 + 3) + (30 + 7) + 40 = (20 + 30 + 40) + (3 + 7) = 90+10 = 100
− Каким способом было удобнее всего считать?
2) Задание № 2. с. 10.
− Давайте рассмотрим несколько примеров, потом их обобщим и сформулируем закономерность.
а) Возьмем два произвольных числа и найдем их сумму, например: 12 + 5 = 17. Теперь одно слагаемое (например, первое) увеличим на 7 и снова найдем сумму: (12 + 7) + 5 = 24.
— Замечаем, что сумма увеличилась. На сколько? (На 7; 24 -17 = 7.)
— Какой вывод можно сделать? (Ответы.)
— Что происходит с суммой, если одно из слагаемых увеличивается?
Закономерность: если слагаемое увеличить на несколько единиц, сумма увеличится на столько же единиц.
б) Сумма сначала увеличится на 15 единиц, потом еще на 7. Всего сумма увеличится на 22 единицы.
в) Сумма увеличится на 20 единиц, затем уменьшится на 3 единицы. Значит, она увеличится на 17 единиц.
3) Работа в группах (в группы учащиеся объединяются по желанию, кто с кем хочет работать).
Задание N9 3. с. 10.
Каждой группе предлагается выполнить по одному пункту из задания, после этого проводится проверка работы групп.
Физкультминутка.
4) Индивидуальная работа.
Задание № 4. с. 10.
Самопроверка. (Ответ: сумма равна 65.)
5) Повторение алгоритма сложения трехзначных чисел и величин.
а) Задание № 6. с. 10.
б) Задание № 8. с. 11.
Первый пример из каждого столбца решается на доске с комментированием, остальные — самостоятельно в тетрадях.
По окончании выполняется взаимопроверка.
VI. Закрепление изученного материала.
1) Задание № 7. с. 11.
По условию задачи можно выполнить рисунок, в котором количество станков можно показать в виде одинаковых отрезков.
По рисунку видно, что в первом цеху станков стало больше.
− На сколько? (На 7; 15 - 8 = 7.)
2) Задание № 11. с. 11 — самостоятельно.
3) Работа в парах.
Задание № 10. с. 11.
Проверка выполненной работы.
VII.Дополнительный материал для устного счета.
1) Выполнить сложение.
537 + 248= 62 кг + 18 кг =
629 + 287 = 81 см + 17 см =
629 + 317 = 560 м + 125 м =
152 + 347 = 500 кг + 650 кг =
2) Решить задачу.
1 ц собранной макулатуры поможет сберечь от вырубки 8 сосен. Сколько сосен сберегли школьники, если они сначала собрали 282 кг макулатуры, а потом еще 218 кг?
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
− Над чем мы работали сегодня на уроке?
— Что вам особенно понравилось?
— Довольны ли вы результатом своей работы? (Ответы.) Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали на уроке.
— Кроме знаний по математике, мы говорили с вами о том, что человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте ее законы. Только так мы сохраним наш общий дом под названием планета Земля.
IX. Домашнее задание.
Задание № 12. с. 11.
Тема: ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ И ВЕЛИЧИН. ИЗМЕНЕНИЕ РАЗНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ЕЕ КОМПОНЕНТОВ
Цель: повторить алгоритм вычитания трехзначных чисел и величин; помочь установить и сформулировать закономерность изменения разности в зависимости от изменения ее компонентов; способствовать развитию логического мышления, отработке вычислительных навыков; содействовать воспитанию интереса к математике.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревсиая и др.) [13]; карта путешествия; флажки.
Ход урока
I. Организационный момент.
− Ребята, давайте вспомним правила работы на уроке.
* * *
Понапрасну не болтай, Ты решай задачи сам.
Рассуждай и убеждай. Если же не сможешь вдруг,
Здесь не нужен шум и гам, Пусть придет на помощь друг!
II. Проверка домашнего задания.
Задание № 12. с. 11 (фронтальный опрос).
III. Целеполагание.
− Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем по городу Математика. На своем пути нам нужно будет пройти следующие станции: «Логика», «Вычислительная», «Спортивная», «Задачкино», «Внимательность», «Смекалка», «Итоговая» (названия станций отражены на карте).
В нашем путешествии мы будем опираться на тему нашего сегодняшнего урока: «Вычитание чисел и величин. Изменение разности в зависимости от изменения ее компонентов».
— Какие цели перед собой поставим? (Ответы.)
— Путешествовать мы будем на городском автобусе. По мере прохождения станции мы будем отмечать ее флажком.
IV. Устный счет.
− Ребята, а что нужно купить, чтобы проехать в общественном транспорте? (Ответы.) Правильно, билетик. Но поскольку наше путешествие сказочное, купить билеты нельзя; для того чтобы их получить, вам нужно ответить на мои вопросы. (Учитель читает вопросы, каждый ученик, отвечая на них, получает «билетик».)
— Назовите разность чисел 860 и 60.
— Назовите сумму чисел 300 и 240.
— Увеличьте 560 на 30.
— Уменьшите 980 на 70.
— Увеличьте 80 в 4 раза.
— Уменьшите 720 в 90 раз.
— Найдите частное чисел 630 и 7.
— Найдите произведение чисел 90 и 6.
— На сколько 360 больше 30?
— На сколько 40 меньше 720?
— Во сколько раз 100 меньше 900?
— Во сколько раз 640 больше 80?
— «Билеты» все приобрели. Теперь можно отправляться в математическое путешествие.
Первая станция, которую мы посетим, называется «Логина». Здесь вам необходимо выполнить следующие задания.
1) Задание № 6*. с. 13.
− Каких чисел не хватает? (Ответ: 81,1.)
2) Игра «Занимательные рамки».
Вставить пропущенные числа, чтобы их сумма была равна 900.
3) Определить количество треугольников и четырехугольников на рисунке.
− Молодцы! Все задания выполнили. Можно отправляться дальше.