Тикун (исправление) и бирур (анализ)

швира была от внесения эгоизма в кли. И, как следствие этого, перемешались чистые и нечистые келим и упали в место миров БЕ"А.

И поэтому первая операция по исправлению состоит в разделении чистых и нечистых (альтруистических и эгоистических) келим друг от друга. А это возможно лишь при наличии ор хохма. Тогда лишь видна правда – где какое кли. Ор хохма определяет девять первых сфирот как чистые, а малхут – как нечистое кли.

АБЕ"А КЛИПОТ

первоначальное место клипот было под сиюм А"К. Но вследствие разбиения сосудов и греха Адама (швира и хэт) клипот поднялись, и их парцуфим распространились от Ацилут и вниз параллельно парцуфим кдуша.

ТВОРЕЦ

сам по себе абсолютно скрыт и непознаваем – и потому безымянен, так как имя дается согласно постижению сути объекта. Относительно нас выступает как Творец тем, что посредством сокращения (Ц"А) создал место, где создалось все творение, и открыл себя этим нашему познанию.

БХИНА

сторона, аспект, определенный взгляд рассмотрения.

ГАЛУТ (ИЗГНАНИЕ)

возможно двоякое рассмотрение галута. Изгнание, т.е. исчезновение духовного начала, постижение управления из сознания, ощущение человека. Таким образом, можно утверждать, что человек в галуте или Творец в галуте (от человеческого познания) – галут шхина.

В каббалистической литературе бхина – дарга авиют кли (степень толщины – желания) или дарга авиют масах (степень силы воли противодействия желанию – сила экрана) обозначаются:

соответственно принятым в данной книге обозначениям:

0 – 1 – 2 – 3 – 4.

Приведенный список крайне ограничен. Ведь у каждого слова, определения, действия существует его духовный корень. Поэтому список практически бесконечен (для примера раскройте анатомический атлас, карту звездного неба, каталог растений).

Цель перечня – показать, насколько духовные объекты не связаны с нашими представлениями об их материальных следствиях и не ограничены местом, временем, движением.

Система

мироздания

Оглавление

Введение в Каббалу............................................................................... 219

Духовные силы человека...................................................................... 222

Человек и Мир.......................................................................................... 249

Развитие человечества.......................................................................... 272

Имена Творца........................................................................................... 286

О чем говорят все книги Торы............................................................. 296

Необходимость изучения Каббалы................................................... 307

Книга «Зоар»............................................................................................ 315

Рамхаль. Даат Твунот........................................................................... 324

Рамхаль. Месилат Яшарим.................................................................. 337

Каббала – наука о мироздании.......................................................... 341

ВВЕДЕНИЕ В КАББАЛУ

1. В «Зоар» (Ваикра, Тазриа, стр. 40) говорится: «Все высшие и низшие миры заключены в человеке; все, что создано и находится во всех мирах, – создано для человека». Но неужели недостаточно человеку нашего мира и необходимы ему еще и высшие миры?

2. Цель творения – максимально насладить создание. Как только у Творца появилась мысль создать души, чтобы насладить их, она немедленно обратилась в законченное действие, поскольку для действия достаточно одной лишь мысли Творца. Зачем же Творец сократил себя, чтобы создать все эти миры вплоть до нашего, наинизшего мира, и поместил душу человека в телесную оболочку?

3. Ответ заключается в том, что желанием Творца было насладить творение раскрытием Им Своего Совершенства. Но как из Совершенного, каким является Он, могли произойти столь несовершенные создания, что должны соответствующими действиями в нашем мире исправить себя?

Душа человека состоит из двух компонентов – света и сосуда, причем сосуд – это суть души, а свет, наполняющий его, и есть уготовленное Творцом наслаждение. И поскольку цель в услаждении душ, т.е. в удовлетворении их желаний, то вся природа и суть души – в одном лишь желании насладиться светом Творца .

4. Творение – есть появление объекта, не существовавшего ранее ни в каком виде – из небытия. Но как можно предположить, что появилось что-то не существовавшее в Творце?

Новое, что создал Творец, состоит в сотворении сосуда – души, т.е. желания насладиться. Такого свойства нет в Творце, поскольку Его совершенство исключает наличие в Нем какого-либо недостатка – желания.

5. Сближение (слияние, соединение) и удаление (разделение), действующие в духовном мире, определяются соответствием свойств духовных объектов. При совпадении свойств два духовных объекта сливаются в один настолько, что невозможно отличить их один от другого. Различие в свойствах объектов дает величину их взаимного удаления – вплоть до противостояния друг другу, в случае противоположности свойств.

6. Поскольку Творец – источник наслаждения, а души – получатели этого наслаждения, то поневоле души пребывают в духовной удаленности от Творца. Желание Творца – давать, а желание души – лишь получать. То есть природа, суть, характер Творца и души противоположны, и поэтому с момента рождения душа максимально, полярно удалена от Творца.

7. Причина создания всех миров состоит в том, чтобы с их помощью все творение пришло к совершенству, каким является сам Творец. Если бы души оставались удаленными от Творца, как же можно было бы назвать Его совершенным?

И потому Творец последовательными сокращениями своего света создал все миры – вплоть до нашего мира, и поместил душу – малую порцию света в тело – оболочку из нашего мира. Выполнением законов Торы душа достигает слияния с Творцом и получает абсолютное наслаждение.

8. Но особенность Торы, позволяющая душе слиться с Творцом, действует лишь в том случае, если человек постигает Тору не ради вознаграждения, а ради того, чтобы доставить радость Создателю.

Тогда лишь душа, постепенно восходя по духовным ступеням, называемым мирами, достигает самого Творца. Восхождение заключается в постепенном приобретении нового духовного качества – альтруизма (в отличие от присущего душе эгоизма). Восходя по ступеням сфирот и миров, т.е. по мере сближения с Творцом, душа получает уготовленное ей наслаждение от света и, сверх того, от слияния с Источником.

9. Отсюда понятен смысл цитаты из книги «Зоар», что все миры созданы лишь ради человека. Первоначально миры создавались путем последовательных сокращений света – до нашего мира, чтобы поместить душу в тело, желающее лишь наслаждений.

Выполняя законы Торы, человек постепенно постигает свойство Творца – альтруизм, духовно поднимается по тем же ступеням, по которым душа спустилась в наш мир.

Духовные ступени – сфирот, миры – это величины, меры приобретенного альтруизма. Человек постепенно поднимается, пока не достигает качества совершенного альтруизма, без какого-либо желания самонаслаждения, лишь тогда душа абсолютно сливается с Творцом. Для такого состояния и создан человек. И потому все миры созданы лишь ради него.

10. Все миры, созданные последовательным сокращением – ослаблением света, абсолютно духовны, хотя мы и применяем для их описания такие материальные термины, как подъем, спуск, сдвиг, совокупление.

Зная это, можно без страха приступать к изучению Каббалы, так как основная ошибка начинающих изучать Каббалу – в овеществлении, материализации духовных объектов.

11. Из сказанного ранее ясно, что все ступени ослабления света существуют лишь относительно его потребителей – душ. И хотя свет Творца заполняет все творение равномерно, но лишь в зависимости от духовной близости к Творцу способна душа получить ту или иную порцию света.

Как скрывающийся за шторой человек остается самим собой, хотя и скрыт частично или полностью от других, так свет, исходящий от Творца, – один и тот же везде, но его скрывают от нас различные оболочки, называемые нами сфирот. Сфирот – это десять ослабляющих экранов, за которыми высший свет (сам Творец) скрывается от душ. И души могут постичь, т.е. получить свет, лишь в количестве, отмеряемом этими экранами-фильтрами.

12. Эти экраны-фильтры существуют лишь в мирах Брия, Ецира, Асия – там, где и существуют души. В более высоких мирах – А"К и Ацилут свет проявляется без каких-либо скрывающих оболочек.

13. Миры А"К и Ацилут существуют как необходимое звено для создания миров БЕ"А. Эти миры находятся в слиянии с Творцом, и от них душа получит свет в гмар тикун – в состоянии окончательного исправления.

14. Таким образом, ясно, что фильтры-сфирот, скрывающие свет Творца, не воздействуют на сам свет, а лишь ослабляют его относительно душ.

15. Поэтому везде и всегда можно выделить три категории: свет Творца, душа, свет, наполняющий душу. В душе-сосуде есть два противоположных свойства – сокрытие и раскрытие. Поначалу душа проходит этап полного сокрытия света. Но если душа становится достойной, то свойство сокрытия обращается в свою противоположность: чем грубее душа была изначально, тем больше света она сможет получить при исправлении своих удаленных от Творца свойств.

ДУХОВНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА

1. Все, что нам известно о творении, можно свести в следующие таблицы:

СФИРОТ МИРЫ СВЕТ ТАНТА

Кэтэр А"К Ехида

Хохма Ацилут Хая Таамим

Бина Брия Нэшама Некудот

З"А Ецира Руах Тагин

Малхут Асия Нэфеш Отиет

Наши рекомендации