Тема 3. Числовые и функциональные ряды.

1. Находить члены числовых рядов.

2. Определять, какой ряд является знакопеременным, знакочередующимся, гармоническим, обобщенным гармоническим.

3. Знать определение сходящегося ряда.

4. Знать и уметь применять необходимый признак сходимости ряда.

5. Знать и уметь применять достаточные признаки сходимости положительных рядов: признаки сравнения, признак Даламбера, признак Коши, интегральный признак сходимости.

6. Знать и уметь применять признак Лейбница сходимости знакочередующегося ряда.

7. Определять коэффициенты степенного ряда.

8. Находить радиус сходимости степенного ряда.

9. Находить интервал сходимости степенного ряда.

10. Находить область сходимости степенного ряда.

11. Знать определение ряда Тейлора, ряда Маклорена.

Задания для самостоятельного выполнения.

1. Записать первые пять членов ряда по заданному общему члену:

а) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru ;

б) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru , где Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru ;

в) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

4. Исследовать сходимость ряда:

а) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru ; б) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

5. Исследовать сходимость ряда:

а) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru ; б) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru ; в) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru ; г) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru ; д) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

6. Исследовать на абсолютную или условную сходимость ряд:

а) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru ; б) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru ; в) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

7. Определить коэффициенты степенного ряда:

а) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru ; б) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru ; в) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

8. Найти радиус сходимости степенного ряда Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

9. Найти интервал сходимости степенного ряда Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

10. Найти область сходимости степенного ряда Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

11. Найти первые четыре члена ряда Тейлора для функции Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru в окрестности точки Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

Образцы решения заданий.

Задание 1.Написать первые три члена ряда, общий член которого

Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

Решение.Полагая в данной формуле n=1,2,3, получаем:

Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

Задание 2.Найти формулу общего члена ряда

Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

Решение.В рассматриваемом ряде члены представлены в виде дробей. Числитель каждой дроби – число 1, а знаменатель – квадрат натурального числа. Тогда Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru . Данный ряд можно записать также в виде Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

Задание 3.Исследовать ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru на сходимость.

Решение.Заметим, что предел общего члена рассматриваемого ряда Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru . Поэтому, согласно необходимому признаку сходимости, ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru не может сходиться, т.е. он расходится.

Задание 4.Исследовать на сходимость ряд

Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

Решение. Заданный ряд запишем в виде Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru и сравним его с рядом Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru . Ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru сходится, т.к. является геометрическим рядом со знаменателем Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru Кроме того, Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru Значит, согласно признаку сравнения, ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru сходится.

Задание 5.Исследовать на сходимость ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

Решение.Возьмем для сравнения ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru , который сходится как обобщенный гармонический ряд, у которого α = 2>1.

Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru Значит, согласно предельному признаку сравнения, ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru сходится.

Задание 6.Исследовать на сходимость ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

Решение. Запишем Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru . Чтобы получить выражение для Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru , необходимо в формулу n-го члена ряда подставить n+1 вместо n: Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

Имеем: Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

По признаку Д/Аламбера данный ряд сходится.

Задание 7. Исследовать на сходимость ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

Решение. Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru , Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru Данный ряд расходится.

Задание 8.Исследовать на сходимость ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

Решение. Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

По признаку Коши ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru сходится.

Задание 9. Исследовать на сходимость ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

Решение. Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru Данный ряд сходится.

Задание 10.Исследовать на сходимость ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

Решение. Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

Согласно признаку Коши ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru расходится.

Задание 11. Исследовать на сходимость ряд Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru

Решение. Данный ряд является знакочередующимся, исследуем его по признаку Лейбница:

а) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru б) Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru . Итак, данный ряд сходится.

Задание 12. Выяснить вопрос об условной или абсолютной сходимости ряда Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

Решение. Ряд сходится условно, т.к. он сходится по признаку Лейбница, а ряд, составленный из его модулей Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru , расходится, ибо является гармоническим рядом.

Задание 13.Найти радиус и интервал сходимости степенного ряда и исследовать сходимость ряда на концах интервала сходимости Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

Решение. Для определения радиуса сходимости степенного ряда воспользуемся формулой: R = Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

Так как ап = Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru и ап + 1 = Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru , то

R = Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru =5 Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru =5 Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru =5 Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru =5.

Итак, радиус сходимости ряда R = 5.

Определим интервал сходимости данного степенного ряда:

|x + 2| < 5 Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru – 5< x + 2 < 5 Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru – 7 < x < 3.

Итак, (– 7; 3) – интервал сходимости степенного ряда.

Исследуем сходимость ряда на концах интервала сходимости, то есть в точках х = – 7 и х = 3.

Пусть х = – 7. Подставим это значение в исследуемый степенной ряд. Получим знакочередующийся числовой ряд:

Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru = Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

Так как Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru и Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru = 0, то согласно признаку Лейбница данный ряд сходится. Таким образом, х = – 7 принадлежит области сходимости степенного ряда.

Пусть х = 3. Подставив это значение в исследуемый степенной ряд, получим числовой ряд с положительными членами:

Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru = Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru .

Сравним данный ряд с обобщенным гармоническим рядом Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru при р = Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru < 1, который является расходящимся. Для исследования на сходимость применим предельный признак сравнения. Получим

= Тема 3. Числовые и функциональные ряды. - student2.ru = 1 ≠ 0.

Следовательно, оба ряда ведут себя одинаково и исследуемый ряд, как и вспомогательный ряд, расходится. Таким образом, х = 3 не принадлежит области сходимости степенного ряда.

Поэтому, областью сходимости исследуемого степенного ряда является полуинтервал [– 7; 3).

Ответ: R = 5, [– 7; 3).

Наши рекомендации