Манипулирование руководителями
Манипулировать человеком значит добиваться от него каких-то действий косвенными способами, то есть не просьбами, предложениями, приказами или угрозами. Кто, кем, как и зачем манипулирует - это, как правило, вопрос очень сложный, и дать полный ответ на него невозможно отчасти потому, что сами манипулирующие не всегда этот ответ знают.
Средства влияния на лидера:
- предоставление документов: аналитических записок, проектов, подборок чужих материалов;
- влияние на окружение лидера - на тех, с чьим мнением он считается;
- влияние на события, на которые лидер обращает внимание и которым придает значение.
Человека легче подтолкнуть к тем действиям, к которым он имеет склонность в силу своих инстинктов и идеологических установок.
Возможные крайние установки индивидуума в отношении информации:
1. Не интересуется теоретическими работами, чужими мнениями, мало читает, мало слушает: "Я и так знаю все, что надо". Живет представлениями, усвоенными в молодости.
2. Пытается самостоятельно исследовать положение дел и делать выводы. Потребляет чрезмерно много сведений. Считает повышение своей информированности главным средством улучшения качества своих решений.
3. Паразитирует на чужих мнениях и идеях. При столкновении со сложной проблемой сначала разузнает, что думают о ней авторитетные для него люди, подбирает для себя что-то из высказанного ими и, слегка изменив, выдает за свое.
Если в поведении преобладает первая установка, надо разобраться, каковы модели действительности, которыми пользуется индивидуум, и провоцировать его на то или иное действие в соответствии с этими моделями. Его нежелание меняться только облегчает работу тех, кто его исследует. Д. Маклахан ("Тайны английской разведки", стр. 343): "Наибольший успех достигается путем использования различного рода навязчивых идей, которые характерны для руководителей противника. Было бы бесполезно в июне 1944 года демонстрировать удар против Норвегии, чтобы отвлечь внимание от Нормандии, если бы Гитлера в течение многих лет не преследовала навязчивая идея об угрозе вторжения союзников в Норвегию."
Если преобладает вторая поведенческая установка, надо либо поставлять руководителю тенденциозную информацию, либо перегружать его произвольными сведениями, а когда он потеряет ориентацию и способность к критическому суждению, подсовывать ему требуемый вариант решения.
Если чаще проявляется третья поведенческая установка, следует воздействовать на руководителя через манипулирование людьми, к советам которых он прислушивается. Они тоже, в свою очередь, могут иметь в отношении информации одну из указанных установок.
* * *
В книге К. Эндрю и О. Гордиевского "КГБ..." рассказывается о феномене взаимной манипуляции лидеров: "И Сталин, и Троцкий жили в вымышленном ими мире, постоянно подпитывая фантазии друг друга. Вера Сталина в опасность в большинстве своем не существовавших уже в Советской России троцкистов заражала Троцкого, который не мог не радоваться существованию этих вымышленных последователей, что, в свою очередь, убеждало Сталина в том, что троцкизм представляет собой еще большую угрозу, чем он предполагал." (стр. 152)
* * *
Влияние на руководителей осуществляется, среди прочего, через людей из их окружения. Некоторые из этих людей могут, в свою очередь, сами подвергаться манипуляциям, некоторые могут быть "агентами влияния" - в той или иной степени. Надо заметить, что между "специальной" и "неспециальной" деятельностью нет чёткой границы. Человек может к своей обычной, как у других, жизни слегка примешивать "специальное". Эффективна следующая схема разведывательно-манипулятивной работы: индивидуум (не всегда явно завербованный, то есть чётко оговоривший условия сотрудничества) ведёт свой обычный любимый образ жизни, но при этом его иногда слегка подправляют и дают ему поручения, выполнение которых не требует от него действий, которых он ранее не совершал в рамках своего обычного образа жизни.
* * *
Всякий руководитель заинтересован в том, чтобы данные аналитической разведки подтверждали уже высказанные им мнения, поскольку изменить своё мнение обычно значит нанести ущерб своей репутации. Д. Маклахан: "Кадровые офицеры и политические деятели стремятся преподнести такую разведывательную информацию своим начальникам, которая по вкусу последним. Возможно, эти слова звучат грубо и несколько несправедливо, однако они привлекают наше внимание к тому, как используется и трансформируется информация во имя оправдания заранее принятого решения или доказательства правоты той или иной точки зрения начальства." ("Тайны английской разведки", стр. 333)
Если складывается впечатление, что курируемый руководитель чрезмерно укрепляется в мнении по вопросу, по которому уместнее несколько иной подход, необходимо искать способ обратить его внимание на сведения, разрушающие однозначность позиции, до того, как этот руководитель начнет делать публичные заявления и раздавать поручения.
Чтобы не было необходимости подстраиваться под мнения руководителей, следует эти мнения формировать. Иными словами, надо не добиваться от руководителей принятия некоторых решений, а помогать им приходить самим к этим решениям. Проблема осложняется тем, что в самой разведслужбе мнение по тому или иному вопросу может со временем измениться, и если ждать, пока мнение устоится, то можно потерять время и к тому же дискредитировать разведывательную службу, а если не терять времени, то впоследствии могут понадобиться опровержения, что тоже не способствует доверию к
разведывательной службе. Выход состоит в том, что в спорных случаях следует задерживать вызревание мнения у руководителя: давать ему информацию, располагающую к сомнениям, или прямо сообщать о том, что по такой-то проблеме пока еще сохраняется неопределенность.
Для достижения указанных целей служба АР должна вести мониторинг мнений своих главных потребителей по ключевым проблемам. Жизненный цикл мнения:
1. Осознание потребности во мнении. Мнения еще нет, но хочется его иметь. Колебание между несколькими вариантами.
2. Возникновение мнения. Оно еще не твердое, и подвержено влияниям.
3. Укрепление мнения. Оно уже воспринимается его носителем как очевидное, самое правильное.
4. Высказывание мнения. Появляется стимул к сохранению мнения. Ослабляется интерес к сведениям, которые могут подтвердить или опровергнуть мнение.
5. Совершение некоторых действий на основании мнения.
6. Отпадение потребности в мнении, или плавная трансформация мнения, или разочарование во мнении.
Чтобы щадить самолюбие и репутацию лидера, надо, чтобы каждое навязываемое ему мнение выглядело как развитие или очевидное дополнение ранее сделанных им замечаний, даже если последние высказывались мимоходом или под настроение и не отличались ни зрелостью, ни значимостью.
Критиковать людей можно - даже очень самолюбивых и самоуверенных - но только не за то, что они считают областью своих достоинств и достижений. Чтобы выглядеть в своих глазах самокритичными, здравомыслящими и скромными, люди придумывают себе отдельные мелкие недостатки, в которых не считают постыдным признаваться. Если упрекать их именно в этих недостатках, большой обиды не будет.
Чтобы развеять некоторые убеждения лидера, лучше опереться на некоторые другие его убеждения: представить эти другие как существенные, а те, которые опровергаются, - как менее значимые.
Признание лидером своей неправоты, если такое случится, надо представлять как свидетельство не его слабости, а его силы: проявление сообразительности, дальновидности, великодушия, справедливости.
Нейтрализация руководителей
Чтобы уменьшить способность лидера влиять на события, а также чтобы выставить его перед массами как бездарного руководителя, можно использовать, к примеру, метод заваливания проблемами. Он состоит в предоставлении вождю большого количества сведений, которые слабо структурированы, противоречивы, ограниченно достоверны, не полны, по количеству явно превышают способность лидера перерабатывать информацию - но все изложены простым понятным языком, выглядят важными и вызывают интерес.
Реализовать этот метод могут несколько человек из окружения лидера или несколько больших чиновников из ключевых учреждений.
Есть работа, которую руководитель охотно сталкивает на подчиненных (рутинная, рискованная), и есть работа, которой он стремится заниматься единолично, поскольку с частью информации уходит и часть власти, и шеф становится все более зависим от окружения, превращается в марионетку, оказывается особо уязвим. Это опасение и обыгрывается заговорщиками. У руководителя поддерживается стремление контролировать все самому. Подогреваются его опасения, что чиновники могут не разглядеть или, хуже того, скрыть от него нечто крайне важное.
Через некоторое время руководитель будет введен в состояние хронической усталости или даже неврастении. Появится неуверенность в своих силах, нерешительность, мнительность. Его деятельность приобретет характер беспорядочных метаний, его высказывания будут противоречивы и неосторожны.
Если перегруженному работой лидеру удается найти нескольких верных помощников и передать им часть ответственных функций, можно, в свою очередь, завалить работой и этих помощников. Кроме того, часть времени руководителя будет отнимать постановка задач помощникам, обсуждение их предложений и т. д.
* * *
Приемы заваливания проблемами:
1. Направление руководителю данных, которые он не заказывал, в которых ему нет существенной потребности и которые подготовлены для других целей.
2. Повреждение "информационных фильтров": дискредитация "фильтрующих" учреждений. Последствием является создание дублирующих учреждений (= дополнительных информационных потоков) или получение информации напрямую, в обход их.
3. Создание дополнительной информации, напр., разработка проектов, которые выглядят многообещающими и имеют хорошо замаскированные пороки; выдвижение различных предположений о развитии событий. Обилие "аналитических центров", работающих на высшую власть, представляется, на первый взгляд, благом: есть возможность сравнивать и выбирать. В действительности же обычно получается переполнение информацией, уменьшается ответственность за эту информацию, появляется потребность в дополнительной работе по сопоставлению различных документов.
4. Порождение проблемных ситуаций: генерирование и раздувание различных конфликтов, в связи с которыми будут создавать лишнюю информацию не участвующие в сговоре люди.
При использовании метода заваливания проблемами очень трудно доказать наличие злого умысла. К тому же чем больше у вождя проблем, тем меньше у него возможности отстраниться от них и задуматься об их причинах. Реализаторы метода выглядят наиболее энергичными и преданными работниками: они же и сведений добывают для шефа больше других, и много дельных предложений генерируют. Вождь гибнет в их удушающих объятьях.
Манипулирование массами
Фраза "манипулирование массами" звучит прямолинейно и недостаточно наукообразно, поэтому обычно говорят о "манипулировании массовым сознанием", хотя на самом деле стараются направить воздействие преимущественно на подсознание и изменить в конечном счете не сознание, а поведение.
Стратегическое влияние на массы состоит в воздействии на мировоззрение, идеологию, образ жизни, социальную организацию посредством изменений в массовом образовании, массовом информировании, массовом искусстве.
Цели стратегического влияния на массы могут быть ...
- деструктивные (подчинение, рассеяние, уничтожение нации);
- адаптационные (приспособление нации к новым условиям);
- консервативные (сохранение традиционного облика нации).
Возможные цели оперативного влияния на массы (на массовые настроения и действия):
- обеспечение нужного исхода выборов;
- предотвращение или провоцирование массовых беспорядков;
- поддержка или срыв мероприятий властей, к примеру, обеспечение нужного "экономического поведения" (ослабление или усиление "инфляционных ожиданий" и т. п.);
Формы оперативного влияния на массовое сознание:
- использование средств массовой информации;
- использование уличной рекламы;
- организация массовых мероприятий (митингов, демонстраций, уличных праздников и т. д.);
- распространение слухов;
- проведение массовых кампаний (напр., денежной реформы);
- провоцирование или дискредитация той или иной моды.
Технологии воздействия на массовое сознание достигли высокой степени изощренности и эффективности. Люди полагают, что они думают самостоятельно, в действительности же нередко бывает, что кто-то уже подумал за них и неявно привил им требуемые идеи.
Основное воздействие на массы реализуется через СМИ. Обычно спецслужбы не осуществляют собственную массовую пропаганду, а обеспечивают и направляют пропаганду, осуществляемую другими. Это больше соответствует сути спецслужб. Воздействие спецслужб на сами СМИ оказывается явным образом (в этом случае сотрудники СМИ выполняют задания спецслужбы или знают, что получаемые ими материалы исходят из спецслужбы) или неявным образом (то есть посредством манипулирования), непосредственно или косвенно (через органы государственного управления, к примеру).
К. Эндрю и О. Гордиевский в книге "КГБ..." пишут о заграничной деятельности русского правительства накануне Первой Мировой войны следующее: "Существовала целая армия агентов, состоявшая из иностранных журналистов, которые были подкуплены Министерством финансов для обеспечения беспрепятственного поступления огромных иностранных займов, в которых так нуждался царский режим и экономика России, и для снятия всех подозрений, возникавших у западных вкладчиков относительно безопасности их капиталов. В большинстве европейских стран до 1914 года считалось вполне нормальным такое явление, как правительственное "субсидирование" дружественных иностранных газет. В докладе французского парламента, составленном в 1913 году, несмотря на некоторые критические замечания в адрес разведывательных служб, отмечалась 'неоспоримая' необходимость подобного 'субсидирования'. В этом смысле Россия занимала первое место в Европе, а поскольку Франция была самым большим иностранным вкладчиком в довоенную Россию, главным объектом деятельности Министерства финансов была французская пресса." (стр. 50-51) (Приведенный отрывок также иллюстрирует то обстоятельство, что специальная деятельность государства не всегда сосредоточивается исключительно в его спецслужбах.)
Скрытое влияние направляется не только на заграницу. Х. Фельфе рассказывает о деятельности западногерманской разведслужбы (БНД) в ФРГ: "Едва ли можно было найти какую-нибудь крупную газету, журнал или еженедельник, которые не имели бы связей с БНД." "Политика влияния БНД на прессу внутри страны сразу же оказалась успешной, многое здесь специально препарировалось для информирования общественности (...). Имелись специальные формуляры, в которые заносились оценки специфических статей, направленных против Востока, и предложения по их доработке и 'причесыванию'." ("Мемуары разведчика", стр. 212, 214)
* * *
Обычно является более или менее важной задачей нейтрализация чужого нежелательного влияния. При этом появляется соблазн разоблачить подрывную деятельность спецслужб других государств. Однако если они действительно занимаются широкой подрывной деятельностью, необходимо иметь в виду, что "один из неписаных законов любой разведывательной службы - сохранять в тайне данные, полученные о других разведорганизациях, чтобы не побудить противника применять меры к изменению структуры его разведки и созданию других прикрытий для маскировки разведывательного персонала" (Р. Гелен "Служба. Воспоминания 1942-1971", гл. VI). Пропагандистская разоблачительная кампания против иностранных спецслужб может причинить своим спецслужбам и непосредственный ущерб. У Р. Гелена (там же) о провале пропагандистской кампании против БНД: "Публикация большого количества восточногерманских материалов привела к тому, что читатели перестали доверять им. Эти 'разоблачительные' опусы девальвировали сами себя. Более того, они нанесли вред службе госбезопасности ГДР, подорвали авторитет ее шефа. Восточногерманские контрразведчики вынуждены
были раскрывать своих еще не провалившихся агентов, чтобы получить важных свидетелей обвинения на судебных процессах, инсценировка которых стоила больших денег."
* * *
Эффективным средством манипулирования, рассчитанным в основном на интеллектуалов, являются книги. О формах связи спецслужб с книгоиздательством Брайан Фримэнтл в работе "Центральное разведывательное управление" рассказывает следующее: "Центральное разведывательное управление издало, субсидировало издание или проявило инициативу с целью издания двух тысяч книг, 25% из которых вышли на английском языке. В хранящемся в делах отдела операций Управления меморандуме по вопросам книгоиздательской деятельности ЦРУ говорится: 'Книги отличаются от всех прочих пропагандистских материалов прежде всего тем, что одна-единственная книга может существенно изменить позицию и поведение читателя до такой степени, которая была бы недоступна для любого другого средства информации... Это, разумеется, не относится к абсолютно всем книгам в абсолютно все времена, но дело обстоит таким образом достаточно часто, чтобы делать книги самым важным оружием стратегической (рассчитанной на длительное воздействие) пропаганды' (...) Преимущество наших прямых контактов с автором заключается в том, что мы можем подробно ознакомить его с нашими намерениями; мы можем предоставить ему любой материал, который мы хотели бы включить в его книгу, и в том, что мы можем на любом этапе контролировать его рукопись. Наш контроль над писателем осуществляется обычно путем оплаты ему того времени, которое он занимается рукописью, или же, по крайней мере, авансированием ему сумм, которые ему позднее, возможно, придется возвращать... Управление должно быть полностью уверено, что готовая рукопись будет соответствовать нашим оперативным и пропагандистским намерениям'." (из кн. "Шпионаж Дворца головоломок", стр. 212)
* * *
Одно из направлений манипуляционного воздействия на массы - создание и поддержание положительного образа отечественных специальных служб. Воздействие осуществляется в основном через кино и книги (художественные и специальные). Кино и художественная литература ориентируются на среднего потребителя информации, специальные книги - на тех, кто старается мыслить самостоятельно. Поскольку средством воздействия выступают тексты, то к оказанию такого воздействия обычно имеют отношение лучшие коллективы, занимающиеся работой с текстовыми материалами, - аналитические подразделения разведки.
На укрепление позиций спецслужб могут также работать общественные объединения и частные предприятия: ассоциации ветеранов специальной деятельности, фонды, исследовательские центры и пр. Брайан Фримэнтл в работе "Центральное разведывательное управление" пишет по этому поводу следующее: "Начиная с 1975 г. образовался ряд солидных и эффективных организаций, ставящих перед собой цель защитить Управление от нападок и оправдать его в глазах американской и мировой общественности. Некоторые из них ведут свою кампанию открыто, другие – более тонкими способами; если внимательно вчитаться, некоторые из так называемых 'разоблачительных' книг, написанных бывшими сотрудниками ЦРУ, при более близком рассмотрении представляются скорее апологетическими, нежели критическими. Самой открытой организацией является Ассоциация бывших офицеров разведки, основанная в 1975 г. Дэвидом Филлипсом - блестящим специалистом по пропаганде, которого Управление использовало против Арбенса в Гватемале, против Альенде в Чили и против Кастро на Кубе. Нынешний президент Ассоциации Джек Мори определяет ее функцию как возможность 'подать голос против искажений и неправильных представлений'."
"В качестве президента Ассоциации Мори выступает с лекциями в связанном с ЦРУ Джорджтаунском университете, занимается лоббистской деятельностью на Капитолийском холме, издает пресс-бюллетень и охотно принимает участие в любого рода обсуждениях деятельности ЦРУ на радио и телевидении."
"В своих выступлениях Мори неизменно проводит мысль о том, что 'деятельность разведывательных служб должна быть тайной, иначе они престо будут неэффективными', и что ЦРУ представляет собой достойную организацию достойных людей, которым иногда приходится заниматься недостойными делами по приказу президента, которому они присягали служить."
"Центр стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета финансирует издания, которые объективно делают упор на необходимость иметь сильное разведывательное ведомство, и защищает право ЦРУ быть именно таким ведомством. Бывший весьма энергичный начальник управления по разведке ЦРУ доктор Рэй Клайп является в настоящее время президентом Исследовательского центра по национальной разведке, который по его уставу определяется как некоммерческое учреждение, основанное с целью поощрения серьезных научных и публицистических трудов о деятельности американской разведки."
"Бывший начальник контрразведывательного подразделения Управления Джеймс Энглтон сейчас является председателем Фонда безопасности и разведки. Инк., который издает ежеквартальный бюллетень под названием 'Ситуационный доклад'." (из. кн. "Шпионаж Дворца головоломок", стр. 216-217) Содержание бюллетеня - фиксация и анализ положения дел в стране и в мире с точки зрения специальной деятельности, а также поощряющая квалифицированная критика спецслужб. При подготовке его материалов используются только открытые источники, благодаря чему спецслужбы США могут узнавать из него о том, как они выглядят со стороны. Фонд представляет собой как бы дополнительную службу аналитической разведки, работающую в интересах основной и широко использующую преимущества, которые дает негосударственный статус.
Потребность в "околоспециальных" учреждениях, делающих спецслужбам репутацию, обусловлена особенностями американского общества: в условиях децентрализованности власти каждое учреждение вынуждено тратить часть сил на обеспечение своего существования (на борьбу за финансирование, за преференции в законах). Но даже в условиях существенно централизованного государственного управления требуется определенная пропаганда в защиту специальных служб, хотя в этом случае она необходима уже не для увеличения финансирования и не для принятия благоприятных законов, а для поддержания репутации государства в целом.
Поддержка интеллектуалов
Служба влияния может курировать некоторое количество отечественных патриотично настроенных интеллектуалов, способных эффективно работать в нужных направлениях. Курирование может осуществляться через подставных лиц, подставные учреждения или непосредственно.
Способы курирования:
- предоставление редкой литературы;
- "наводка" на ценные источники информации;
- помощь в получении выгодной работы: уведомление о вакансиях и т. д.;
- организация встреч с полезными людьми;
- консультирование по технологиям карьеры;
- оценивание знакомств, идей, намерений;
- психологическая поддержка;
- помощь в приобретении средств труда (компьютеров и пр.).
Служба влияния может подсказывать интеллектуалам социально приемлемые пути решения их личных проблем, а если таких путей нет, то воздействовать на должностных лиц, которые могут эти пути обеспечить.
При оказании поддержки интеллектуалам следует иметь в виду, что для эффективного творчества желательна наибольшая благоприятность условий в таких аспектах, как доступ к существенным сведениям, свободное время, наличие технических средств работы с данными, но нежелателен значительный материальный комфорт.
Следует осуществлять мониторинг настроений взятых на контроль интеллектуалов и принимать меры в случае появления деструктивных тенденций в их деятельности.
Нейтрализация активистов
Служба информационного влияния может участвовать в скрытой нейтрализации нежелательных деятелей - путем их переориентации или дезориентации, публичной критики через подставных лиц, распространения дискредитирующих их сведений, поддержки их конкурентов, вовлечения в малопродуктивную деятельность, разложения соблазнами. Указанные мероприятия могут использоваться в дополнение к агентурным и диверсионным способам или вместо них.
Информационное воздействие на активистов может оказываться через массовые каналы (СМИ), групповые каналы (общественные организации, трудовые коллективы), индивидуально.
* * *
Распознавание мотивов деятельности индивидуума – типовая разведывательно-аналитическая задача. При ее решении не следует придавать преимущественного значения высказываниям индивидуума. Существенны следующие его характеристики: расовый тип, этническая принадлежность, физические и психические отклонения (врожденные и приобретенные), полученное воспитание, текущие и прошлые жизненные обстоятельства, место в обществе, самооценка. Человека могут побуждать к активной деятельности против властей следующие факторы:
1. Низкий социальный статус, незначительные возможности карьеры, чрезмерность работы, низкий заработок, малое количество удовольствий.
2. Потребность в конфликте, в острых переживаниях.
Что касается чувства солидарности и чувства сострадания, то они тоже имеют для многих существенное значение, но не решающее.
Влияние на выборы
Чтобы выборы завершались с нужными результатами, не обязательно прибегать к тайным мероприятиям. Этого можно добиваться и исключительно легальными, информационными средствами.
Выделяются следующие рубежи информационного влияния на исход выборов:
- на подходе к избирательной кампании, во время формирования и регистрации партий (можно помочь или помешать образованию и росту некоторых партий, приобретению ими популярности, а также помочь или помешать расширению популярности и личных связей некоторых деятелей);
- во время формирования и регистрации партийных блоков, выдвижения и регистрации кандидатов (можно помочь или помешать формированию, выдвижению, регистрации);
- в процессе предвыборной агитации (можно дискредитировать или сделать героями некоторых кандидатов);
- в процессе голосования (можно сорвать выборы);
- непосредственно после получения результатов голосования (можно поспособствовать признанию этих результатов незаконными).
Для партии или кандидата, участвующих в выборах, самыми опасными конкурентами являются те партии и кандидаты, которые в наибольшей степени схожи с ними своей политической окраской. Поэтому очень эффективной формой борьбы на выборах является дробление лагеря политических противников, вынуждение их конкурировать между собой.
Формы информационной помощи партиям и кандидатам, участвующим в выборах:
- предоставление эффективных избирательных технологий;
- выполнение аналитической работы и предоставление ее результатов непосредственно или через СМИ;
- консультирование: помощь в выработке стратегий, программ, лозунгов, имиджей и т. д.;
- содействие переговорам с потенциальными союзниками;
- содействие получению финансовой и прочей помощи;
- оказание пропагандистской поддержки;
- сообщение сведений о конкурентах.
* * *
Чтобы получить главу государства с требуемыми качествами в своей или соседней стране, требуются два-три года "специальной" работы (аналитической и прочей).
На первом этапе следует определить людей, имеющих нужные задатки. Они ищутся среди тех, кто уже смог себя самостоятельно проявить (в качестве публицистов, литераторов, организаторов, художников, изобретателей и т. п.) Необходимо чтобы у этих людей были более-менее прочная психика, приличная биография, симпатичная внешность, героические черты в характере, порядочность, чувство долга, здравомыслие, способность идти на компромиссы. Такие люди решительны, но в то же время управляемы - в том смысле, что на них можно успешно воздействовать серьезными доводами.
На втором этапе, следует помочь этим людям доразвиться: конкретизировать свои политические взгляды, перестроить свою психику (осознать себя значимыми фигурами), занять особое место в обществе, расширить личные связи, освоить технику публичных выступлений. Лучше проделывать эту работу в отношении 5-10 человек одновременно: наиболее успешно растущий станет лидером, а остальные будут использоваться как запасные варианты, как члены его команды, как его неявные союзники. В условиях недостаточной политической свободы можно "выращивать" фигуры не на политическом поприще, а на литературном, научном, предпринимательском и т. п. Когда эти фигуры приобретут значимость, передвинуть их на политическое поле за год до выборов не составит труда.
Для популяризации поддерживаемых деятелей используются СМИ - следующими путями:
- через прямые договоренности с сотрудниками СМИ;
- через предоставление сведений или готовых материалов для публикации - с принятием мер для сокрытия участия спецслужбы в их подготовке;
- через создание "информационных поводов", т. е. событий, которые привлекают внимание СМИ.
На третьем этапе, на подступах к политической вершине общества, служба аналитической разведки должна взять на себя некоторую часть поисковой, аналитической, концептуальной, "влиятельной" и пр. работы в интересах поддерживаемых ею людей. Замаскировать поддерживаемых перспективных деятелей среди того контингента, с которым служба аналитической разведки контактирует так или иначе по роду своих основных занятий, - задача не очень сложная.
В указанной работе возможен также нулевой этап: обеспечение создания в стране условий, которые способствуют появлению людей со здравым мышлением, творческими способностями, патриотической ориентацией и т. п. Это достигается через формирование определенной школьной программы, обеспечение популярности определенной категории книг, влияние на характер информации, распространяемой через СМИ. Результаты усилий такого рода проявляются через 5-15 лет.