Аналитическая разведка и официальная идеология

Аналитику читать оппозиционную прессу обычно гораздо интереснее, чем официозную.

Руководствование официальной идеологией в аналитической разведке отрицательно сказывается на качестве работы. Официальная идеология не может не быть упрощенной: во-первых, потому что она массовая, то есть рассчитанная на усвоение ее средним человеком; во-вторых, потому что она представляет собой соединение кусков разного происхождения, компромиссный продукт творческих усилий множества разработчиков. Аналитиками особо высокого уровня могут быть только вольнодумцы.

Пренебрежение официальной идеологией не означает пренебрежительного отношения к государству. Эта идеология - лишь инструмент государства, заменяемый по мере надобности, а не какая-то священная "основа". Аналитическая служба - не инструмент, а орган государства. Она "первичнее" официальной идеологии и даже может участвовать в ее разработке.

Определение круга интересов

При выработке своей стратегии руководство АР и службы влияния должно в первую очередь определиться в том, какую долю ответственности за положение в стране и в мире взять на себя и в какую сторону изменять состояние общества. Только после этого уяснится круг интересов и диапазон приемлемых средств.

В. Плэтт ("Информационная работа ...", стр. 36):

"Одна из главных трудностей информационной работы стратегической разведки состоит в том, чтобы (...) установить, где должна проходить граница интересов стратегической разведки." "Необходимо уметь не разбрасываться, проявлять трезвость суждений и сосредоточивать внимание на важнейших проблемах."

Если службой АР проведена значительная работа на стратегическом уровне, то существенно облегчается оценивание различных феноменов и выработка рекомендаций на уровне тактическом.

Руководству АР и службы влияния при планировании работы следует исходить не из выделенных для этой работы ресурсов, а из оценки своей способности организовать работу, а значит, и способности привлекать ресурсы дополнительно.

Основные области интересов АР:

- центры влияния: правительства, партии, крупные предприятия и т. п.;

- лидеры;

- ключевые агенты влияния;

- массовое сознание: представления, настроения, идеологии, поветрия, слухи;

- политические события, мероприятия, общественные движения;

- экономические процессы, события, мероприятия;

- социальная организация, организационный потенциал;

- вооруженные силы, военные приготовления;

- охранные учреждения;

- научные, идеологические, пропагандистские центры;

- прикладные исследования и разработки;

- фундаментальные исследования;

- окружающая среда, естественные ресурсы, стихийные факторы,

- природоохранная деятельность.

Социальные условия, обеспечивающие эффективность аналитической разведки

Следует заботиться о том, чтобы все лучшие заграничные публикации были доступны (отчасти в переводах) слою отечественных интеллектуалов, подпитывающему службу АР идеями, технологиями, кадрами.

Относительная творческая свобода в стране, наличие конкурирующих центров социальных исследований благоприятствуют работе АР, так как позволяют ей использовать посторонние разнообразные мнения, заимствовать и дорабатывать чужие идеи и технологии, переманивать кадры, а также вынуждают быть не хуже конкурентов.

Использование посторонних специалистов

Преимущество стороннего консультанта может быть в том, что он не опасается разойтись во взглядах с местным начальством или с местными специалистами, и мыслит в парадигме, которая отличается от сложившейся у штатных сотрудников, долго работающих в одном учреждении.

Одна из причин официального использования службой АР внешних консультантов - стремление снять с себя ответственность за качество концептуальных или прогнозных документов: получается, что, стремясь к наивысшему качеству продукта, служба не ограничилась собственными кадрами, а привлекла им в помощь лучших специалистов со стороны. В этом случае из посторонних людей выбирают не тех, кто сообразительнее, а тех, кто титулованнее, кто в глазах руководства страны представляет "цвет науки".

Стратегия сбора сведений

Более или менее доступных данных, попадающих в область интересов АР, почти всегда имеется много больше, чем служба АР в состоянии собрать, сохранить, систематизировать. Но данных по ключевым проблемам, как правило, не хватает.

Данные можно собирать впрок или под конкретные задачи.

Выгоды сбора данных впрок:

1) возможность получения быстрого ответа при возникновении потребности в информации;

2) меньшая зависимость от состояния каналов передачи данных в критических обстоятельствах;

3) возможность формулирования новых существенных проблем при предварительном анализе собранных впрок материалов.

Следует собирать ...

1) данные о данных: указывающие, где какие данные можно получить;

2) справочные данные, то есть своды однотипных кратких сообщений, более или менее полно охватывающие целые предметные области;

3) разрозненные данные о существенных предметах.

Не следует собирать ...

1) легкодоступные данные из национальных источников - достаточно защищенные от повреждения или существующие в большом количестве копий;

2) быстро устаревающие данные, не имеющие прямого отношения к решаемым задачам.

Наши рекомендации