Графический информационный блок

Графические блоки могут быть двух типов – информационные и вспомогательные. Разница между ними очень проста. Информационный графический блок необходим для адекватного восприятия слайда, вспомогательный – желателен. Вспомогательный графический блок описан ниже, информационный графический блок может выполнять три функции.

1. Нести самостоятельную информацию. В этом случае, для адекватной передачи информации, слайд может содержать только графический блок (сопровождаемый пояснениями докладчика или подписью). Таким графическим блоком может быть, например, репродукция картины, диаграмма, фотография образца продукции, портрет и т.п.

2. Иллюстрировать информацию слайда. В этом случае графический блок сопровождает текстовый или другой графический блок. Примером такого блока может быть, например, фотография образца продукции в сочетании с ее описанием.

3. Быть основой композиции слайда. Эту функцию легче объяснить на примере – представьте себе, что вы сравниваете на слайде, характеристики двух устройств. И помещаете эти характеристики на чаши весов. Вот эти самые весы и будут основой композиции слайда.

Главное в информационном графическом блоке (при условии, что он выполняет одну из первых двух функций) – это возможность изучить его в деталях. С чем бы вы не работали – с диаграммами, схемами, фотографиями – каждый значимый компонент графического объекта должен быть хорошо виден пользователю.

Для блока, являющегося композиционной основой слайда главное – не перемудрить. И всегда помнить, что вы и конечный потребитель презентации – это совершенно разные люди. Образ, кажущийся вам очевидным, может быть совершенно не понят слушателями. Так что оперируйте, по возможности, универсальными образами – теми же весами.

Графический вспомогательный блок

Провести грань между информационным и вспомогательным графическими блоками иногда бывает достаточно сложно. Простой критерий – оценка того, как повлияет исключение графического блока на информацию на слайде – весьма субъективен и в каждом конкретном случае зависит от мнения каждого конкретного человека. Будем считать, что проведение этой грани в наших силах и обратимся, собственно, к вспомогательным графическим блокам.

Таковые блоки могут выполнять на слайде следующие функции.

1. Сопровождение текстового блока. Функция полностью совпадает с иллюстративной функцией информационного графического блока и отличается лишь значимостью для слайда той информации, что содержит фотография, диаграмма и т.п.

2. Сопровождение информационного графического блока. Если графический информационный блок содержит, например, фотографию автомобиля, то вспомогательные графические блоки могут содержать его фотографии с разных сторон, с открытыми дверьми и т.п.

3. Создание эмоционального фона слайда. В этом случае вспомогательный графический блок может содержать абстрактное или конкретное (для данной аудитории) эмоциональное изображение. Его основной задачей будет «эмоциональное провоцирование» аудитории, подобное тому, что реализуется в телевизионных шоу хохотом или свистом за кадром.

4. Создание информационного фона слайда. Другими словами можно сказать, что в данном случае вспомогательный графический блок используется «для красоты». Часто в таких блоках возникает необходимость, когда графический материал, непосредственно связанный с содержанием слайда отсутствует, но без иллюстраций слайд выглядит не очень привлекательно. В этом случае в него и добавляются «фоновые картинки». Следует лишь помнить, что при создании информационного фона не следует сильно увлекаться абстракциями – его связь с содержанием слайда должна быть хоть и косвенной, но очевидной слушателям.

Это свойство (очевидная связь с содержанием слайда) можно определить как главное для вспомогательного графического блока.

Подпись

Подпись неразрывно связана с графическими информационными блоками и ее назначение очевидно. Подпись может быть краткой или развернутой.

В первом случае подразумевается, что все необходимые комментарии к графическому блоку может дать докладчик (и подпись нужна только для сообщения слушателям самой существенной информации о графическом блоке) или эти комментарии просто не нужны. Это может быть, например, модель автомобиля, название и период исследования, имя президента и т.п.

Развернутые подписи используются в презентациях, рассчитанных на самостоятельный просмотр пользователями или в качестве подсказки докладчику. Помимо очевидных качеств (краткости и точности), подпись должна быть читаемой. Это очень существенно, так как для подписей часто выбираются мелкие шрифты, не всегда позволяющие пользователю комфортно воспринимать информацию.

Мультимедийный блок

Это, естественно, звуковой или видеофрагмент, несущий информационную нагрузку. Элементарный пример – отрывок музыкального произведения или фильма. Мультимедийные блоки весьма многофункциональны и могут быть чрезвычайно эффективны. Вот только несколько вариантов их использования.

1. Для выделения какого-либо информационного блока. Например, вы сравниваете свой продукт с продуктами-конкурентами. Последние представлены в презентации иллюстрациями, а ваш продукт – небольшим видеофрагментом.

2. Для озвучивания презентации, предназначенной для самостоятельного просмотра пользователем.

3. Для озвучивания части презентации – например, приведения звуковой цитаты их президента «на фоне» его портрета.

4. Для прямой демонстрации какой-либо информации (уже приведенные примеры с фрагментом фильма или музыкального произведения).

5. Мультимедийные блоки могут использоваться на слайдах-заголовках и слайдах-заключениях, для достойного начала и не менее достойного завершения презентации.

6. Для демонстрации возможностей разработчиков. В этом случае мультимедийные блоки могут размещаться на слайдах даже в том случае, если они там особо не нужны с информационной точки зрения.

Важнейшим свойством мультимедийного блока является скорость и качество его работы в составе презентации. С этой точке зрения наличие большого количества мультимедийных блоков в презентации нецелесообразно, так как может значительно замедлить ее работу.

Следует отметить, что в некоторых типах презентаций использование мультимедийных блоков (в первую очередь – звуковых) сильно ограничено. В первую очередь это касается презентаций, которые просматриваются аудиторией на нескольких компьютерах (учащимися в компьютерном классе, например). Добиться синхронной демонстрации таких презентации затруднительно, и вы можете оказаться в ситуации, когда компьютеры будут по очереди издавать звуки, впустую расходуя время и отвлекая слушателей от самой презентации. Также осторожно следует использовать звуковые фрагменты в презентациях, сопровождаемых докладчиком. Правило озвучивания таких презентации должно быть очень простым – в каждый конкретный момент времени звуки исходят только из одного источника (из презентации или от докладчика).

Особое внимание мультимедийным блокам следует уделять в том случае, если создаваемая презентация будет записываться на компакт-диск и демонстрироваться на компьютерах, мощность которых вам неизвестна. Может оказаться, что встроенный в презентацию мультфильм, который на вашем компьютере смотрелся очень хорошо, на компьютере пользователя будет ил некачественно воспроизводиться, либо очень долго загружаться.

Вывод (концовка слайда)

Концовка слайда часто является более важной, чем его заголовок. По известному принципу «Запоминают последнее». Она может выполнять следующие функции.

1. «Перекличка» с заголовком. В этом случае заголовок и концовка образуют своего рода «смысловые скобки» слайда. В идеале (который в данном случае достижим), только их прочтение должно давать пользователю представление о содержании слайда, а чтение всех заголовков и концовок презентации – представление о содержании всей презентации.

2. Логическое завершение текущего слайда. Это завершение может быть либо просто кратким повторением всего содержания слайда (своего рода резюме), либо последней частью содержательной информации слайда – самой яркой и запоминающейся.

3. Логический переход к следующему слайду. Последний пример весьма эффективно иллюстрирует именно эту функцию концовки. Важно отметить, что в линейных презентациях связь концовки текущего слайда и заголовка следующего – очень эффективный способ сохранения целостности презентации, без которого часто невозможно обойтись. В нелинейных презентациях, напротив, построение таких связей затруднено.

Особенностью концовки слайда является то, что она может (а скорее даже должна) в любых презентациях совмещать первую и вторую, а в линейных – все три перечисленные функции.

Удобно строить концовку слайда, представляя вводные слова, которые может сказать докладчик, озвучивая финал. При этом сами эти вводные слова помещать на слайд вовсе необязательно – они не несут особой смысловой нагрузки и засорять ими презентацию не стоит. Эти вводные слова могут быть, например, следующими.

1. «Таким образом».

2. «Короче говоря».

3. «Обратите внимание».

4. «Но вопреки всему этому».

5. «Тем не менее».

6. «Но почему!?»

7. «Что делать?»

8. «И это еще не все».

9. «А давайте!»

10. «И еще».

11. «Было бы странно».

И так далее, и тому подобное. Если вам не удается связать концовку слайда с его содержанием подобным логическим переходом, то или концовку или содержание необходимо перерабатывать.

Исходя из всего вышесказанного, основными качественными характеристиками концовки слайда является ее логическая связь со всем содержанием слайда и запоминаемость. Которая, в свою очередь, может быть достигнута разными способами – от изысков с формулировкой до способа визуализации.

Цитата

Цитата – это совершенно не значимый, но очень ценимый в некоторых аудиториях (в академической, например) элемент слайда. Цитата часто используется в качестве заголовка, подзаголовка, концовки или текстового блока слайда. В этом случае ее функции полностью совпадают с функциями перечисленных элементов.

Однако часто цитата может выполнять еще две функции.

1. Представления докладчика, как человека исключительно эрудированного. В этом случае цитата оформляется отдельно и служит отвлеченным дополнением к слайду. К такой цитате не следует обращаться во время доклада – пусть слушатели прочитают и оценят ее самостоятельно.

2. Заглушки. Иногда (в случае краткости содержательной информации) возникает необходимость «заполнить пустое место». Цитата может помочь сделать это.

По возможности, цитату следует подбирать быть либо исключительно точную, либо из известного и признанного в аудитории авторитета.

Самым важным качеством цитаты является ее понятность аудитории. Во всех смыслах. Аудитория должна понимать связь цитаты с содержанием слайда и иметь возможность адекватно воспринять цитату. Исходя из второго требования, следует избегать цитат на иностранных языках (если только презентация не рассчитана на подготовленную аудиторию). Мало того, что в этом случае вам придется возиться с переводом (который или займет место на слайде или время доклада), так еще и аудитория может весьма спорно отнестись к подобному «умничанью». Если же вы все-таки используете английский или латынь (другие языки используются гораздо реже) – десять раз проверьте свою цитату по словарям и цитатникам. Чтобы, пытаясь блеснуть, не опозориться.

Следует отметить, что аудитория одобрительно реагирует на цитаты из одиозных личностей: Ленина, Сталина, Мао, Хусейна, Кастро. С такими цитатами, правда, важно не перегнуть палку – не следует цитировать американцам Бин Ладена.

Элементы оформления слайда

Графический фон

Несмотря на богатые возможности, предоставляемые разработчику современными графическими и презентационными пакетами, функция фона остается очень простой и совершенно очевидной. На идеальном слайде фон должен помогать восприятию информации. На просто качественном слайде – не мешать.

Фон может использоваться в качестве дополнительного (а иногда – и единственного) источника информации. Изменением фона можно привлечь внимания пользователя (об этом – чуть ниже).

Фон слайда может быть реализован одним из следующих очевидных способов.

1. Одним изображением.

2. Узором.

3. Заливкой.

4. Одним цветом.

Подробнее варианты реализации фона будут рассмотрены ниже – в разделе, посвященном дизайну слайдов.

Звуковой фон

В презентациях, не рассчитанных на сопровождение докладчиком, звуковой фон может быть весьма эффективным дополнением. Основные функции, которые сожжет выполнять звуковой фон, таковы.

1. Создавать определенный эмоциональный настрой.

2. Задавать темп презентации.

На протяжении презентации фон может меняться и, соответственно, изменять и эмоциональный настрой и темп презентации. В принципе, звуковой фон может меняться на каждом слайде, но такое «мельтешение» едва ли будет комфортно восприниматься аудиторией.

Если звуковой фон построен на основе повторяющегося музыкального фрагмента, то спустя достаточно непродолжительное время он может порядком надоесть аудитории и начать ее раздражать. Чтобы избежать такой ситуации следует просто несколько раз просмотреть и прослушать готовую презентацию.

Если вы создаете презентацию на достаточно мощном компьютере и планируете, например, ее запись на компакт-диск и демонстрацию на других компьютерах, мощность которых вам не известна, обратите внимание на те части презентации и отдельных слайдов, в которых звуковой фон совмещается со сложными и ресурсоемкими графическими эффектами. Если на компьютере у конечного пользователя ваша презентация начнет «заикаться» - это не доставит ему особой радости.

Для звукового фона справедливым остается правило, сформулированное выше для графического фона – он должен не мешать и, по возможности, помогать восприятию презентации.

Колонтитулы

Колонтитулы – это текстовые или графические объекты, повторяющиеся на каждом слайде. Определить их функции в презентации достаточно тяжело. Однако они очень широко используются в печатных изданиях и оттуда механически переносятся в презентации, несмотря на совершенно разную динамику подачи информации в печати и в презентации.

Колонтитулы могут содержать, например, следующую информацию.

1. Название презентации.

2. Название раздела презентации.

3. Название слайда.

4. Дату.

5. Время.

6. Номер слайда.

7. Имя автора презентации.

8. Координаты автора.

9. Информацию о заказчике.

10. Информация о разработчике.

Наиболее разумно в колонтитулах использовать название презентации и текущей темы.

Номера слайдов требуются весьма редко (особенно, если в презентации есть оглавление) – однако от стереотипа «нумерации страниц» часто бывает весьма непросто отойти.

Дату и время в слайды чаще всего вставляют только потому, что существует такая возможность – на самом деле они совершенно не нужны. Имя и координаты автора лучше разместить на заголовке и заключении презентации. Название слайда – в его заголовке (и незачем его дублировать).

Информацию о заказчике следует добавлять только по настоянию последнего. Информацию о разработчике – при сильном желании похвастаться. На самом деле и та и другая информация совершенно адекватно будет воспринята аудиторией, будучи размещенной в заголовке или заключении презентации.

Разделители

Разделители служат для визуального разделения информационных элементов слайда и являются эффективным средством формирования информационной структуры слайда.

В качестве разделителей чаще всего используются прямые или ломаные линии и пустые места.

Соединители

Соединители служат для обозначения логической связи между различными элементами слайда. В качестве соединителей используются прямые линии, ломаные линии и стрелки.

Примитивы

Примитивы – это графические элементы, оформляющие текстовую и графическую информацию на слайде и облегчающие ее восприятие. Основным типами примитивов являются прямоугольники (рамки) и производные от них фигуры.

Гораздо реже для оформления информационных блоков на слайде используются окружности и дуги (что может сделать их использование чрезвычайно эффектным и эффективным). Для использования других геометрических фигур в качестве примитивов (например, для того, чтобы разметить в них текст) должны быть очень веские причины. Подробнее об этом – далее, в разделе о дизайне слайдов.

Излишества

Под излишествами понимаются элементы слайда, не несущие никакой информационной нагрузки, но реально или мнимо украшающие слайд. Их полезность для слайда очевидна из названия.

Основной функцией излишеств, безусловно, является демонстрация возможностей разработчиков презентации. Как и всякое украшение, адекватно воспринимаются аудиторией только в том случае, если и все остальные компоненты презентации выполнены на высоком уровне. В противном случае любые украшения слайда будут только раздражать пользователей.

Как и всякий «хвастовской» элемент, излишества таят в себе опасность чрезмерного ими увлечения. Например, в стремлении произвести на пользователей неизгладимое впечатление, разработчики могут размещать на слайдах ненужные видеофрагменты, звуковые эффекты, и прочую мишуру. Если вы все-таки решите украсить слайды вашей презентации, ограничьтесь графическими объектами. Ну, может быть, с небольшой анимацией.

Наши рекомендации