Факторный анализ полученных данных и интерпретация результатов

В результате факторного анализа структуры интегральной индиви­дуальности студентов с первым типом ценностных ориентации (цен­ности личной жизни) было выявлено 2 значимых фактора, вобравших себя 44,9% общей дисперсии.

Таблица 5

Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов с первым типом ценностных ориентации

Уровень интегральной индивидуальности     Фактор
Сила процессов возбуждения 0,789136* 0,245526 -0,170931 0,286508
Сила процессов торможения 0,455688 0,390389 -0,162625 - 0,017466
Подвижность нервных процессов 0,694825* - 0,039035 0,125715 0,048175
Эргичность 0,552154* 0,223429 - 0,420009 0,473330
Социальная эргичность 0,689575* 0,106495 0,369690 - 0,383992
Пластичность 0,859956* 0,102985 - 0,070202 -0,006141
Социальная пластичность 0,379479 -0,179013 0,358869 0,084567
Темп 0,520199* -0,111884 0,485127 0,357600
Социальный темп 0,556967* 0,068589 0,198138 - 0,086389
Эмоциональность -0,416781 0,113123 0,278415 0,580446
Социальная эмоциональность -0,610532* -0,036176 0,407803 0,266487
Авторитарность 0,682728* -0,439411 -0,169825 0,108742
Эгоистичность 0,549544* - 0,634077* 0,083257 0,167274
Агрессивность 0,032275 -0,801902* 0,047175 0,112195 "
Подозрительность - 0,404889 -0,588335* 0,069470 - 0,020069
Подчиняемое гь - 0,472656 0,465221 - 0,248300 0,232607
Зависимость -0,444926 0,221464 0,307145 0,117684
Дружелюбие 0,209107 0,745503* 0,520651 -0,170071
Альтруистичность 0,247242 0,447631 -0,010571 0,129967
Собственное значение фактора 5,589214 2,955396 10,506692 10,173234
% объясняемой дисперсии 0,294169 0,155547 0,079300 0,061749

* — значимая факторная нагрузка (р>0,5).

В первый фактор вошли показатели всех трех уровней интеграль­ной индивидуальности: нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамическо­го (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, соци­альный темп, социальная эмоциональность) и межличностного (авто­ритарность, эгоизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,78), подвижность нервных процессов (0,69), социальная эргичность (0,68), пластичность (0,86) и авторитарность (0,68). Представленность в фак­торе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуаль­ности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, что, в свою очередь, указывает на развитую и гармоничную структуру ин­тегральной индивидуальности у студентов с первым типом ценност­ных ориентации, высоко ценящих личную жизнь и личное счастье.

В составе первого фактора оказались следующие качества: сила не­рвного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, стремление к лидерству, общи­тельность, высокая переключаемость, темп и социальный темп, авто­ритарность и эгоизм. Данный фактор является фактором силы, по­скольку в нем доминируют авторитарность и эгоизм как основные черты поведения, которые сопровождаются отрицанием эмоциональ­ности в социальном поведении, снижением чувствительности к оцен­кам со стороны, критике и чужому мнению.

Высокие показатели социальной эргичности (потребность в соци­альных контактах, общительность) в данной группе студентов соответ­ствуют типу ценностных ориентации, так как среди значимых ценно­стей у этих студентов присутствует общение (наличие друзей). Однако отрицательный показатель социальной эмоциональности, то есть эмо­циональной чувствительности к оценкам окружающих людей, к кри­тике со стороны, говорит, скорее всего, об узости круга общения дан­ной группы студентов. Для них важно безоценочное общение, которым как раз и является общение с друзьями.

Второй фактор, выявленный в группе студентов с первым типом ценностных ориентации, имеет частичную насыщенность и является оценочным. В него вошли показатели только межличностного уров­ня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,63), агрессив­ность (0,80), подозрительность (-0,58) и дружелюбность (0,74). На положительном полюсе располагается дружелюбность, что говорит о способности студентов первой группы к доброжелательному отноше­нию в поведении, гибкости при решении проблем, умении располо­жить к себе человека; противоположный полюс указывает на отри­цание агрессивных тенденций в поведении и на отсутствие подозрительности.

Таким образом, факторный анализ структуры интегральной инди­видуальности студентов с ориентацией на ценности личной жизни об­наружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуаль­ности (полная насыщенность первого фактора), а также выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди вторых наибольшее значение имеют такие качества, как авторитар­ность и эгоистичность в поведении и низкая чувствительность к кри­нке и оценкам со стороны социального окружения.

В первый фактор, так же как и у предыдущей группы студентов, вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: Нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, соци­альная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, эмоциональ­ность) и межличностного (авторитарность, альтруизм). Наиболее вы­сокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,82), подвижность нервных процессов (0,77), темп (0,77) и социальный темп (0,61). Представленность в факторе зна­чимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, то есть структура интегральной индивидуальности у студентов со вторым ти­пом ценностных ориентации (с ориентацией на ценности самореали­зации) развита и гармонична.

Таблица 6

Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов со вторым типом ценностных ориентации

Уровень интегральной индивидуальности Фактор
   
Сила процессов возбуждения 0,823063* -0,124110 0,181079 0,156664 0,008965
Сила процессов торможения 0,004102 0,198826 0,709119 - 0,026709 -0,002180
Подвижность нервных процессов 0,772719* - 0,269266 0,395841 - 0,077597 -0,076180
Эргичность 0,518082* -0,445698 0,034221 - 0,033882 -0,163162
Социальная эргичность 0,571342* - 0,096961 - 0,024985 -0,307119 0,090406
Пластичность 0,551621* - 0,078684 - 0,038202 - 0,032985 - 0,052002
Социальная пластичность 0,226994 -0,367248 -0,598164 - 0,054941 0,249970
Темп 0,775834* - 0,334049 -0,101986 -0,138373 - 0,036223
Социальный темп 0,615987* -0,333514 -0,212948 - 0,046861 -0,120193
Эмоциональность -0,556551* - 0,480269 0,290847 - 0,087978 0,138132
Социальная эмоциональность - 0,285459 -0,418944 0,311345 - 0,296306 -0,033539
Авторитарность 0,521139* - 0,202592 0,411835 0,304065 0,303182
Эгоистичность 0,434293 -0,622218* 0,129487 0,462527 0,051781
Агрессивность -0,247130 - 0,427434 - 0,348384 0,235718 0,607207
Подозрительность - 0,434736 -0,390717 0,199942 -0,078653 0,467638
Подчиняемость -0,290184 -0,460951 -0,049901 - 0,639599 -0,198221
Зависимость 0,219977 0,167701 0,282486 - 0,390955 0,324683
Дружелюбие 0,402470 0,711541* 0,013937 -0,320156 0,468009
Альтруистичность 0,551427* 0,557035* -0,301599 -0,219601 0,116538
Собственное значение фактора 4,906708 2,952920 1,811827 1,328527 1,201147
% объясняемой дисперсии 0,258248 0,155417 0,095359 0,069922 0,063218

* — значимая факторная нагрузка (р>0,5).

Первый фактор составили сильные качества — сила нервного воз­буждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельно­сти и социальных контактах, общительность, предметная пластичность, темп и социальный темп, авторитарность и альтруизм. Данный фак­тор является фактором силы, где доминируют авторитарность и альт­руизм как основные черты поведения, которые не противоречат друг другу, так как авторитаризм представляет собой уверенность в себе, спо­собность брать на себя ответственность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей, а альтруизм характеризуется стрем­лением заботиться о других, проявлять сострадание, сочувствовать, а также выказывать высокую ответственность по отношению к людям. Для данной группы также характерны очень высокие показатели тем­па и социального темпа, что соответствует типу ценностных ориента­ции этой группы. Например, ценность «активная деятельная жизнь» предполагает высокий темп деятельности и общения.

Второй фактор в группе студентов с ориентацией на ценности са­мореализации имеет частичную насыщенность и является фактором оценки. Он представлен свойствами только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,62), дружелюб­ность (0,71) и альтруизм (0,55). Из всех показателей во втором факторе доминирует дружелюбность как стиль поведения — она расположена на положительном полюсе и имеет высокую факторную нагрузку. По данным факторного анализа такой стиль поведения у студентов вто­рой группы осуществляется посредством снижения эгоистичности. Чем выше у этих студентов альтруистичность и дружелюбность, тем менее эгоистично их поведение.

Таким образом, факторный анализ структуры интегральной инди­видуальности студентов с ориентацией на ценности самореализации также обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру ин­дивидуальности (полная насыщенность первого фактора) и выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди которых наибольшее значение имеют авторитарность и альтруистичность в поведении. Кроме того, для данной группы студентов характерны высокие показатели темпа деятельности и общения, что в общем соответствует типу ценностных ориентации.

В результате факторизации данных в обеих группах студентов были Обнаружены как ортогональные, так и облические межфакторные связи свойств интегральной индивидуальности. Большинство связей имеет ортогональный характер (одни и те же показатели принадлежат толь­ко одному фактору). Однако были обнаружены и облические структу­ры связей и у студентов с ориентацией на ценности личной жизни, и у студентов с ориентацией на ценности самореализации. В первой груп­пе в оба значимых фактора вошел показатель межличностного уровня интегральной индивидуальности — эгоистичность, а во второй — аль­труистичность. Ортогональные структуры сужают и ограничивают воз­можности человека, а облические структуры много-многозначны и; обладают гибкостью и пластичностью приспособления к изменяющим­ся условиям ситуации. Таким образом, наличие облических структур винтегральной индивидуальности в студенческом возрасте подчерки­вает достаточно высокую степень приспособления студентов к соци­альной ситуации, их адаптивность в поведении.

Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что интег­ральная индивидуальность студентов с разными типами ценностных ориентации отличается особенностями структуры, влияние типа цен­ностных ориентации на формирование структуры интегральной ин­дивидуальности прослеживается достаточно отчетливо.

Для выяснения характера разноуровневых связей в структуре ин­дивидуальности был проведен корреляционный анализ показателей изучаемых уровней индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации.

Корреляционный анализ данных показывает наличие различий в характере межуровневых связей, что позволяет делать выводы о влия­нии типа ценностных ориентации на формирование индивидуальнос­ти в студенческом возрасте.

Результаты корреляционного анализа межуровневых связей в струк­туре индивидуальности студентов с разными типами ценностных ори­ентации представлены в таблицах 7 и 8.

Таблица 7

Показатели корреляционных связей в структуре интегральной индивидуальности студентовс первым типом ценностных ориентации

  ЭР СЭр пл т ст сэ АВ эг ПО ПЧ АЛ
нв 0,69 0,44 0,69   0,43 -0,46 0,42 0,47 -0,53   0,44
нт     0,43             -0,55  
пж   0,53 0,61 0,44 0,46   0,56 0,51 -0,50    
ЭР                   0,48  
СЭр                   -0,41  

Условные обозначения: показаны только значимые межуровневые корреляци­онные связи; НВ — сила процессов нервного возбуждения; НТ — сила процессов нервного торможения; ПЖ — подвижность нервных процессов; ЭР — эргичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластич­ность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — соци­альная эмоциональность; АВ — авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — аг­рессивность; ПО — подозрительность; ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ — альтруистичность.

В целом для группы студентов с первым типом ценностных ориен­тации (преобладают ценности личного счастья — здоровье, любовь, семья, материально обеспеченная жизнь) характерно наличие досто­верных зависимостей между всеми тремя уровнями интегральной ин­дивидуальности (нейродинамическим, психодинамическим и социаль­но-психологическим).

Среди корреляционных связей в первой группе студентов выделя­ются многочисленные значимые положительные зависимости автори­тарности и эгоизма с показателями нейродинамического и психодина­мического уровней индивидуальности и отрицательные связи подчиняемости с показателями тех же уровней. Авторитарность в дан­ной группе студентов положительно связана с силой процессов возбуж­дения, подвижностью нервных процессов, эргичностью, пластичностью и отрицательно — с эмоциональностью (эмоциональной чувствитель­ностью к результатам деятельности, к неудачам в работе). Эгоистичность имеет только положительные значимые корреляции с подвижностью нервных процессов, с пластичностью и темпом. Подчиняемость как противоположное авторитарности свойство связана с показателями ней­родинамического и психодинамического уровней индивидуальности отрицательно, что еще раз подтверждает доминирование в структуре индивидуальности этой группы студентов таких свойств, как эгоистич­ность и авторитарность. Эти свойства личности не противоречат ориен­тации на ценности личной жизни, личного счастья, так как люди, высо­ко ценящие личное счастье, личную жизнь, чаще всего немного эгоистичны и стремятся к власти. Им свойственна активная позиция в Достижении жизненных целей, о чем и свидетельствуют результаты кор­реляционного анализа (авторитарность и эгоизм значимым образом кор­релируют с «сильными» свойствами нейродинамического и психодина­мического уровней интегральной индивидуальности, а подчиняемость связана с ними обратной зависимостью).

Результаты корреляционного анализа данных, полученных во вто­рой группе студентов, то есть у лиц с ориентацией на ценности самореализации и социального роста, отличаются от данных первой группы.

Таблица 8

Наши рекомендации