IV. Повторение и закрепление.
1. Решение задач.
1) Рассмотрите иллюстрацию в задании 11 на с. 15 учебника и придумайте задачу.
В двух пакетах 15 пряников. Во втором пакете – 7 пряников. Сколько пряников в правом пакете?
– Изобразите фишками. Каждая фишка – это пряник, лежащий в пакетах. Сколько фишек перед вами? (15.)
– Сколько пряников во втором пакете? (7.)
– Отсчитайте 7 фишек и отодвиньте вправо.
– Сколько фишек перед вами? (8.)
– Сколько пряников в первом пакете? (8 пряников.)
– Как нашли 8? (15 – 7 = 8.) Запишите. (Запись на доске.)
2) – Рассмотрите иллюстрацию в задании 12 на с. 16 учебника и придумайте задачу.
В первом букете было 5 роз, во втором столько же. Сколько роз в двух букетах?
– Что значит столько же? (Это 5 роз.)
– Сколько же роз в двух букетах? (10.)
– Как нашли? (5 + 5 = 10; 5 · 2 = 10.)
2. Работа над геометрическим материалом.
1) Выполнение задания 13 на с. 16 учебника.
– Как называется фигура? (Прямоугольник.)
– На какие фигуры разбит прямоугольник? (На треугольники.)
– На сколько треугольников разбит? (На три.)
– Определите номер треугольников слева.
– Как это сделали? (По размеру.)
Учащиеся под руководством учителя расставляют номера.
2) Выполнение задания 14 (с. 16) по учебнику.
– Назовите геометрические фигуры. (Отрезок, треугольник, квадрат, куб, окружность и т. д.)
3. Самостоятельная работа 10, с. 15. Самопроверка.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Урок 64
Вычитание числа 0
Цели: научить вычитать 0 из любого числа; выяснить, что произойдет с числом, если из него вычесть 0.
Оборудование: учебник, линейка, тетрадь, фишки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа в парах.
Решение примеров:
5 + 0 0 + 8 12 + 0
7 + 0 0 + 10 14 + 0
– Какое правило вы вспомнили, когда решали данные примеры? (Опросить нескольких учащихся.)
Ответ: число не изменится, если к нему прибавить 0.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока.
– Ребята, сегодня вы понаблюдаете, что может произойти с числом, если из него вычесть 0. Что сегодня на уроке вы хотели бы узнать, взять себе на заметку? (Научиться вычитать из числа 0; узнать, по какому правилу вычитать 0 из чисел, и т. д.)
2. Работа по учебнику с фишками.
Задания:
1) Положите перед собой 5 красных фишек. Уберите 0 фишек. Сколько осталось?
2) Положите 10 зеленых фишек, уберите 0. Сколько осталось?
3) Откройте учебник на с. 17, задание 1.
– Кто объяснит, как, используя линейку, из шести вычесть 0? (Я найду на линейке цифру 6. Вычесть – это значит нужно отсчитывать влево. Ноль – это ничего, значит, ни одного шага влево отступать не нужно. Я останусь на цифре шесть, значит, из 6 вычесть 0 – получится 6.)
Опросить нескольких учеников. Аналогично учащиеся рассуждают при решении примера 2 – 0 = 2.
4) Выполните задание 2 устно, с объяснением, используя линейку.
– Что вы заметили в решении данных примеров? (В ответе получается то же число, из которого вычитали 0.)
– Какой бы вы сделали вывод, какое ввели правило?
(Если из числа вычесть 0, то получится то же число.)
5) Сейчас, ребята, вы поупражняетесь в применении правила. Вы будете экспертами работы Маши, которую она выполнила в задании 4. Как вы думаете, верно или неверно решила примеры Маша? (Разбирается каждый пример, выслушивается мнение каждого ученика с доказательством и выводом.)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил – квадрат.
И стол – квадрат, и стул – квадрат,
И на стене плакат – квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая – квадрат,
Стоят там кони и слоны, фигуры боевые.
КВАДРАТ – четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.
IV. Первичное закрепление нового материала.
Работа в тетради.
1) Выполнение задания 1 самостоятельно.
– Оцените себя по следующей системе:
Красный кружок – я посчитал все примеры верно, не допустил ошибки.
Желтый кружок – я сомневаюсь, все ли верно я сделал.
Учитель проверяет работы в конце урока, рядом ставит свои кружки.
2) Выполнение задания 2.
– Подчеркните те примеры, в которых можно выполнить действия.
Выслушиваются мнения учащихся, доказательства.
3) Дидактическая игра «Кто первый?»
Описание. На доске записаны примеры на ± 0 в два столбика для каждого ряда. Каждый ряд – это команда. Чья команда первая сосчитает все примеры, та и будет победителем.
V. Итог урока.
– Урок закончен. Ответили ли вы на свои вопросы, которые задавали в начале урока? Что нового вы узнали, что взяли для себя на заметку? Что хотели бы еще узнать?
Урок 65
Повторение по теме
«Свойства арифметических действий»
Цель:повторить и закрепить знания свойств сложения и вычитания, умение их применять при решении числовых выражений.
Оборудование:учебник, тетрадь, линейка, цветные карандаши, мяч.
Ход урока
I. Организационный момент.