V. Игра «Определи курс движения самолета».
Дидактическая цель. Учить составлять примеры по ответу, воспроизводить порядок чисел при счете и определять направление движения самолета.
Средства обучения. Рисунок с изображением самолета.
Содержание игры. Учитель обращается к детям: «Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного населенного пункта в другие, обозначив каждый пункт маршрута своим номером. Самолет должен лететь над городами в порядке следования от меньшего числа к большему.
Номер каждого города записан примером частично – дан только ответ. Чтобы определить номера городов, надо составить примеры по данному ответу. Далее нужно будет показать штрихами (маленькими линиями), как двигался самолет. Для этого мелом сделать круг над городом № 1 и лететь дальше к городам № 2, 3 и т. д., делая над каждым из них круг».
Учитель выступает в роли летчика-командира, а в роли летчиков-курсантов – ученики.
Игровые задания выполняются поэтапно в соответствии с заданиями:
1. Учащиеся шифруют номера поселков (составляют примеры по заданному ответу). С этой целью каждый из них составляет из разрезных карточек пример, вставляя их в наборное полотно. Наиболее сложный пример учитель записывает на доске.
2. Учащиеся по порядку называют номера населенных пунктов от меньшего числа к большему.
3. Учащиеся поочередно показывают пунктирными линиями на доске путь движения самолета.
4. По цепочке дети рассказывают, в каком направлении двигался летчик.
До проведения игры учитель на доске записывает:
+ = 7 + = 10
+ = 8
+ = 9
+ = 5 – = 4
+ = 6 – = 3
– = 1 – = 2
После выполнения игровых заданий на доске появляются следующие записи:
Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин (от дальних пунктов – к ближним, от больших чисел – к меньшим).
VI. Итог урока.
– Какое арифметическое действие записывается знаком «+»?
– Какое арифметическое действие записывается знаком «?»?
Урок 52
СКЛАДЫВАЕМ И ВЫЧИТАЕМ ЧИСЛА
Цели: закреплять умение выполнять сложение и вычитание чисел; совершенствовать умение решать задачи; продолжить формирование навыка сравнения длин отрезков «на глаз» и с помощью линейки.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Какие числа нужно вставить в «окошки»?
2. Сколько отрезков вы видите на каждом рисунке?
3. Сколько треугольников нужно нарисовать в пустых клетках?
II. Сообщение темы урока.
Учитель читает шуточное стихотворение А. Блинова.
Арифметика простая:
Улетела птичья стая.
Это минус. Так считаем,
Так считаем – вычитаем.
Вычитаем мы листву,
Дождик, радугу, траву.
А потом придет черед –
Мы прибавим звонкий лед.
– Тема урока «Складываем и вычитаем».
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
Задание 1 (с. 116).
– Прочитайте данные математические записи.
– Что общего в примерах каждого столбца? (Одинаковый результат в первом и третьем столбцах. А во втором столбике одинаковое второе число при сложении.)
Задание 2 (с. 116).
– Прочитайте математические записи. Сравните их.
– Объясните, как записи разделили на две группы. (В первом столбике выполняется сложение, и в результате получается везде число 10. Во втором столбике выполняется вычитание, и в результате получается везде число 5.)
Задание 3 (с. 116).
– Какое задание приготовил ежик? (Каждое число надо уменьшить на 1.) Выполните вычисления.
– Какое задание приготовила белочка? (Каждое число надо увеличить на 10.) Выполните вычисления.
Задание 4 (с. 116).
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Составьте схему и решите задачу. ( + = , 7 + 2 = 9.)
Задание 5 (с. 117).
– Назовите, кто влетел в рот бегемоту. (Два галчонка, три газели, два бельчонка, восемь шишек, три совы и семь мартышек.)
– Сколько птиц влетело в рот? (Два галчонка, три совы. 2 + 3 = 5 птиц.)
Задание 6 (с. 117).
– Сколько отрезков на чертеже? (4.)
– Определите на глаз, какие отрезки имеют длину больше 1 дм. (Красный и зеленый отрезки.)
– Проверьте с помощью линейки ваши ответы: красный отрезок – 11 см, зеленый отрезок – 13 см, синий отрезок – 5 см, коричневый отрезок – 8 см.
7. Задание 7 (с. 117) с использованием цветных фишек.
– Сколько воздушных шаров у Лиды?
– Сколько шаров Лида отдала Диме?
Запись:
Лида
Дима 3 + 3 = 6.
Ответ: у Лиды стало на 6 воздушных шаров меньше, чем у Димы.
Задание 8 (с. 117).
– Составьте желтые фигуры из четырех «уголков».
– Составьте из четырех «уголков» цветные фигуры. Объясните, как это можно сделать.