Аварийное выключение двигателя
В аварийных случаях для выключения двигателя необходимо перевести РУД в положение МГ, а рычаг останова в положение «ОСТАНОВ», если:
1. Пожар в гондоле двигателя.
2. Загорается табло «ОПАСНАЯ ВИБРАЦИЯ».
3. Выброс пламени (появление факела) или сильного искрения на выходе из реактивного сопла.
4. Резкое повышение температуры газов за турбиной двигателя выше допустимой.
5. Открытие замка или включение реверса двигателя.
6. Падение давления масла на входе в двигатель ниже допустимого предела.
7. Течь топлива или масла.
8. Быстрое падение частоты вращения ротора двигателя (самопроизвольный останов двигателя).
9.Перегрев гондолы двигателя.
10. Движение самолета со стоянки вследствие отказа тормозов или срыва его с упорных колодок при опробовании двигателя на земле.
11. Другие отклонения в работе двигателя.
Предупреждения: а) Запрещается запускать двигатель в полете после аварийного выключения.
б) Если аварийное выключение двигателя произошло случайно, то не позднее чем через 15 мин после остановки произвести запуск двигателя, проработать на режиме МГ 2 мин, на режиме 0,7 номинал — 1 мин и продолжать полет или произвести нормальную остановку двигателя. После этого разрешается нормальная эксплуатация двигателя.
в) При самопроизвольном включении реверсивного устройства на земле необходимо немедленно снизить частоту вращения двигателя до МГ и произвести нормальный останов двигателя для осмотра и устранения дефекта.
Внимание! Запрещается останавливать двигатель топливным (пожарным) краном во избежание выхода из строя агрегатов топливной автоматики, за исключением случая пожара в двигателе.
Эксплуатация двигателя на земле и в полёте
А. После запуска двигателей
(1) Убедиться, что створка ВСУ закрыта.
(2) Прогреть двигатель на режиме МГ в течение 2 мин, проверить параметры работы.
Перед взлётом установить режим 0,7 номинального, прогреть двигатели на этом режиме не менее 1 мин.
При выполнении указанного прогрева суммарное время работы двигателя до выхода на взлётный режим должно быть не менее 5 мин после нажатия кнопки «ПУСК ДВИГАТЕЛЯ».
(3) Если взлёт самолёта выполняется непосредственно после запуска, проработать на режиме МГ 2 мин и 2 мин на режиме 0.7 ном, после чего плавно вывести двигатели на взлётный режим.
При ТНВ +150С (для исключения вступления в работу ВПРТ-44 и некоторого снижения оборотов) перед выходом на взлётный режим разрешается проводить дополнительный прогрев на номинальном режиме в течение 1 мин. При выполнении указанного прогрева суммарное время работы двигателя должно быть не менее 6 мин после нажатия кнопки «ПУСК ДВИГАТЕЛЯ».
Руление самолёта разрешается на любом режиме от МГ и выше.
ВНИМАНИЕ! Если по условиям или требованиям в аэропорту невозможно прогреть двигатели перед взлётом с использованием РРД на 0.7 номинального, разрешается совмещать прогрев с рулением самолёта на старт. В этом случае вывод двигателей на взлётный режим разрешено производить после работы их на МГ в течение не менее 5 мин.
Б. В полёте
Взлётный режим используется до высоты не более 3000 м и время непрерывной работы – не более 5 мин. В ОСП, при необходимости, допускается продлить непрерывную работу на взлётном режиме до 15 мин (не более). Следующий перевод на взлётный режим разрешается не ранее чем через 5 мин работы на номинальном или более облегчённом режиме.
ВНИМАНИЕ!
1. Работа на взлётном режиме с температурой газа за турбиной выше значения максимально допустимой ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
2. На оборотах открытия и закрытия КПВ работать не рекомендуется.
3. При снижении самолёта с высоты 2000 м с одновременным отбором от двигателей на наддув кабины и ПОС самолёта не допускать падения оборотов компрессора на режиме МГ ниже 61% во избежание отключения ППО и двигателя. При снижении оборотов поддерживать их вручную.
В случае падения оборотов ротора второго каскада ниже 55% или резком росте Тт двигатель выключить переводом РОД в положение «ОСТАНОВ».
Останов двигателя на земле
Проработать на режиме МГ в течение 2 мин. Время выбега ротора второго каскада не менее 30с с 9% до окончания плавного снижения оборотов по стрелке индикатора.
Останов двигателя в полете
Установить РУД в положение «МГ» и работать на этом режиме не менее 1 мин, выключить отбор воздуха от двигателя, выключить генератор из параллельной работы и отключить его от бортсети, объединить борта.
После охлаждения двигателя — рычаг останова двигателя перевести в положение «ОСТАНОВ».
Примечание. 1. Для останова двигателя в аварийных случаях перевести РУД в положение МГ, а рычаг останова двигателя в положение «ОСТАНОВ» без предварительного охлаждения двигателя.
2. Для исключения возможного выхода из строя НР-30 запрещается останавливать двигатель в полёте закрытием пожарного крана, а также закрывать пожарный кран на оборотах авторотации, если нет для этого крайней необходимости.
3. Если после перевода РОД в положение «ОСТАНОВ» двигатель не выключается (температура газов не снижается, обороты не падают), разрешается выключить двигатель закрытием пожарного крана. Вопрос о дальнейшей эксплуатации решается совместно с представителем завода – изготовителя.
Запуск двигателя в воздухе
Максимальная высота запуска двигателя в полёте – 7000 м.
Запуск производится от кнопки «ЗАПУСК В ВОЗДУХЕ». Перед нажатием на кнопку необходимо установить частоту авторотации не менее n2=11% (Н менее 4000 м) и не менее n2=14% (при Н больше 4000 м).При этом скорость полета не должна превышать Vпр =540 км/ч ( Н < 6000 м) и не более Vпр =500 км/ч (Н>6000 м).
РОД устанавливается в положение «ОСТАНОВ».
РУД устанавливается в положение МГ.
Нажать кнопку «ЗАПУСК В ВОЗДУХЕ», через 5—8 с. РОД перевести в положение «РАБОТА» (АПД включает систему зажигания со 2 по 32 с).
Контроль параметров — как при запуске на земле.
Время запуска в воздухе не более 120 с.
Прогреть двигатель в режиме «МГ» не менее 1 мин, после чего увеличить режим работы. Включить генератор запущенного двигателя.
Внимание! а) В случае неудавшегося запуска или прекращения его, установить РОД в положение «ОСТАНОВ» и продуть двигатель от оборотов авторотации в течение 30 с.
б) После 2-х неудавшихся попыток запуска рекомендуется перед следующим запуском увеличить обороты авторотации за счет увеличения скорости полета или уменьшения высоты полета.
в) Запрещается запускать двигатель в полете после остановки его закрытием топливного (пожарного) крана.
г) При полете с остановленным двигателем в условиях обледенения запускать двигатель в воздухе — запрещается.
д) При запуске двигателя в полёте допускается заброс температуры газа не выше 5500С в течение не более 4с.