Аварийное выключение двигателя

В аварийных случаях для выключения двигателя необхо­димо перевести РУД в положение МГ, а рычаг останова в положение «ОСТАНОВ», если:

1. Пожар в гондоле двигателя.

2. Загорается табло «ОПАСНАЯ ВИБРАЦИЯ».

3. Выброс пламени (появление факела) или сильного ис­крения на выходе из реактивного сопла.

4. Резкое повышение температуры газов за турбиной дви­гателя выше допустимой.

5. Открытие замка или включение реверса двигателя.

6. Падение давления масла на входе в двигатель ниже допустимого предела.

7. Течь топлива или масла.

8. Быстрое падение частоты вращения ротора двигателя (самопроизвольный останов двигателя).

9.Перегрев гондолы двигателя.

10. Движение самолета со стоянки вследствие отказа тор­мозов или срыва его с упорных колодок при опробовании двигателя на земле.

11. Другие отклонения в работе двигателя.

Предупреждения: а) Запрещается запускать двигатель в полете после аварийного выклю­чения.

б) Если аварийное выключение двига­теля произошло случайно, то не позднее чем через 15 мин после остановки произвести запуск двига­теля, проработать на режиме МГ 2 мин, на режиме 0,7 номинал — 1 мин и продолжать полет или произвести нормальную остановку двигателя. После этого разрешает­ся нормальная эксплуатация дви­гателя.

в) При самопроизвольном включении реверсивного устройства на земле необходимо немедленно снизить частоту вращения двигателя до МГ и произвести нормальный оста­нов двигателя для осмотра и уст­ранения дефекта.

Внимание! Запрещается останавливать двигатель топ­ливным (пожарным) краном во избежание выхода из строя агрегатов топливной автома­тики, за исключением случая пожара в дви­гателе.

Эксплуатация двигателя на земле и в полёте

А. После запуска двигателей

(1) Убедиться, что створка ВСУ закрыта.

(2) Прогреть двигатель на режиме МГ в течение 2 мин, проверить параметры работы.

Перед взлётом установить режим 0,7 номинального, прогреть двигатели на этом режиме не менее 1 мин.

При выполнении указанного прогрева суммарное время работы двигателя до выхода на взлётный режим должно быть не менее 5 мин после нажатия кнопки «ПУСК ДВИГАТЕЛЯ».

(3) Если взлёт самолёта выполняется непосредственно после запуска, проработать на режиме МГ 2 мин и 2 мин на режиме 0.7 ном, после чего плавно вывести двигатели на взлётный режим.

При ТНВ +150С (для исключения вступления в работу ВПРТ-44 и некоторого снижения оборотов) перед выходом на взлётный режим разрешается проводить дополнительный прогрев на номинальном режиме в течение 1 мин. При выполнении указанного прогрева суммарное время работы двигателя должно быть не менее 6 мин после нажатия кнопки «ПУСК ДВИГАТЕЛЯ».

Руление самолёта разрешается на любом режиме от МГ и выше.

ВНИМАНИЕ! Если по условиям или требованиям в аэропорту невозможно прогреть двигатели перед взлётом с использованием РРД на 0.7 номинального, разрешается совмещать прогрев с рулением самолёта на старт. В этом случае вывод двигателей на взлётный режим разрешено производить после работы их на МГ в течение не менее 5 мин.

Б. В полёте

Взлётный режим используется до высоты не более 3000 м и время непрерывной работы – не более 5 мин. В ОСП, при необходимости, допускается продлить непрерывную работу на взлётном режиме до 15 мин (не более). Следующий перевод на взлётный режим разрешается не ранее чем через 5 мин работы на номинальном или более облегчённом режиме.

ВНИМАНИЕ!

1. Работа на взлётном режиме с температурой газа за турбиной выше значения максимально допустимой ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

2. На оборотах открытия и закрытия КПВ работать не рекомендуется.

3. При снижении самолёта с высоты 2000 м с одновременным отбором от двигателей на наддув кабины и ПОС самолёта не допускать падения оборотов компрессора на режиме МГ ниже 61% во избежание отключения ППО и двигателя. При снижении оборотов поддерживать их вручную.

В случае падения оборотов ротора второго каскада ниже 55% или резком росте Тт двигатель выключить переводом РОД в положение «ОСТАНОВ».

Останов двигателя на земле

Проработать на режиме МГ в течение 2 мин. Время выбега ротора второго каскада не менее 30с с 9% до окончания плавного снижения оборотов по стрелке индикатора.

Останов двигателя в полете

Установить РУД в положение «МГ» и работать на этом режиме не менее 1 мин, выключить отбор воздуха от двигателя, выключить генератор из параллельной работы и от­ключить его от бортсети, объединить борта.

После охлаждения двигателя — рычаг останова двига­теля перевести в положение «ОСТАНОВ».

Примечание. 1. Для останова двигателя в аварийных случаях пе­ревести РУД в положение МГ, а рычаг останова двигателя в положение «ОСТАНОВ» без предвари­тельного охлаждения двигателя.

2. Для исключения возможного выхода из строя НР-30 запрещается останавливать двигатель в полёте закрытием пожарного крана, а также закрывать пожарный кран на оборотах авторотации, если нет для этого крайней необходимости.

3. Если после перевода РОД в положение «ОСТАНОВ» двигатель не выключается (температура газов не снижается, обороты не падают), разрешается выключить двигатель закрытием пожарного крана. Вопрос о дальнейшей эксплуатации решается совместно с представителем завода – изготовителя.

Запуск двигателя в воздухе

Максимальная высота запуска двигателя в полёте – 7000 м.

Запуск производится от кнопки «ЗАПУСК В ВОЗДУХЕ». Перед нажатием на кнопку необходимо установить частоту авторотации не менее n2=11% (Н менее 4000 м) и не менее n2=14% (при Н больше 4000 м).При этом скорость полета не должна превышать Vпр =540 км/ч ( Н < 6000 м) и не более Vпр =500 км/ч (Н>6000 м).

РОД устанавливается в положение «ОСТАНОВ».

РУД устанавливается в положение МГ.

Нажать кнопку «ЗАПУСК В ВОЗДУХЕ», через 5—8 с. РОД перевести в положение «РАБОТА» (АПД включает систему зажигания со 2 по 32 с).

Контроль параметров — как при запуске на земле.

Время запуска в воздухе не более 120 с.

Прогреть двигатель в режиме «МГ» не менее 1 мин, после чего увеличить режим работы. Включить генератор за­пущенного двигателя.

Внимание! а) В случае неудавшегося запуска или пре­кращения его, установить РОД в положе­ние «ОСТАНОВ» и продуть двигатель от оборотов авторотации в течение 30 с.

б) После 2-х неудавшихся попыток запуска рекомендуется перед следующим запуском увеличить обороты авторотации за счет увеличения скорости полета или уменьше­ния высоты полета.

в) Запрещается запускать двигатель в полете после остановки его закрытием топливно­го (пожарного) крана.

г) При полете с остановленным двигателем в условиях обледенения запускать двига­тель в воздухе — запрещается.

д) При запуске двигателя в полёте допускается заброс температуры газа не выше 5500С в течение не более 4с.

Наши рекомендации