Проверка веса и полезной нагрузки
Перед каждым полетом пилот обязан проверить соответствие весовым ограничениям согласно разделу 2 пункты 2.3 - 2.4 и допустимую полезную нагрузку – пункт 6.7.2.
Рекомендация:
Процесс проверки веса и полезной нагрузки описан в пункте 6.7.
Пример вычислений приведен в пункте 6.8.
ПРОВЕРКА ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ
В каждом полете центровка должна быть в указанных пределах согласно
разделу 2 - пункт 2.5.
Рекомендация:
Процесс проверки положения центра тяжести описан в пункте 6.7.4.
Пример вычислений приведен в пункте 6.8.4.
ПРОВЕРКА ВЕСА, ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ
6.7.1. Вес и статический момент пустого самолета
Если после приема самолета от изготовителя никаких модификаций в расположении оборудования эксплуатантом не производилось, применяются следующие значения сухого веса (M) и статического момента (S) для категорий (A), (U), (N) соответственно.
Сухой вес М (кг) | Расстояние X (м) | Статический момент S (кгм) | Штамп и характеристика изготовителя |
Предостережение:
(1) В случае установки на самолет дополнительного оборудования, значения сухого веса (M) и статического момента (S) необходимо или пересчитывать, или определять вес и статический момент пустого самолета на основе взвешивания.
(2) Вес, плечо и значение статического момента стандартного и дополнительного бортового оборудования приведены в пункте 6.3.
6.7.2. Вес и статический момент полезной нагрузки
(1) Вес полезной нагрузки (Mu) определяется суммой отдельных весов ее составляющих (пилоты с парашютами или мягкими спинками + топливо + масло + багаж).
(2) Статических момент полезной нагрузки (Su) определяется алгебраической суммой статических моментов отдельных элементов полезной нагрузки (пилоты с парашютами или мягкими спинками + топливо + масло + багаж), в соответствии с диаграммой № 1 - пункт 6.9.
6.7.3. Взлетная масса (ML)
Взлетая масса (ML) определяется суммой сухого веса (M) (пункт 6.7.) и фактической полезной нагрузки (Mu) (пункт 6.7.2.).
6.7.4. Положение центра тяжести (% САХ)
Для определения положения центра тяжести, пользуются диаграммой № 2 - пункт 6.10. следующим образом:
(1) Отметьте на диаграмме №2 Проверка положения центра тяжести:
(A) на вертикальной оси - общая масса (ML), определенная в соответствии с пунктом 6.7.3 (точка A)
(B) на горизонтальной оси - полный статический момент (Sv) - определенный следующим образом:
Прибавьте статический момент полезной нагрузки (Su) определенный в соответствии с пунктом 6.7.2 к статическому моменту пустого самолета (S), определенному в соответствии с пунктом 6.7.1.
Полный статический момент определяется суммой двух статических моментов SV = Su + S (кгм).
Отметьте полный статический момент (SV) на горизонтальной оси (точка B).
(С) горизонтальная линия полных статических моментов SV ведется от точки В, пока не пересечет вертикальную линию общих масс (ML) в соответствующей точке – A. Точка пересечения – С, дает положение центра тяжести в % САХ.
(2) Если точка С расположена в области обозначенной для соответствующей категории, самолет годен к полетам.
Примечание:
Процедура вычислений справедлива для всех категорий - акробатической, многоцелевой и нормальной. В нормальной категории, значения веса багажа и топлива в баках законцовки крыла должны быть добавлены к полезной нагрузке.
ПРИМЕР ПРОВЕРКИ ВЕСА, ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ И ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ
Условия:
Категория: Акробатическая (A)
Экипаж: 2 человека - 150 кг (включая парашюты)
Положение кресел: крайнее переднее
Топливо: основные баки – 120л
Баки законцовки крыла: 0л (без топлива)
Масло: 9л
Багаж: 0 (не должен находиться в самолете категории A, U)
6.8.1. Вес и статический момент пустого самолета
Следующие значения даны на основании Протокола взвешивания, таблички в самолете или, повторного взвешивания:
(1) Сухой вес: М = 715 кг
(2) Статических момент пустого самолета (для акробатической категории) S = M·XT = 715 кг · 0,556 м. = 397,75 кгм (приблизительно 398 кгм).
Обратите внимание:
Вышеупомянутые значения определены в пункте 6.7.1.
6.8.2. Фактическая полезная нагрузка и статические моменты
Согласно диаграмме №1 - пункт 6.9, соответствующие статические моменты определяются в зависимости от фактической полезной нагрузки следующим образом (показано пунктирной линией):
Полезная нагрузка | Вес, кг | Статический момент, кгм |
2 человека с парашютами (кресла в крайнем переднем положении) | 150,0 | 127,0 |
Топливо: основные баки – 120л | 86,0 | 50,0 |
Масло: 9л | 8,0 | -1,4 |
Итого | Mu = 244,0 | Su = 183,6 |
6.8.3. Взлетная масса и полный статический момент
Взлетная масса и полный статический момент определяются суммированием значений (весов и статических моментов) пустого самолета и полезной нагрузки как показано в следующей таблице:
Наименование | Вес, кг | Статический момент, кгм |
Пустой самолет | M = 715 | S = 398 |
Полезная нагрузка | Mu = 244 | Su = 184 |
Итого | ML = 959 | SV = 582 |
6.8.4. Определение положения центра тяжести
На основании числовых значений, определенных в соответствии с пунктом 6.8.3, следующие точки должны быть отмечены на диаграмме №2 пункт 6.10:
Точка А - находится на вертикальной оси и соответствует взлетной массе:
ML = 959 кг.
Точка В - находится на горизонтальной оси и соответствует полному статическому моменту: SV = 582 кгм.
Точка С - является точкой пересечения горизонтальной линии полных статических моментов SV проведенной от точки B, с вертикальной линией взлетной массы M (пунктирная линия). Точка С определяет фактическое положение центра тяжести для данного примера.
6.8.5. Заключение
Точка C попадает в область допустимых положений центра тяжести и веса для акробатической категории. Самолет годен к полетам.