Чем и как измерить труд управленческий
Труд производительный измерить можно. Токарь выточил деталь, контролёр измерил её размеры штангенциркулем, и если эти размеры соответствуют заданным, то деталь считается хорошей и допускается к дальнейшему использованию. Чем точнее совпадают размеры выточенной токарем детали заданным размерам, тем деталь считается лучше. Соответственно и токарь который допускает меньше брака (или вообще не допускает), а размеры выточенных им деталей соответствуют заданным требованиям, и чем ближе они к идеальным, тем выше этот токарь имеет квалификацию.
А как и чем измерить труд управленческий? Есть ли для этого специальный «штангенциркуль»? Есть ли критерии качества управленческого труда?
Оказывается никаких точных и ясных критериев и инструментов для определения качества управленческого труда в нашем обществе нет. До «перестройки» это было очевидно. Труд управленца определялся «преданностью делу КПСС». Из кинофильмов тех лет мы видели, как попавший в «обойму» парт.сов.номенклатуры руководитель-разрушитель кочевал с одной руководящей должности на другую, при этом он нигде не добивался каких-либо успехов, а наоборот, разваливал порученное дело. Но поскольку он был «в обойме», то после очередного провала его не посылали простым шахтёром в забой и не сажали за руль комбайна, а назначали на другую руководящую должность в другое ведомство или место. Подобная практика была не только на гражданке, но и в армии, да и в других «силовых структурах». Главным и определяющим критерием была, как уже было сказано, «преданность делу КПСС», которая должна была выражаться в преданности вышестоящему начальнику. И хорошо, если эта преданность возникала в результате жизненных обстоятельств и была искренней, что наблюдалось крайне редко. В абсолютном большинстве случаев торжествовала лжепреданность в лице лести, холуизма и лизоблюдства. v
Управленцы, которые не обладали «столь достойными качествами», высоко по служебной лестнице не поднимались.
Накопленная таким образом за годы «оттепели» и «застоя» «ошибка в расстановке руководящих кадров» («вектор ошибки»), отягощенная к тому же моральным разложением управленческого корпуса, начавшегося после Сталина, стала одной из причин возникновения среди широких народных масс отторжения и, мягко говоря, недоверия к КПСС и Советской власти.
При Сталине обстановка с кадрами была совершенно иной. Подробно об этом рассказ в приложении «Тайны Сталина». Здесь же отметим, что Сталину в наследство от Ленина достался управленческий корпус, полностью состоявший из троцкистов. И Сталину пришлось достаточно долго от него избавляться. А когда Сталин окреп и утвердился в должности главы государства, то он сформировал в первую очередь в промышленности, в реальном производстве, Сталинский управленческий корпус. При Сталине неприкасаемых людей, в том числе и руководителей, не было, а «путь наверх» был реально открыт всем одарённым людям, в том числе, и в первую очередь, управленцам. Сравните это с нынешним положением дел в этом вопросе.
Что касается нынешнего управленческого корпуса России, то его практически не существует. Прежний управленческий корпус, хотя и имел массу серьёзных недостатков, но там была всё же своя «школа», которая «худо-бедно» (скорее «бедно»), но всё же поддерживала управление в балансировочном режиме. У нынешнего управленческого корпуса вообще нет никакой «школы». Нынешним управленцам пытаются привить «западную школу менеджмента». Однако «западная школа» сама переживает глубокий кризис.
Сейчас в России на всех уровнях власти и бизнеса признаётся существование серьёзной проблемы с кадрами высококлассных и даже просто хороших и надёжных управленцев. Эта проблема вызвана тем, что за время, прошедшее после известных событий 1991 года, прежний опытный управленческий корпус, подготовленный и воспитанный на основах марксизма-ленинизма и принципах функционирования командно-административной системы, постепенно отошёл от активной работы, а молодые, энергичные люди, пришедшие им на смену как в госструктуры, так и в структуры бизнеса, не обладали ни тем богатым опытом, который был у прежних «старых кадров», ни тем более необходимыми новыми знаниями об управленческой работе, которая требовала новая обстановка в стране.
Попытки высшего руководства России в лице Ельцина, когда в частности была организована подготовка новых управленцев за рубежом и наши «двадцатипятитысячники» были отправлены на учёбу, эти попытки «пожить чужим умом» к успеху не привели. И дело не в наших учениках. Дело в том, что западная наука об управлении сама находится в кризисе.
«Конец менеджмента»
«Конец менеджмента и становление организационной демократии» – это название книги американских авторов Кеннета Клока и Джоаны Голдсмит (Kenneth Cloke and Joan Goldsmith «The end of Management and the Rise of Organizational Democracy»), изданной в С-Петербурге в 2004 году. В США книга вышла в 2002 г. Русское издание осуществлено по инициативе и при спонсорской поддержке Ю.Б. Иоффе и Д.М. Куниса, совладельцев «Генподрядной организации СТЭП». Книга потрясающе интересна и будет очень полезна для наших российских предпринимателей и менеджеров всех уровней. Выводы, к которым придут читатели после прочтения, будут для них шокирующими. И если коротко, то вот почему.
У нас была «плановая экономика» (якобы), а у них была «рыночная экономика» (якобы). Но на самом деле «план» – это те цели, которые должны быть достигнуты в результате управления обществом (или объектом, фирмой, процессом). И эти цели можно достичь, управляя либо жёстко структурным способом, либо бесструктурным способом, либо комбинированным.
У нас в СССР преобладал структурный способ, который называли «командно-административная система».
У них, в США (и на «Западе» в целом) преобладал бесструктурный способ управления, который называли «рынком» (хотя во множестве вопросов в США цели достигались жёсткими командно-административными методами: вспомните хотя бы реализацию космических и других военных программ).
Отсюда следует, что противопоставлять «план» и «рынок» – это дурь, поскольку противопоставляются «цель» и «метод достижения цели» (образ: город, куда надо нам прийти, противопоставляется дороге, по которой надо Двигаться в город). И вот такой дурью руководствуется вся наша экономическая наука. После этого разумным людям должно быть понятно, почему у нас «реформы не идут».
Да, в СССР действовала командно-административная система. Но и в США действовала и продолжает действовать такая же командно-административная система, только назвали её по-другому: «менеджмент». Management (англ.) – управление, руководство, дирекция, правление. Manager – управляющий, заведующий, директор, хозяин.
У нас в СССР-России командно-административная система разрушена! А какую систему наши руководители страны пытают-ся построить сейчас в России? А они пытаются построить систему по «западному образцу», «лучшую», американскую! Страну учат «менеджменту»! Причём следует заметить, что все по-ПЫТКИ внедрения «менеджмента» в российскую жизнь к успеху не приводят. Почему?
Да потому, что даже уже сами американцы приходят к выводу об объективном крахе эпохи «менеджмента» и необходимости перехода на новую систему управления. Причём по нашей оценке они пришли к такому выводу после знакомства с КОБой. Дело в том, что ещё в августе 1997 года через «Независимую газету» (№9 «НГ-сценарии») Фиона Хилл, руководитель проекта по укреплению демократических институтов из Гарвардского университета США (USA HARVARD University, John Kennedy school of government Strengtheninq Democratic (Institutions Project FIONA HILL Associate Director) обратилась к российской интеллигенции оказать помощь в разработке нового «Гарвардского проекта» под девизом «Куда Россия?», поскольку «старый» проект по её оценке потерпел крах. За моей подписью 2 сентября 1997 года ей был направлен ответ, смысл которого заключался в предложении сотрудничества на базе КОБы. К ответу прилагалась вся имеющаяся на тот момент информационная база.
От Фионы Хилл был получен ответ с благодарностью за предоставленный материал. Представляется, что на перевод с русского на английский и изучение потребовалось минимум два года. На осмысление и выработку отношения также было необходимо год-два. На изложение осмысленного и своих взглядов на управление на базе этого осмысления, а также на издание книги требуется до 2-х лет. Вот и получаем 2002 год, когда в США вышла книга «Конец менеджмента».
Авторы книги приходят к выводу, что в современных условиях надо переходить на режим самоуправления, который они в своей книге называют «организационной демократией».
Такой режим самоуправления является одной из составных частей отечественной науки об управлении, которой является Достаточно Общая Теория Управления (ДОТУ).
Отсюда следует, что КОБа должна стать той основой, на базе которой надо строить свою отечественную Российскую школу управления.
О конфликтных ситуациях
В толпо–«элитарном» обществе непрерывно возникают конфликты между различными процессами, протекающими каждый под своим управляющим началом, то есть под воздействием своих управленцев. Вспоминайте конфликт в Московском районе Бутово в 2006 году. Люди имели свои частные дома и строили там свои «райские уголки». А мэрия Москвы решила построить на этом месте многоэтажные дома для тысяч людей. Зачем это надо, кому надо, для каких людей – это мы не будем сейчас рассматривать. В нашем случае важно, что мэрия «решила строить» и всё. В результате столкнулись два процесса под разным управлением. Один уровень управления – личный, семейный. Другой уровень – городской. Кто кого?
Можно привести другие примеры конфликтов как на личностном уровне, так и на уровне государственном. И даже на глобальном уровне.
Управленец любого уровня должен уметь оценивать вероятность выигрыша в таких конфликтных ситуациях типа «Я – ОН», «Я – ОНИ» и т.п.
Эта способность оценивать вероятность выигрыша практически во всех случаях как ранее вырабатывалась, так и в наше время вырабатывается из «практики жизни». В основе такой способности лежит «память» управленца. А «практика жизни» – она базируется в основном на законах и традициях, которые в свою очередь являются следствием «бермудского треугольника» (трёх «независимых» ветвей власти). Но читатели книги уже знают, что эти «ветки» в настоящее время «засыхают» на таком же «засыхающем стволе» библейской концепции управления, которая сокрыла от людей чувство меры.
Из этого следует, что если в основу способности управленца оценивать вероятность выигрыша в конфликтной ситуации положить не память, а предвидение на основе чувства меры (оценка вероятностных предопределённостей), то выигрышей было бы гораздо больше, чем проигрышей.
Но и это ещё не всё. Дело в том, что если проигрыш происходит:
– 1 раз из 10 случаев, то человек сдержанно себя ведёт в дальнейших подобных ситуациях.
– 1 раз из 100 случаев, то человек ведёт себя независимо, уверенность в своих силах возрастает.
– 1 раз из 1000 случаев, то человек смело идёт на любой конфликт, поскольку он «полностью» уверен в себе и в своих возможностях. Однако, не зная о букве «Ж» и «вероятностных предопределённостях, он считает вероятностную предопределённость своего выигрыша равной 100%. Он не предполагает о том, что это не так, что в действительности вероятность его выигрыша хотя и велика, но всё же она меньше 100%. И когда он сталкивается с людьми, возможности которых сильнее его, то он проигрывает, в результате чего подчас губит не только себя, но и тех, кто ему доверился.
Примеров таких губительных ситуаций можно привести множество, начиная с бытового семейного уровня и заканчивая государственным уровнем. Особенно много примеров можно приводить из так называемого «бизнеса». Яркий пример – дело Ходорковского. Пример государственного уровня – ГКЧП. Мне лично пришлось в 2006 году беседовать с бывшим министром обороны СССР Язовым Д.Т. Грустная картина …
Однако, если бы все эти «неудачники» обладали бы знаниями ДОТУ, знаниями основ глобальной политики, чувством меры, то есть знали бы КОБу в целом, то очень даже вероятно, что они бы не стали «неудачниками», а ситуация в стране была бы совсем иной.
Мы ранее разобрались, что чувство меры – индивидуально у каждого человека. Это очень важно знать руководителю любого уровня, да и просто «обыкновенному человеку», чтобы не терять чувства собственного достоинства при общении с «авторитетами». Дело в том, что
личностные возможности отдельных людей
В нестандартных ситуациях
оказывается гораздо важнее
стандартных образовательных уровней титулованных «авторитетов».
Ранее уже приводился пример с лётчиками, которые прошли одинаковую подготовку в училище, однако на палубу авианосца посадить истребитель сможет не каждый из них.
Это же касается и руководителей. В стандартной привычной ситуации, когда «конвейер работает», производство налажено, кадры подготовлены и расставлены, то есть когда «всё хорошо», тогда стандартно подготовленный руководитель справится с управлением.
Но если «конвейер сломался» (твой полк попал в окружение во время войны, ракета на космодроме вот-вот должна взорваться на старте, а вы руководите её запуском, город, где вы являетесь мэром, остался без воды, государство, главой которого вы являетесь, оказалось под угрозой расчленения на части), то не каждый руководитель способен организовать ремонт сломавшегося «конвейера» и восстановить его ритмичную работу.
Из этого следует очень важный вывод: получение сколь угодно высокого образования без взращивания у человека чувства меры – бессмысленно.
Это так потому, что одно лишь высокое образование человека при отсутствии у него чувства меры не позволяет соотнести полученные им знания с реальностью, с тем, что происходит в жизни общества.
Примером может служить известный всем диссидент Сахаров. Ведь он руководил научным коллективом, который создал водородную бомбу. За это он получил звание героя соц.труда. И только после того, как бомба пошла в серийное производство и была поставлена на вооружение, через несколько лет под воздействием своей второй жены Елены Боннэр Сахаров «прозрел», заявив, что такое оружие человечеству не нужно, да и вообще войны не нужны. После чего он стал «диссидентом» и «защитником мира». Конечно, хорошо, что он прозрел и осознал. А где же он раньше был?
Я прекрасно понимаю, что на эту тему можно развернуть дискуссию. Но я специально взял для примера этот предельно крайний случай, чтобы проиллюстрировать абсурдность некоторых «достижений науки и техники», к которым очень подходит афоризм К. Пруткова: «Бывает, что усердие превозмогает и рассудок».
Это также можно отнести и к «качеству управления», поскольку можно поставить вопрос о том, а кому и зачем нужны подобные «достижения»?
В противовес Сахарову следует отметить, что Н. Тесла отказался от реализации некоторых своих открытий, заявив при этом, что человечество ещё не созрело для этого. Кстати, он же всегда заявлял, что не он является источником открытий. Из основ КОБы следует, что Тесла мог «проникать» в «матрицу возможных состояний материи» и доставать из «информационного поля Вселенной неведомые ещё человечеству новые «частные меры» «Общевселенской Меры».
Кроме этого, после знакомства с природой и «физическим смыслом» «чувства меры», читателям должно быть очевидно, что «голое» образование без взращивания у руководителя чувства меры делает невозможным управление даже в элементарных управленческих ситуациях, которые можно отнести к «стандартным».
Если на это наложить вседозволенность управленцев, то подобная ситуация может породить у таких управленцев иллюзию того, что они реально чем-то управляют. Примером подобного управленца служит «всенародно избранный», а затем проклятый тем же народом, Ельцин.