Формализация процесса управления

Управление всегда предполагает

• субъективный выбор цели управления (совокупности векто­ров целей)

из

• множества объективных возможных вариантов развития про­цесса.

Графически это изображено на схеме (рис. 12-5), которую можно конкретизировать применительно к любой ситуации (от бытовой до глобальной).

Классической иллюстрацией подобной ситуации является картина Васнецова «Витязь на распутье». Она же – элемент многих русских сказок. Помните, русский витязь на коне перед большим камнем. А на камне высечены слова: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …».

Например «процесс» жизни любого человека. Вот юноша закон­чил школу и стоит перед выбором что ему делать дальше:

1. Пойти работать на завод.

2. Пойти работать на фирму.

3. Пойти учиться в ВУЗ.

4. Пойти учиться в военное училище.

5. Уехать в деревню и обустроить свою жизнь там. И т.д.

Целей много, однако, он должен выбрать всего одну из многих. Он будет делать выбор на основании своего понимания смысла жиз­ни, счастья, того, что происходит в стране, своих возможностях и т.п. А откуда у него взялось это «своё понимание»? «Своё» ли оно, это «своё понимание»? «Своё» ли оно, или такое «понимание» ему навя­зали? Пока все эти вопросы – это информация к размышлению.

Другой пример глобального уровня. По какому пути необходи­мо вести строительство жизни в стране? Вариантов может быть не­сколько:

1. По пути «монархизма».

2. По пути «демократии».

3. По пути «тоталитаризма».

4. По пути «марксизма», и т.п.

То же можно проиллюстрировать на примере пути развития всего человечества:

1. По пути «технократической цивилизации».

2. По пути «биологической цивилизацию).

3. По пути справедливого жизнеустройства.

4. По пути несправедливого жизнеустройства.

От чего зависит выбор цели во всех случаях? В самом об­щем виде он зависит от субъекта, который осуществляет такой вы­бор. То есть от его субъективного понимания того, что «хорошо», что «плохо», что «правильно», что «неправильно» и т.п. То есть зависит от мировоззрения субъекта.

После рассказанного сделаем вывод:

– Если возможные цели существуют объективно,

– то выбор конкретной цели из всего их множества всегда носит субъективный характер.

Формализация процесса управления обязательно всегда предпо­лагает и обязательно учитывает, что управление возможно:

– если известны законы существования процесса (объекта уп­равления) в окружающей среде,

– если известна совокупность частных

• внешних факторов,

• внутренних факторов,

которые обуславливают (определяют) течение процесса. Управление невозможно, если указанные выше законы и фак­торы неизвестны.

Об иллюзии управления

– Если у управленца есть иллюзия существования объекта уп­равления (процесса управления),

– то у такого человека (группы) может возникнуть иллюзия того, что он (они) осуществляют управление этим объектом (процессом).

– Однако разочарование, которое неизбежно наступит по исте­чении определённого времени, будет вполне реальным.

Например, маленький мальчик «сел верхом» на палку и «скачет», создавая себе иллюзию, что он скачет на реальном коне. Бестактный взрослый человек может поднять его на смех, в результате чего ма­ленький мальчик заплачет, так как этот взрослый человек развеял его иллюзию.

Другой пример. Нашим «демократизаторам» «мировое закулисье» создало иллюзию, что они (горбачёвы, ельцины, гайдары, бурбулисы, немцовы, хакамады и т.п.) будут строить «демократию» (процесс по­строения демократии). У «демократизаторов» возникла иллюзия того, что они реально управляют «процессом построения демократии». Од­нако, как сейчас стало очевидно многим (в т.ч. и самим многим «де­мократизаторам»), на самом деле это была иллюзия. «Мыльный пу­зырь» под названием «демократия» лопнул.

И если маленькому мальчику ещё простительно создавать себе иллюзии, то для взрослых людей это совсем непростительно. Особен­но, если это касается благополучия миллионов других людей. Это ка­сается и т.н. «нац.проектов». Ведь как можно решить «нац.проект по селу» без нац.проекта по сельхозмашиностроению? Или «нац.проект по образованию» фактически сведён к повышению зарплаты учите­лям, но не касается самого содержания образования. Подобная ситуа­ция и в отношении остальных нац.проектов. Так что все они – иллю­зия. Более подробно об этом речь пойдёт в одном из приложений.

Вывод: нельзя создавать и строить себе иллюзии в отно­шении управления кем-либо и чем-либо!

Наши рекомендации