Приёмы письменных вычислений
Задачи и планируемые результаты изучения темы:
В результате изучения темы ученики должны:
1. Усвоить алгоритмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел и уверенно применять их.
2. Усвоить алгоритм письменного умножения на однозначное число и уверенно применять его при умножении без перехода и с одним переходом через разряд.
3. Усвоить алгоритм письменного деления на однозначное число и уверенно применять его во всех случаях, за исключением случая с нулём в частном.
4. Уметь выполнять проверку письменных вычислений.
5. Повторить изученные в течение года вопросы в соответствии с основными требованиями к знаниям, умениям и навыкам, сформулированными в программе.
У р о к 1. ПОВТОРЕНИЕ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100
И СООТВЕТСТВУЮЩИХ СЛУЧАЕВ СЛОЖЕНИЯ
И ВЫЧИТАНИЯ. ТАБЛИЦЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
В ПРЕДЕЛАХ 10(с. 3–4)
Цели:повторить нумерацию чисел в пределах 100, соответствующие случаи сложения и вычитания; вспомнить решение простых задач на сложение и вычитание; повторить состав чисел первого десятка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. В целях повторения нумерации в устные упражнения включить:
– воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном направлении:
назвать числа по порядку от 37 до 45, от 52 до 43, от 25 до 50, от 11 до 33, от 63 до 18;
– название числа, следующего за данным при счете; предшествующего ему: 17, 29, 36, 78, 91;
– сравнение чисел по месту, которое они занимают в ряду;
– упражнения на повторение десятичного состава двузначных чисел:
Сколько десятков и единиц содержится в числе 72, 90, 64?
Какое число получим, если возьмем 4 десятка и 9 единиц? 6 десятков и 3 единицы? 5 десятков?
Под руководством учителя у доски (если понадобится, с использованием предметного абака) дети повторяют запись и чтение чисел в пределах 100.
В учебнике на с. 4 выполняют задание № 3.
№ 3:
1) Прочитайте числа: 3, 15, 7, 38, 42, 9, 24, 83.
Сколько в каждом из них единиц и сколько десятков?
2) Прочитайте эти числа в порядке их возрастания (увеличения), а затем в порядке убывания (уменьшения).
2. В форме арифметического диктанта предложить задание на увеличение и уменьшение числа на 1 (в учебнике на с. 4 № 4):
– каждое из чисел 9, 29, 48, 99 увеличьте на 1;
– каждое из чисел 20, 30, 65, 80 уменьшите на 1.
После этого можно некоторые из написанных чисел представить в виде суммы разрядных слагаемых:
49 = 40 + 9 48 = 40 + 8 19 = 10 + 9
29 = 20 + 9 64 = 60 + 4 79 = 70 + 9
III. Повторение пройденного материала
1. Повторение табличного сложения и вычитания может быть проведено с использованием уже знакомых детям игр, например: «Молчанка», «Лесенка».
Игра «Лесенка»
8+2 | |||||||
4+4 | 3+3 | ||||||
10–5 | 10–6 | ||||||
1+8 | 6+4 | 2+7 | |||||
10–7 | 10–6 | ||||||
5+4 | 3+4 | ||||||
8–5 | 9–4 | ||||||
Игра «Молчанка»
Под руководством учителя устно выполнить задание в учебнике на с. 4 № 5 и «Набери слагаемыми».
Задание «Набери слагаемыми»
2. На этом же уроке учитель с учащимися повторяет решение нескольких простых задач на нахождение суммы, остатка, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, разностное сравнение чисел. Для этого используется задание № 1 на с. 3.
После разбора задач некоторые из них можно оформить и записать в тетрадь.
№ 1:
На с. 3 задание № 2 учащиеся решают под руководством учителя. Можно вызвать одного учащегося к доске, чтобы он решал задание с комментированием.
I способ | II способ |
40 + 60 = 100 (м) О т в е т: 100 м между домами. | 60 – 40 = 20 (м) О т в е т: 20 м между домами. |
После решения задачи учащиеся сравнивают свой чертеж с заданным в учебнике.
Учитель. Ребята, сравните наше решение с решением в учебнике.
Дети. Чертежи и решения совпадают.
Учитель. А почему мы смогли решить задачу разными способами?
Дети. Потому что в задаче не было указано, с какой стороны от школы находятся дома Нины и Коли.
Учитель. Какие слова надо бы добавить в условие задачи, чтобы права была Оля?
Дети. Дома Нины и Коли находятся по разные стороны от школы.
Учитель. А какие слова надо добавить в условие, чтобы права была Вера?
Дети. Дома Нины и Коли находятся по одну (левую) сторону от школы.
3. Для самостоятельной работы учащимся может быть предложено задание № 6 на с. 4.
4. В конце урока можно с учащимися разобрать задание на смекалку на с. 4, где просят разбить фигуры на 2 группы.
Здесь возможны 3 способа разбиения фигур.
I способ:
по цвету (№ 1, № 4, № 5, № 7, № 9 и № 2, № 3, № 6, № 8).
II способ:
по форме (№ 1, № 4, № 5, № 6, № 8 и № 2, № 3, № 7, № 9).
III способ:
по размеру (№ 1, № 3, № 6, № 7 и № 2, № 4, № 5, № 8, № 9).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?
Дети. Повторяли материал, изученный во втором классе.
Учитель. Что успели повторить?
Дети. Повторяли состав числа 10, нумерацию чисел в пределах 100. Повторили также решение простых задач на сложение и вычитание.
Учитель. Что понравилось из заданий больше всего? Что не очень понравилось?
Домашнее задание:с. 4, № 6 (для домашней работы на этом уроке, а также на всех последующих можно предлагать те задания из самостоятельной работы, которые не успели сделать на уроке в классе).
У р о к 2. ПОВТОРЕНИЕ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
(с. 5)
Цели: повторить таблицу сложения и вычитания в пределах 20; вспомнить решение задач в два действия, а также построение отрезков заданной длины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Положите шарики в нужную коробочку:
2.Какого рисунка не хватает?