Административная (классическая) школа в управлении (20–50-е гг. XX в.)
Административное управление выросло из необходимости контролировать и определять поведение служащих в больших, комплексных организациях.
Создатели школы административного управления, более известной как классическая школа, имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, Анри Файоль руководил большой французской компанией по добыче угля, Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии и т.д.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху. Принципы управления рассматриваются как общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития. Практическое использование этих правил обеспечивает единство подходов к формированию систем управления организациями.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией.Определяя основные функции бизнеса, представители этой школы были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы.
По мнению Файоля, в каждой организации осуществляются такие виды деятельности, как производственная, коммерческая, финансовая, учетная, обеспечение безопасности и административная функция. Последнему направлению придавалось наибольшее значение в обеспечении успеха организации, поэтому школа получила название «административная».
Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль.
Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия.
Файоль сформулировал четырнадцать управленческих принципов, которые широко использовались как руководство для современного управления (табл. 2.1).
С точки зрения Файоля, управление не является врожденным талантом, а представляет собой искусство, которому можно научить.
Таблица 2.1
Принципы управления по А. Файолю
Принцип | Содержание принципа |
1. Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
2. Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
3. Дисциплина | Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
4. Единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
5. Единство действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
6. Подчиненность личных интересов | Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами |
7. Вознаграждение | Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
8. Централизация | Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией |
9. Скалярная цепь | Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников») |
10. Порядок | Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
11. Справедливость | Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
12. Стабильность персонала | Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
13. Инициатива | Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ |
14. Корпоративный дух | Гармония интересов персонала и организации |
В отечественных разработках того же периода большое внимание уделялось обоснованию принципов управления, учитывающих особенности социалистической системы хозяйствования. В основу системы управления любым объектом закладывались принципы, учитывающие такие особенности социалистического хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственных органов. С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, структур и процессов управления на всех уровнях.