Подходы к понятию управление

Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, действия её работников должны быть скоординированы. Поэтому управление является важной деятельностью для организации.

Однако в малых организациях часто не имеется четко выделенной группы управляющих. Например, в небольшом магазине, управляемом двумя партнерами, один из них может принимать решения, касающиеся закупок, выполняя тем самым управленческую функцию в течение одной недели, а второй - в течение другой. Оба они координируют рабочие графики своих немногочисленных подчиненных, чтобы обеспечить работу магазина в установленные часы работы. Но оба партнера также выполняют и неуправленческие функции, обслуживая покупателей и раскладывая товары на полках. Ни один из партнеров не считает другого хозяином или управляющим. Но, хотя управленческие функции и не выделены четко, координирование осуществляется.

По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

В годы перехода российской экономики к рыночной системе ведения хозяйства наряду с привычным термином «управление» стало широко использоваться англоязычное слово «менеджмент». В настоящее время оба понятия используются как идентичные, взаимозаменяемые, подтверждение тому - определения данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов.

По нашему мнению, существуют значительная разница в понимании этих терминов.

Управление - это направленная организация и координация какого-либо объекта.

В Российском энциклопедическом словаре управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

С этой точки зрения различают объект и субъект управления.

Объекты управления – предметы материального мира или социальной реальности.

Объекты управления могут относиться к живой и неживой природе, а также являться социальными системами. Например, управлять можно лошадью, автомобилем, организацией.

Субъект управления – это человек или группа людей, основной задачей которых является координация деятельности других людей.

Менеджмент представляет собой управление социальными системами, т. е. группами людей.

Существенной особенностью менеджмента является то, что все закономерности управления в нём проявляются через рефлексивное взаимодействие людей.

Несмотря на то, что понятие «управление» имеет более широкое значение, чем менеджмент, в данном пособии они будут использоваться как синонимы.

Основу работы руководителя составляет теоретическое и практическое знание в области управления, а также методы и приемы, обеспечивающие совместную эффективную деятельность людей, работающих в организации.

На рисунке 1.1 представлены наиболее часто используемые подходы к определению понятия «менеджмент». Раскроем смысл и особенности этих подходов.

Рис. 1.1. Подходы к определению понятий «управление»

и «менеджмент»

Во многих определениях подчеркивается, что управление - это особый вид деятельности, отличный от тех, которые выполняют другие члены организации. Управление как процесс реализуется через выполнение особых управленческих действий - функций управления. Рассмотрение управления с этих позиций связано с разработкой таких вопросов, как состав и содержание всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в процессе управления.

Менеджмент нередко ассоциируют с его аппаратом, который является составной частью любой организации. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями, на степени централизации и децентрализации в распределении функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате.

Управление нередко отождествляют с людьми, профессионально выполняющими управленческие функции и осуществляющими процесс управления. В последние годы практически повсеместно их называют менеджерами, в обязанности которых входит достижение целей и задач с использованием труда и усилий остальных членов организации. Поэтому при характеристике управления с этой стороны подчеркивают зависимость менеджеров от работы и реального вклада в общий результат других работников (вспомним русскую поговорку: «один в поле не воин»). Эта зависимость носит разносторонний характер и связывает менеджеров не только с работниками, находящимися в их непосредственном подчинении, но и с членами организации, работающими в других подразделениях или отделах

Для получения наилучших результатов менеджеры должны заботиться о создании благоприятного рабочего климата, своевременно принимать решения, концентрировать свое внимание на результатах и управлять как своим временем, так и временем связанных с ними работников. В основании этой работы лежит информированность обо всем, что происходит в организации и ее окружении. Это подчеркивает важность сбора и передачи информации, необходимой для управления. Только таким образом можно привести в движение, подготовить и проконтролировать работу сотрудников и оптимально использовать ресурсы организации.

Менеджеры обязаны обеспечить эффективное использование и координацию всех ресурсов организации (знаний, капитала, технических систем, материалов, труда, информации) для достижения ее целей. Поэтому они должны:

• знать, как планировать, организовать и управлять организацией и людьми;

• знать и уметь применять технологию управленческих работ в определенной области (например, общем менеджменте, финансах или маркетинге);

• знать особенности той организации, в которой они работают (ее цели, политику, историю, сильные и слабые стороны, роль в отрасли, культуру и т. п.).

История управления как искусства насчитывает, как известно, несколько тысячелетий. Первыми менеджерами считаются «жрецы-бизнесмены», успешно осуществлявшие религиозно-коммерческие и торговые операции. В последующие годы происходило накопление опыта как в области управления государственными делами, так и управления бизнесом.

В современном мире понимание менеджмента как искусства базируется на том, что организации - это сложные социальные системы, управление которыми требует учета огромного числа факторов внешней и внутренней среды. Принятие управленческих решений в этих условиях - это действительно искусство, базирующееся на знаниях, умениях, интуиции и опыте людей, управляющих организациями.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX века, хотя достаточно четкое разграничение науки и искусства произошло в XVIII столетии, когда представление об искусстве стало соединяться с понятиями «прекрасное», «чувственное», «эстетическое», а научная деятельность начала все больше связываться с «разумом», «логикой», «рассудком». Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления, появились за рубежом в конце XIX - начале XX века.

Управление как наука имеет свой предмет изучения (деятельность по управлению), свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики, обобщенная в виде теоретических концепций и методов.

Функции управления

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций:

планирование;

организация;

мотивация;

контроль.

Планирование – это процесс постановки целей организации и разработки способов их достижения.

По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:

1.Где мы находимся в данный момент?

2.Куда мы хотим двигаться?

3.Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей.

Планирование должно осуществляться непрерывно, так как внешняя среда постоянно меняется и планы необходимо время от времени пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Организациякак функция предполагает создание структуры предприятия, которая позволяет его работникам эффективно работать вместе.

Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать поставленные цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации, такие как строительство жилых домов, или сборка радиоприемников, или подготовка высококачественных специалистов.

Поскольку в организации работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование - это средство руководства осуществлять выполнение работы с помощью других лиц.

Мотивация – это побуждение себя и других для достижения конкретной цели.

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Поэтому, задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и в соответствии с планом.

Руководители всегда осуществляли мотивацию своих работников, осознавая это или нет. Первоначально было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если у них имеется возможность заработать больше. Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Доказано, что мотивация является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Задача руководителя состоит в том, чтобы определить эти потребности и найти способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Контроль – это процесс обеспечения достижения целей организации.

Управленческий контроль - это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач.

Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цели в определенное время, точно зафиксированное как день, неделя, месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и неблагоприятные изменения. Работники откажутся выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие или затрудняющие подход, избранный руководством. На рынке может появиться новый, сильный конкурент, действия которого мешают реализации организационных целей. Или просто может быть допущена ошибка при выполнении работниками своих обязанностей.

Такие непредвиденные обстоятельства приводят к необходимости отклониться от основного курса, намеченного первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу.

Существует три этапа управленческого контроля:

Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования.

Второй этап- это измерение того, что было достигнуто за определенный период времени, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для осуществления третьей стадии, на которой предпринимаются действия для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - это пересмотр целей для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Все рассмотренные функции управления имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходимы коммуникация, т. е. обмен информацией. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческих функции, обеспечивая их взаимосвязь, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Принятие решений – процесс выбора одной из альтернатив. Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации, в данное время и в данном месте. Чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах, именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Основным требованием при принятии эффективного объективного решения является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация - это процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Прочность и качество отношений между людьми - будь это друзья, члены семьи или коллеги - в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и ясными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но и также для того, чтобы они могли выполняться.

Планы, например, нельзя выполнить, если они не будут переданы людям, которые должны их выполнять. Обычно если руководство может донести обоснование своих решений до подчиненных, это значительно повышает шансы их успешного выполнения. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

Наши рекомендации