Консультации для учителя к прописям по математике

Консультации для учителя к прописям по математике

«Каллиграфия цифр»

Часть 1. Готовимся к письму цифр

Первые шестнадцать тем прописей по математике «Каллиграфия цифр» соответствуют первым 16 урокам дочислового периода курса математики по программе «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон[1] и позволяют подготовить первоклассников к правильному и красивому написанию цифр.

Данные занятия носят пропедевтический характер и не должны занимать много времени на уроке. Каждый учитель определяет сам время для занятия каллиграфией на уроке математики. В среднем на одно занятие достаточно не более 5 – 7 минут.

Вместе с этим достаточный объем содержания курса «Каллиграфия цифр» позволяет учителю использовать прописи как отдельный самостоятельный курс во внеурочной деятельности во всех классах начальной школы, а также для индивидуальных и дополнительных занятий.

На первом занятии важно выделить время для знакомства учеников с пособием и, самое главное, с условными обозначениями на стр. 4 учебного пособия. Для этого важно рассмотреть с первоклассниками каждое условное обозначение, обсудить, что может обозначать рисунок «лупа», «человечек с открытым ртом»; пусть кто-то из детей прочтет название знака: «рассмотри и исследуй», «проговаривай вслух» и др. Обратите внимание на знаки «работай в паре» и «проговаривай вслух, а потом про себя». Помогите своим ученикам сделать вывод, что условные обозначения подскажут, как надо выполнять то или иное задание, какие действия надо выполнить.

ТЕМА 1. БУДЕМ УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО!

Основная цель:

1) Познакомить с основными структурными элементами, помогающими писать цифры в клетках правильно и красиво – помощниками Каллиграфии.

2) Сформировать положительное отношение к занятиям каллиграфии.

Печатный материал:

П – 1.1 Образец написания цифр.

П – 1.2 Госпожа Каллиграфия.

П – 1.3 Плакат с высказыванием «Красиво писать – красоту творить».

П – 1.4 Эталон № 1 «Помощники Госпожи Каллиграфии».

КОНСУЛЬТАЦИЯ 1.

Первое занятие носит вводный характер, это занятие-знакомство с предметом «Каллиграфия цифр» в целом и со вспомогательными средствами обучения.

Мы предлагаем два варианта проведения данного занятия.

Первый вариант – как отдельный урок-праздник письма, который желательно провести после первого урока математики по теме «Что изучает математика».

Тогда данный урок будет логическим продолжением первого урока по теме «Что изучает математика», и дети продолжат знакомство с предметом математика.

Второй вариант – как составная часть первого урока на этапе «Включение в систему знаний и повторение». Тогда первый урок математики учителю необходимо спланировать так, чтобы на занятие каллиграфией осталось не менее 15 минут.

Предлагаемый материал можно использовать как для первого, так и для второго варианта проведения занятия. На данном занятии важно подвести детей к выводу о необходимости уметь правильно и красиво писать цифры.

Сначала учитель вывешивает на доске образец правильного написания цифр

(П – 1.1 ), а затемучащиеся рассматривают в задании № 1, стр.6 образец написания цифр в тетради в клетку.

Для пробного действия учащимся предлагается задание № 2 , стр. 6 – написать цифры по образцу, а затем сравнить свой результат с образцом.

У данного пробного действия есть свои дидактические особенности – предметный (содержательный) объем задания соответствует содержанию не одного урока, что привычно, а предметному объему всего курса каллиграфии. Тем самым выполнение данного задания позволит учащимся увидеть конечный результат своего обучения, что создает основу для осмысленного внутренне мотивированного включения ребенка в достаточно длительный процесс обучения правильному и красивому письму цифр.

Обращаем внимание, что к данному пробному действию (задание № 2, стр.6) учащиеся вернутся на последнем итоговом уроке по обучению каллиграфии и, уже научившись писать цифры правильно и красиво, напишут цифры в строке 2), как в образце. А сравнение своих результатов в начале и в конце процесса обучения написанию цифр позволит каждому ученику сделать личностно-содержательные выводы: «Чему же я научился на занятиях по каллиграфии?»

А пока на первом занятии в результате пробного действия большинство первоклассников увидят, что написанные цифры не совсем похожи на образец.

В данном случае учителю важно отметить, что он верит в своих учеников, что они обязательно научатся писать цифры правильно и красиво. А поможет им гостья из Древней Греции, хранительница секретов красивого и правильного письма – госпожа Каллиграфия. Учитель демонстрирует рисунок госпожи Каллиграфии (П – 1.2) или учащиеся рассматривают госпожу Каллиграфию в прописях на странице 5.

Можно предложить хорошо читающим ученикам прочитать высказывание, которое принесла к ним на урок Каллиграфия: «Красиво писать – красоту творить»(П – 1.3).

«КРАСИВО ПИСАТЬ – КРАСОТУ ТВОРИТЬ»

Учащиеся объясняют, как они понимают смысл данного высказывания. Высказывание можно оформить в виде плаката и повесить в классном уголке и при необходимости обращаться к нему с целью мотивации учащихся к правильному и красивому письму.

Учитель может рассказать о том, что правильное и красивое письмо всегда ценилось народом, есть специальная профессия каллиграф, люди которой владеют каллиграфическим письмом.

С данного занятия образец написания цифр рекомендуется повесить в классе и выдать каждому ученику, чтобы учащиеся при необходимости могли обращаться к данному образцу написания цифр и в школе, и дома.

Так как у учащихся уже есть первичное представление о том, что значит учиться, то педагог напоминает детям, что они только попробовали написать, а когда пробуешь, не всегда все получается. Поэтому и результаты у них получились разные. Дети действовали, как настоящие ученики. Данное задание помогло им определить, что они не знают, как писать цифры правильно и красиво.

Необходимо обязательно подчеркнуть, что на следующих занятиях по каллиграфии учащиеся откроют секреты (способы) написания цифр, научатся правильно и красиво писать цифры.

Далее следует обсудить с учащимся, что значит писать «правильно» и «красиво». (Цифры как в образце, не вылезают за границы клетки, пишутся с наклоном, линии ровные, плавные и прямые и т.д.)

Важно, чтобы учитель еще раз выразил и подчеркнул и свою уверенность в том, что каждый из учеников обязательно научится писать правильно и красиво.

Учительобращает внимание на рисунок лупы рядом с заданием № 3 стр. 6, который указывает на то, что ученики сейчас будут внимательно рассматривать и исследовать увеличенные тетрадные клетки.

Затем сообщает, что у Каллиграфии есть маленькие помощники и предлагает найти этих помощников в увеличенных клетках и высказать свои предположения, в чем будет заключаться при письме помощь каждого из них.

В ходе фронтальной работы учащиеся вместе с учителем выделяют следующих помощников: большие клетки; пунктирные линии; маленькие клетки; красные точки; черные точки; красные стрелки.

Это новое знание для первоклассников фиксируется в эталоне № 1 «Помощники Госпожи Каллиграфии», который учитель вывешивает на доске (П – 1.4).

Данный эталон учащиеся вклеивают в прописи в задание № 4, стр. 7, затем повторяют хором название каждого помощника Каллиграфии и одновременно показывают пальчиком в своем эталоне.

ПРАВЫЕ – ЛЕВЫЕ.

Основная цель:

1) Познакомить с местоположением клетки в квадрате, научить находить, показывать и называть места расположения 4-х маленьких клеток в большой клетке: верхняя правая клетка, нижняя правая клетка, верхняя левая клетка, нижняя левая клетка.

2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц.

Печатный материал:

П – 2.1 Эталон № 2 «Маленькие клетки в большой клетке».

Раздаточный материал: тетради в клетку (по одной на каждую пару учеников).

КОНСУЛЬТАЦИЯ 2.

На данном занятии учащиеся начинают знакомиться с клеткой.

Чтобы мотивировать учащихся к занятию, учитель говорит, что сегодня госпожа Каллиграфия пригласила на занятие своих главных помощников, с которыми она хочет их сегодня познакомить.

Затем учитель показывает заранее подготовленную модель квадрата со стороной 10 см, обратная сторона которого разделена тонкой пунктирной линией на 4 маленьких квадрата и сообщает, что это и есть один из помощников госпожи Каллиграфии.

Обратная сторона квадрата должна выглядеть так.

Учащиеся называют фигуру. (Квадрат, четырехугольник.)

Следует похвалить детей: «Вы молодцы, правильно определили форму главного помощника госпожи Каллиграфии – это квадрат. А чтобы вы смогли узнать, как его называет госпожа Каллиграфия, я предлагаю вам в парах рассмотреть чистую тетрадь, которая лежит у вас на каждой парте. В таких тетрадях работают все ученики на уроках математики».

Учащиеся сравнивают квадрат на доске и клеточки в тетради и приходят к выводу, что клеточки в тетради – это квадраты. Значит, помощники госпожи Каллиграфии – клетки, именно в клетках пишутся все цифры в тетради.

Затем учитель переворачивает квадрат обратной стороной, которая разделена пунктирными линиями на 4 маленькие квадрата и организует фронтальную работу с маленькими клетками.

Примерный вариант диалога.

- Что сделали с клеткой? (Ее разделили на 4 маленькие клетки.)

- Покажите на пальчиках, сколько всего клеток вы видите на доске и назовите их. (Пять клеток – 1 большая клетка и 4 маленькие клетки.)

- Сколько клеток расположено в верхней части большой клетки? Назовите их. (Две верхние клетки.)

- Назовите клетки, которые расположены в нижней части большой клетки. Сколько их? (Две нижних клетки.)

- Сколько клеток расположено с левой стороны большой клетки, с правой стороны большой клетки? (Две левые клетки, две правые клетки.)

Далее учитель, исходя из особенностей своего класса, может организовать индивидуальную или групповую работу учащихся с заданиями № 1 – 8, стр. 8 – 9.

Задание № 2, стр. 8 можно предложить учащимся для пробного действия. Ученикам предлагается обвести в каждом квадрате желтые клетки и попробовать назвать каждую клетку по месту ее нахождения в большой клетке.

При этом учитель сначала дает ученикам возможность высказать разные варианты названия клеток, а затем в ходе согласования подводит к названию клеток, зафиксированному в эталоне № 2 «Маленькие и большие клетки» (П – 2.2).

Данный эталон учащиеся вклеивают в прописи, задание № 3, стр. 8 и повторяют вслух название каждой клетки: «Верхняя правая клетка; нижняя правая клетка; верхняя левая клетка; нижняя левая клетка». Алгоритм работы с эталоном представлен в данных методических рекомендациях выше, в теме 1.

Задания № 4 – 8, стр. 9 направлены на формирование у учащихся умения находить и называть место нахождения маленьких клеток в большом квадрате.

Задания № 4 – 5 предлагаем выполнить фронтально, тогда учащиеся по очереди комментируют расположение клетки, а весь класс закрашивает названную клетку в тетради.

Перед выполнением задания № 6, стр. 9 необходимо сначала рассмотреть с учащимися условный знак «работаем в парах» и уточнить, как ученики будут работать: «Сначала говорит один ученик и закрашивает названный квадратик, а другой ученик слушает и тоже закрашивает, а затем меняются ролями». При этом, в целях экономии времени, учитель может ограничить количество квадратиков. Например, предложить назвать и раскрасить только по одному квадрату или по два и т.д.

Задание № 7, стр. 9 можно предложить учащимся для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Например, предложить закрасить три нижние левые клетки в трех больших клетках проговаривая «про себя».

Затем учитель открывает подготовленный заранее образец для самопроверки, учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки, ставя рядом знак «+» или «?». При необходимости, проговаривая свои затруднения.

В итоге занятия учащиеся под руководством учителя отмечают, что они сделали новый шаг на пути к правильному и красивому письму цифр, сегодня они познакомились с помощниками госпожи Каллиграфии – с маленькими клетками и узнали, как их называть по месту расположения. На данном этапе педагог может задавать наводящие вопросы: «Что сегодня для себя открыли нового?», «Чему научились?» и т. д.

Важно, чтобы педагог соотносил цели, которые он определял для работы над данной темой с результатами, которые получены в итоге занятия, и учил этому своих учеников.

КОНСУЛЬТАЦИЯ 3.

На данном занятии учащихся знакомятся с понятием «рабочие» клетки.

Начать занятие учитель может словами: «Сегодня госпожа Каллиграфия поможет вам узнать один из главных секретов своих главных помощников – клеток».

- Что вы уже знаете о клетке? Что умеете с ними делать? (Мы умеем находить верхние и нижние клетки, правые и левые, умеем называть клетку по месту, где она находится.)

Для повторения изученного учитель может использовать в учебном пособии задание № 1, стр.10 или организовать игру «Назови клетку», которая повысит интерес учащихся к занятию каллиграфией и поможет за короткое время повторить название клеток в квадрате.

Для проведения игры «Назови клетку» нужен квадрат со стороной 10 см, обратная сторона которого разделена тонкой пунктирной линией на 4 маленьких квадрата, один из которых закрашен.

Учитель показывает квадрат так, чтобы закрашенная клетка была в верхнем правом углу и произносит слова: «Назови клетку». Тот, кто первый поднимет руку, называет: «Верхняя правая клетка». Если ответ верный, ученик садится, если неверный, остается стоять. Затем учитель поворачивает квадрат, чтобы клетка поменяла положение. Игру можно провести в парах или группах в виде блиц-турнира. Тогда надо дать детям время на обсуждение в паре или группе (не более 3 – 5 секунд).

Выполнение задания № 2, стр.10 можно организовать в группах, как практическую работу.

Так как первоклассники еще только получают первый опыт учебной деятельности, мы рекомендуем использовать на занятиях по каллиграфии, прежде всего игровые приемы и ситуации – это может быть игра «Называй-ка» или драматизация ситуации с помощью «Секретов госпожи каллиграфии».

В данном случае, учитель может заранее подготовить большой конверт, в котором лежат листы А 4 с заданием для каждой группы и планом работы (П – 3.1).

Учитель показывает конверт учащимся и рассказывает историю о том, что госпожа Каллиграфия просит первоклассников провести важное исследование и узнать один из главных секретов ее помощницы Клетки.

При этом учитель, исходя из своего уровня освоения и реализации технологии деятельностного метода обучения, определяет сам, какую форму работы с заданием № 2 выбрать, фронтальную или групповую.

Если учащиеся будут проводить свое исследование самостоятельно в группах, или парах, то перед работой необходимо сначала обсудить план работы с учащимися и, разобрать, какие действия должны выполнять учащиеся на каждом шаге плана.

Примерный вариант плана.

  1. Закрась в большой клетке верхнюю и нижнюю правые маленькие клетки одним цветом.
  2. Объясни, в каких клетках написаны цифры.
  3. Дай свое название закрашенным клеткам.

После выполнения задания каждая группа вывешивает свою работу на доске. Учащиеся наглядно видят: все цифры написаны в верхних и нижних левых клетках. Каждая группа предлагает свое название этих клеток. Если среди ответов не будет варианта «рабочие» клетки, то учитель с помощью вопросов подводит к понятию «рабочая» клетка.

В случае, если кто-то из детей заметит, что некоторые цифры не полностью помещаются в клетках, учитель должен обязательно похвалить за такую исследовательскую внимательность и сказать, что об этих цифрах пойдет речь на следующем занятии.

Далее учитель вывешивает эталон № 3 «Рабочие клетки» (П – 3.3)на доске, учащиеся сверяют свои варианты с эталоном.

Затем учитель вывешивает правило «Все цифры пишутся в рабочих клетках»

(П – 3.2) идети хором его повторяют. Данное правило остается висеть в классе на всех занятиях по каллиграфии до тех пор, пока все учащиеся его не запомнят.

ВСЕ ЦИФРЫ ПИШУТСЯ В РАБОЧИХ КЛЕТКАХ.

В задании № 3 стр. 10 учащиеся приклеивают эталон № 3 «Рабочие клетки» и выполняют все шаги работы с новым эталоном на основе алгоритма работы с алгоритмом после открытия нового знания, описанного в данных методических рекомендациях в теме 1. Отметим только, что для данного задания важно, чтобы показ клеток учащимися в эталоне и повторение их названия вслух происходили синхронно. При этом учитель может предложить одному из учащихся показывать клетки в эталоне на доске. Подобным образом следует действовать при работе с каждым новым эталоном.

Задание № 4, стр. 11 служит для осмысления нового знания. При его выполнении учащиеся хором по образцу проговаривают несколько развернутое содержание эталона. Акцент здесь делается уже на расположении обеих рабочих клеток в большой клетке (справа), количестве рабочих клеток (две), их отличительных особенностях (верхняя и нижняя). Образец проговаривания дается в задании № 4.

Задание № 5, стр. 11 рекомендуется выполнить в парах, чтобы каждый из учащихся получил возможность самостоятельно проговорить (объяснить) своему соседу по парте, что такое рабочие клетки, тем самым лучше осознать понятие «рабочие клетки».

Для самостоятельной работы с самопроверкой можно использовать задания № 6 или № 7 на стр. 11. Для этого учителю необходимо заранее подготовить образец для самопроверки – написать на доске, сделать слайд презентации или др.

В задании № 6, стр. 11 можно предложить учащимся выполнить задание в следующих трех после образца клетках (образец дан в первой клетке). Затем учащиеся сравнивают «свои» клетки с данным образцом, ставят знак «+» или «?». При необходимости проговаривают, что получилось, а что вызвало затруднения.

Аналогично можно выполнить задание № 7, стр. 11. Но в данном случае средством для самопроверки и самооценки будет служить образец, подготовленный учителем и эталон № 3 «Рабочие клетки».

В итоге занятия учащиеся под руководством учителя отмечают, что они сделали новый шаг на пути к правильному и красивому письму цифр: « Мы узнали один из главных секретов Клетки – помощницы госпожи Каллиграфии: «Все цифры пишутся в рабочих клетках, в верхней и нижней».

КОНСУЛЬТАЦИЯ 4.

На данном занятии учащиеся под руководством учителя актуализируют понятия «внутри – снаружи», вспоминают правило, что все цифры пишутся в рабочих клетках и выделяют цифры, у которых точки «нарушают» главное правило написания цифр – это цифры: 3, 5, 6, 8, 9, 0.

Так как все занятия по каллиграфии объединены одним героем – госпожой Каллиграфией, то на этапе актуализации учитель может попросить учащихся вспомнить один из главных секретов помощника Каллиграфии – Клетки, который они смогли открыть на прошлом уроке.

Ученики называют правила: «Все цифры пишутся в рабочих клетках», «Рабочие клетки расположены справа», «Рабочих клеток две – верхняя и нижняя».

Учитель вывешивает П – 3.3 эталон № 3 « Рабочие клетки» на доску и предлагает учащимся, опираясь на эталон, в парах выполнить в прописях задание № 1 стр. 12, – обвести границы рабочих клеток цветным карандашом и внутри каждой рабочей клетки нарисуйте по кружочку, а затем нарисовать цветочек снаружи рабочих клеток. Данное задание служит для актуализации понятий «внутри – снаружи».

Прежде, чем предложить учащимся индивидуальное задание для пробного действия, учитель сообщает «по секрету», что, оказывается, что не все цифры в королевстве Каллиграфии соблюдают это правило. И задача первоклассников, определить, какие цифры нарушает правило рабочих клеток.

Для этого в задании № 2, стр. 12 учащиеся выполняют первую часть задания – обводят одной линией рабочие клетки, затем находят точки, которые выходят за эту линию и обводят их кружком.

Исходя из особенностей своего класса, учитель на данном этапе может использовать любую форму организации работы учащихся (индивидуальную, фронтальную или групповую). Для работы в группах необходимо заранее подготовить карточку с образцом букв из печатного материала к теме 3 (П – 3.1).

Затем, после того, как учащиеся нашли и обвели кружком точки, которые выходят за границы рабочих клеток, учитель обращает внимание на то, что точки стоят в одном и том же месте в большой клетке, снаружи рабочих клеток.

Учащиеся под руководством учителя делают вывод, что это одна и та же точка и в группах обсуждают и придумывают свое название этой точке.

Еще раз напомним о необходимости давать возможность учащимся предлагать как можно больше своих вариантов. Все варианты выслушиваются, обсуждаются, согласовываются.

Учитель вывешивает П – 4.1 новый эталон № 4 «Точка снаружи рабочих клеток» на доску. Учащиеся сравнивают свои варианты, и если, среди предложенных вариантов был более понятный ученикам, могут сами уточнить эталон или дополнить. В данном случае, на следующих занятиях по каллиграфии учащиеся будут пользоваться своим вариантом названия точки снаружи и соответственно эталоном, что совсем не противоречит технологии обучения каллиграфии (ТОК).

Отметим для учителя, что «точка снаружи» рабочих клеток – это единственная точка на контурах цифр за границами рабочих клеток, место расположения которой не удается точно локализовать словами, как, например, в остальных случаях (в центре клетки, в углу и т. д.)

А в этом случае всегда остается вероятность, что точка окажется на самой линии границы или в центре нижней левой маленькой клетки.

Поэтому учитель может предложить детям дополнительное средство самоконтроля – между нижней рабочей клеткой и «точкой снаружи» можно поставить еще одну и только одну точку.

Положение «точки снаружи» относительно середины левой границы нижней рабочей клетки можно будет обсудить с детьми позже, после введения понятия «граница» и «середина».

Пока же данная точка запоминается, прежде всего, визуально, с неполной схемой ориентировочной основы действий (ООД). Напомним, что полная схема ООД – это всегда точная и однозначно понимаемая инструкция к действию.

Для формирования умения отмечать «точку снаружи» рабочих клеток в учебном пособии предлагаются задания № 4 – 7, стр. 13.

Сначала учащиеся отмечают «точку снаружи» в больших графленых клетках с выделенными цветом рабочими клетками и проговаривают хором свои действия: «Ставлю точку снаружи» (задание № 4).

Затем сами закрашивают рабочие клетки и ставят «точку снаружи», проговаривая свои действия вслух (задание № 5) и «про себя» (задание№ 6).

Задание № 6 можно предложить для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

В заключение занятия учащиеся под руководством учителя отмечают, что они сделали новый шаг на пути к правильному и красивому письму цифр, открыли для себя место написания важной точки на контурах цифр – «точки снаружи» рабочих клеток.

ТЕМА 5. ИГРАЕМ В «ТЕЛЕФОН».

Основная цель:

1) Познакомить учащихся с правилами дидактической игры «Телефон», научить играть в данную игру для тренировки умений, полученных на предыдущих занятиях по каллиграфии.

2) С помощью игры «Телефон» потренироваться в умении определять, показывать и называть места расположения клеток в большой клетке, рабочих клеток, «точки снаружи» рабочих клеток.

Печатный материал:

П – 5.1 Описание игры «Испорченный телефон».

Эталоны № 1 – 4.

КОНСУЛЬТАЦИЯ 5.

Дидактическая игра «Телефон» рассматривается нами как форма организации работы в парах и является универсальной формой тренинга практического применения нового знания с само- и взаимоконтролем при опоре на полные схемы ориентировочных основ действий (эталоны) в технологии обучения каллиграфическому письму цифр (ТОК).

Данная игра может применяться с момента изучения учащимися любых учебных элементов (дидактических единиц) курса каллиграфии.

На этапе мотивации учитель сообщает, что сегодня учащиеся узнают, как играть в новую игру, которая тоже поможет им научиться писать цифры правильно и красиво. Игра называется «Телефон». Сначала можно вспомнить и обсудить правила традиционной игры «Испорченный телефон», которые первоклассникам известны (П – 5.1)

Если учитель знаком с содержанием курса «Мир деятельности»[2], то при обсуждении правил игры может познакомить первоклассников на доступном им уровне с ролями в коммуникации – с ролью автора и с ролью понимающего. Например, просто пояснить, что когда разговаривают два человека, один говорит, а другой слушает. Того, кто высказывает другому свою мысль мы можем назвать автором, а тот, кто слушает, старается понять, что ему говорит другой человек. Его можно назвать понимающим. Отдельно останавливаться на занятии на правилах автора и понимающего в коммуникации не следует. Это цель надпредметного курса «Мир деятельности».

И только потом перейти к новой игре «Телефон». Учащиеся под руководством учителя рассматривают картинки в задании № 1, стр. 14, и отвечают на вопросы к заданию.

На картинке изображены мальчик и девочка, это ученики, они сидят за партой. На крышке парты между детьми стоит «стена» (например, учебник по математике).

Дети друг друга не видят но, естественно, слышат. В руках у них карандаши. Мальчик говорит и пишет, а девочка слушает его и тоже пишет. Дети «играют в «Телефон».

Затем, выполняя задание № 2, стр. 14, учащиеся знакомятся с условиями игры «Телефон» и тренируются их выполнять. В ходе обсуждения условий игры, они выделяют следующие правила игры:

  1. Сначала надо определить тему игры и вспомнить соответствующие эталоны (в этом поможет плашка с указанными номерами эталонов).
  2. В игре участвует двое. Каждый участник работает в своих прописях на поле для игры – в левой части («Я рисую и диктую») или правой («Мне диктуют, я рисую»).

  1. В игре нужно поочередно выполнять роли «автора» («Я рисую») и «понимающего» (Мне диктуют, я рисую).
  2. Каждый участник, в соответствии с согласованной темой игры, задумывает свой вариант диктовки.
  3. С помощью считалки или жребия, или просто договорившись, можно определить, кто будет первый начинать игру в роли «автора» – диктовать свой вариант второму участнику игры в роли «понимающего».
  4. Первый участник («автор») начинает работать в левой части игрового поля – рисует задуманное сам и проговаривает вслух свои действия («диктует»)другому.
  5. Второй участник («понимающий») в это время слушает, старается понять «автора» и под диктовку рисует в правой части игрового поля.
  6. Подсматривать нельзя![3]
  7. Можно ли пользоваться эталонами? Этот вопрос решается по договоренности в начале игры.
  8. Проверка результата. «Стена» убирается, картинки сравниваются. Если они одинаковые – участники ставят знак «+». Если «автор» продиктовал неверно или «понимающий» допустил ошибку, ставят знак «?», затем ошибку вместе исправляют, и ставят знак «+». Побеждает дружба! Участники пожимают друг другу руки.
  9. Роль «автора» переходит ко второму участнику, а роль «понимающего» к первому. Игра продолжается.

Для тренировки умения применять правила игры в «Телефон» учитель может сначала организовать фронтальную работу и на своем примере показать образец диктовки в роли «автора».

Для этого необходимо заранее продумать, где «автор» будет «рисовать». Например, на заранее подготовленной карточке, если створки доски закрываются – на обратной стороне доски, и др.

После окончания диктовки «автор» открывает свой вариант, а учащиеся соотносят со своим результатом. Те, у кого результат совпал, ставят себе «+», у кого не совпал – знак «?», и исправляют свою ошибку.

Затем роль «автора» могут выполнить несколько учеников по очереди, пока учитель не убедится, что правила игры и проверки результатов понятны каждому. В заключение игры можно предложить всем учащимся поаплодировать себе или пожать руки друг другу.

После такой подготовки учащимся будет понятно и интересно играть в парах, они смогут организовать игру в «Телефон» с родителями.

В заключение занятия учащиеся под руководством учителя делают вывод, что игра помогла им закрепить умение называть место расположения изученных клеточек и точек.

Эту игру можно организовывать на всех этапах обучения письму цифр, а также на других уроках, например, на уроке письма, если в этих курсах учебные элементы также представлены в виде эталонов-полных схем ООД. В противном случае, дети не смогут осуществить критериальный (с опорой на эталон) само- и взаимоконтроль, и игра потеряет дидактический смысл.

КОНСУЛЬТАЦИЯ 6.

В начале занятия необходимо вспомнить с учащимися понятия: «справа», «слева», «вверху», «внизу».

С этой целью можно организовать игру, например, «Выполняй – не зевай». Учитель озвучивает действие, а учащиеся выполняют: «Поднимите правую руку вверх, коснитесь правой рукой левого колена, топните левой ногой, опустите правую руку вниз, а левую поднимите вверх и т.д.» Для усложнения задания учитель вместе с заданием может показывать действия, не соответствующие названным; за ошибку можно назначать штрафные очки.

Затем учитель говорит, что сегодня госпожа Каллиграфия снова пригласила своего главного помощника, и просит назвать его имя. (Это Клетка.)

- В задании № 1, стр.16 рассмотрите клетку, обведите каждую границу клетки и покажите на пальчиках, сколько границ у клетки. (4)

- Покажите нижнюю границу клетки.

- Попробуйте назвать границу, на которой стоит точка. (Верхняя граница.)

- Назовите остальные границы клетки (Правая граница, левая граница).

Учитель открывает П – 6.1 эталон № 5 «Границы клетки».

А учащиеся вклеивают эталон в учебное пособие в задании № 2, стр.16.

При ограничении времени на уроке, учитель может предложить учащимся вклеить эталон № 5 «Границы клеток» в учебное пособие дома.

Выполнение задания № 3, стр.16 поможет учащимся закрепить умение определять и называть границы клеток.

На данном занятии начинается подготовка учащихся к введению понятия точки-опоры и формированию умения отмечать место точек в клетке. В частности, умение ставить точку на верхней границе клетки отрабатывается при выполнении задания № 4, стр. 17. Образец проговаривания дан в упражнении: «Ставлю точку на верхней границе клетки».

Данное задание учащиеся начинают выполнять фронтально – 3 – 4 ученика по очереди называют положение точки, а остальные ставят точку в указанное место в своих прописях, затем продолжают работать все вместе, хором проговаривая свои действия.

Аналогичным способом отрабатывается умение ставить точки на нижней, правой, левой границе клетки в задании № 5, стр. 17. Первую часть задания под цифрой 1) можно выполнить в парах.

Примерный вариант диалога перед выполнением упражнения № 5, стр. 17 1):

- Посмотрите на задание № 5 на стр.17. Сколько заданий вы будете выполнять? (Два.)

- Что вы будете делать под цифрой 1)? (Ставить точки на нижней границе клетки.)

- В каких клетках вы будете ставить точки на нижней границе клетки? (В больших и маленьких).

- Как вы будете работать в парах? (Мы будем проговаривать свои действия по очереди, а точки будем ставить каждый в своих прописях).

Форму выполнения задания в строке 2) учитель определяет сам, исходя из особенностей своего класса.

В целях экономии времени, можно ограничить количество клеток, в которых необходимо поставить точки. Например, поставить точки на правой и левой границе клетки в трех больших клетках и трех маленьких и т.д.

В задании № 6, стр. 17 учащиеся работают в маленьких (тетрадных) клетках. Сначала учитель может сам продиктовать место расположения точек на границах первых пяти клеток. А учащиеся ставят указанные точки, проговаривая «про себя» свои действия.

Примерный образец для диктанта.

  1. Ставлю точку на верхней границе клетки.
  2. Ставлю точку на левой границе клетки.
  3. Ставлю точку на нижней границе клетки.
  4. Ставлю точку на верхней границе клетки. Ставлю точку на правой границе клетки.

Затем учитель открывает образец для самопроверки, и ученики проверяют свою работу. Если место положения точки совпало с образцом, ученики ставят знак «+», не совпало – знак «?». Далее учащиеся называют свои затруднения и исправляют ошибки.

В оставшихся клетках первоклассники могут потренироваться ставить точки на разных границах рабочей клетки, проговаривая «про себя».

Игру в «Телефон» (задание № 7, стр. 17) на тему «Границы клеток» учитель может организовать в группе продленного дня.

В заключение занятия учащиеся делают вывод, что сегодня они сделали шаг к правильному и красивому письму цифр – научились называть границы клетки и ставить точки на указанных границах.

КОНСУЛЬТАЦИЯ 7.

На этапе актуализации учитель напоминает учащимся, что на прошлом занятии они научились определять и отмечать границы клетки – главного помощника госпожа Каллиграфии.

Для того, чтобы вспомнить название границ, можно предложить выполнить в прописях задание № 1, стр. 19. Учащиеся фронтально на доске и в учебном пособии обводят цветными карандашами выделенные границы клеток и называют их. Затем ставят точку на каждой границе и называют место расположения точки. (Например, ставлю точку на верхней границе клетки.)

- Вы молодцы, хорошо научились называть и отмечать границы клетки, ставить точки на указанных границах клетки. Сегодня вы продолжите работать с границами клетки и узнаете о них что-то новое и важное.

- Сегодня госпожа Каллиграфия приготовила для вас слово.

Учитель открывает на доске слово «середина», просит одного из читающих учеников прочитать.

- Как вы понимаете, что значит, «середина»? (Учащиеся высказывают свои версии.)

Для у

Наши рекомендации