Сущность мотивов человеческой деятельности
Люди трудятся, в конечном счете, для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Потребность – это нужда в чем-либо, вызывающая у человека состояние дискомфорта.
Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, уважении, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость человека) и вторичными (в условиях развития личности); материальными и нематериальными.
Однако наличие одних потребностей еще недостаточно, чтобы человек проявил свою активность. Помимо потребностей активную деятельность людей обусловливают следующие факторы:
1. мотивы, под которыми понимаются осознанные или неосознанные внутренние побуждения к действиям, направленные на удовлетворение этим потребностям.
Речь может идти, например, о стремлении человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от чего-то уже имеющегося у него, что он желает сохранить или избежать неудобств, которые приносит обладание ими.
Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его индивидуальную мотивационную структуру, обусловленную уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, ценностями и прочее. Такая структура достаточно стабильно, но поддается целенаправленному формированию, например, в процессе воспитания.
Для успешного руководства людьми каждый руководитель должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят и чего не хотят, к чему стремятся его подчиненные. Исходя из этого, он либо изменяет мотивационную структуру поведения, развивая желательные мотивы и ослабляя не желательные, либо осуществляет прямое воздействие на поведение.
Необходимо отметить, что между применением стимулов и конечных результатом деятельности человека нет однозначной связи, т.к. здесь вмешивается много случайных или субъективных факторов, например, таких как, способности человека, настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние третьих лиц;
2. притязания – т.е. желаемый уровень удовлетворения потребностей. Например, одни стремятся стать миллионерами, а другие довольствуются малыми деньгами;
3. ожидания – оценка личностью вероятности наступления события, конкретизирующая ее притязания применительно к ситуации. Ожидание – это предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия;
4. установки – отражают собой предрасположенность, готовность человека к тем или иным действиям в конкретных ситуациях;
5. оценки степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей;
6. стимулы – это блага, с помощью которых человек может удовлетворить свои потребности. Стимулы действуют не сами по себе, а предварительно подвергаются сознательной оценке (они могут не повлиять на поведение, если их оценка оказывается низкой, а также, если эти стимулы потребуют нереальных действий).
Добиться от людей желаемого поведения можно двумя путями:
1. подобрать человека с заданным уровнем внутренних установок;
2. воспользоваться внешней мотивацией с помощью стимулов.
По содержанию стимулы бывают экономические и неэкономические.
Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований предъявляемых к ним получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Экономические стимулы связаны с теми потребностями, которые удовлетворяются с помощью благ и услуг, имеющих цену. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными (облегчающие получение прямых стимулов: свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
В то же время возможности экономических стимулов ограничены, поэтому принцип максимизации собственных выгод нельзя абсолютизировать. Этому принципу противостоят:
· стремление к благотворительности;
· безразличие по отношению к материальным благам, в частности к деньгам;
· невозможность достижения с их помощью многих целей, ради которых люди наоборот часто жертвуют материальной выгодой: многие отказывались от богатств мира сего и удалялись в монастырь;
· иррациональность поведения человека;
· психологические факторы (например, неприятие риска);
· эффект насыщения потребностей (даже самые престижные блага мотивируют до определенных пределов, а затем приедаются).
Установлено, что при изменении абсолютной величины вознаграждения уровень притязания индивида изменяется не линейно: сначала он повышается, т.к. в первую очередь оценивается неполученный доход, возможность заработать который имелась. По мере повышения вознаграждения индивид начинает обращать внимание на получаемый доход, достаточная величина которого его притязания ослабляет.
Неэкономические стимулы делятся на организационные (создание благоприятных условий труда, здоровый климат в коллективе, высокие цели и прочее) и моральные (выражение публичной или личной благодарности, занесение на доску почета и пр.).