Высшая из 10-и сфирот каждого уровня светит на эти 10 сфирот таким образом, что в мире Ацилут все его 10 сфирот получают свет хохма, а в мире Брия все 10 сфирот получают свет хасадим.

(ТЭ"С, стр. 116)

4) Таким образом, мир Ацилут получает высший ор хохма, т.к. Мир Бесконечности облачается в нее, и поэтому считается, что Ацилут получает не более чем свет хохма. А Брия получает только свет бина, потому что и свет Бесконечности, и хохма облачаются в бину, как сказано: высшая мама качается в своем кресле (миконена). Потому что курсая - мир Брия - получает свет бины мира Ацилут, т.к. образовался масах, отделяющий Эйн Соф и хохма от мира Брия.

- комментарий -

Кинун от слова кен - птичье гнездо. Понятие кинун означает - присутствует и не присутствует. Что это значит? Намек на птицу, которая прилетает, кормит своих птенцов и снова улетает за пищей для них. И это есть только у птиц. Женщина не должна убегать от своего ребенка для того, чтобы достать пищу: ей приносят младенца, и она кормит, у нее постоянно существует молоко, а у птицы нет, поэтому она обязана с первого же дня летать и приносить. Не существует у птиц внутри резервуара, из которого она бы давала пищу детям.

Курсая - это кресло, а также - от слова кисе - покрытие, сокрытие. Каждое слово в Каббале имеет очень много всевозможных оттенков, оно объясняет различные свойства. Так вот, Има Илаа, высшая мать, т.е. бина мира Ацилут, присутствует и не присутствует в мире Брия, называемом "курсая". Почему присутствует или не присутствует? Дает и не дает свет в мир Брия. И поэтому зивуг дэ-акаа на бхину бет не приводит к парцуфу постоянный свет в мир Брия, и потому этот зивуг называется "кинун".

В духовном мире, как уже упоминалось, наивысшее достижение парцуфа определяет все его 10 сфирот, потому что все 10 сфирот связаны между собой и нет между парцуфим разницы в количестве сфирот, отличие в каждом случае только в экране.

10 сфирот, они всегда юд-кей-вав-кей - 4 буквы, которые не меняются - это скелет, а экран создает все отличия между парцуфим. Если бы у нас не было Цимцума Алеф и решения принимать ради Творца, то у нас было бы всего 4 стадии прямого света юд-кей-вав-кей - эти 4 буквы получали бы весь свет, который бы исходил из Творца. Кли решило, что оно будет принимать в той мере, в которой оно будет схоже с Творцом, и мы этот буквенный скелет, скелет этого кли - юд-кей-вав-кей - называем Творцом, именем Творца.

В принципе, это разве Творец? Это же творение, это же сфирот хохма, бина, Зеир Анпин, малхут. Поскольку после Цимцума эти 4 буквы, эти 4 свойства с помощью экрана наполняются светом ради Творца, в подобие Творцу, то они изображают собой Творца, пусть в какой-то определенной мере, но всегда Его свойства. Поэтому мы называем это имя именем Творца.

Самого Его мы не постигаем, а это имя, т.е. кли вместе со светом, говорит нам о каком-то Его проявлении, свойстве. Поэтому мы говорим, допустим, что юд, кей, вав, кей в каком-то определенном наполнении светом называется "Моше", в каком-то другом наполнении светом называется "Гавриэль", или А"Б, или СА"Г - т.е. это проявление свойств Творца, хотя это на самом деле кли. Но поскольку наполнение происходит с помощью экрана, то это не просто кли, а кли, подобное Творцу.

А когда оно полностью будет подобно Творцу? Тогда, когда полностью на все свои желания сделает экран и полностью получит весь свет, который исходит из Творца. Тогда это имя и Творец будут едины, как говорится " аШем эхад у Шмо эхад". А до тех пор - нет. Есть разные келим и они все сходны. У всех у них есть кетер, хохма, бина, Зеир Анпин, малхут. Все одинаковы, подобно тому, как у всех людей, у маленьких, у больших, у белых, черных, красных - не важно у каких - у всех одинаковый скелет. А что у них разное? Разное то, что дополняет этот скелет, больше ничего.

Каким образом мы определяем наполнение этого скелета? По наивысшему уровню экрана, наивысшей силе экрана. Если экран гимел де авиют, значит все 10 сфирот этого скелета уровня хохма. Экран бет де авиют - все 10 сфирот скелета уровня бина. Что значит 10 сфирот? Все 10 сфирот наполняются светом бины. В этом свете бины есть, конечно, свой НаРаНХаЙ (света нефеш, руах, нешама, хая, йехида), но весь этот НаРаНХаЙ относится к бине.

Если это хохма, то весь НаРаНХаЙ относится к хохме, и т.д. Поэтому каждая духовная конструкция определяется своей наивысшей сфирой, т.е. наивысшим достижением экрана, уровнем, до которого экран может достать своим отраженным светом. Экран не определяет, сколько светов будет в парцуфе - в нем всегда будет 5 светов, потому что в нем существует 5 сфирот: кетер, хохма, бина, Зеир Анпин, малхут, и мы говорим только о том, какого уровня будут эти света. Поэтому мы говорим, что любой парцуф, где бы он ни был, состоит всегда из 10 сфирот. Разница только в том, какой свет эти 10 сфирот наполняет, т.е. с помощью какого экрана они наполняются.

После Цимцум Алеф малхут решила принять какое-то количество света. Приняла, сколько смогла, затем, после того, как масах полностью использовал свой авиют, малхут начинает снова принимать какое-то количество света в другой парцуф. Мы говорим о том, что следующий парцуф, следующая порция света ради Творца уже не такая, как предыдущая, не только по количеству, но и по качеству. Т.е. это не просто первый парцуф, только в уменьшенном виде, а 2-й парцуф он уже и по своим свойствам другой: если первый парцуф кетер, то второй - хохма. Если первый парцуф "собака", то второй парцуф - "кошка". Каким образом, почему это так происходит?

Потому что все решимот, на которые выходит парцуф, исходят из малхут Эйн Соф. И после того, как малхут Эйн Соф сделала Цимцум, все эти решимот в ней выстраиваются в определенную линию, в цепочку от самого большого до наименьшего. Т.е. все эти решимот - это сфирот малхут де Эйн Соф, которые были наполнены светом, а сейчас они не наполнены светом и желают наполниться с помощью экрана.

Поэтому сейчас, с помощью экрана, они требуют своего наполнения. Сначала наполняется самое первое решимо, затем 2-е, 3-е и т.д. А поскольку они располагаются по цепочке, как в малхут де Эйн Соф, то каждый парцуф выходит по цепочке из предыдущего и отличается от него и по качеству, и по количеству одновременно - оба эти параметра связаны между собой.

Малхут де Эйн Соф есть просто желание. После того, как оно начало наполняться светом, в этом свете начали ощущать свойства тех бхинот, откуда этот свет пришел. Малхут де Эйн Соф просто начала наслаждаться, потом она видит: этот свет, которым я наслаждаюсь, приходит ко мне от кого-то, называемого бхина гимел. Значит, она таким образом определяет, что существует бхина гимел, и какой свет есть в ней.

А затем бхина гимел начинает ощущать, что внутри нее тоже кто-то, кто дает свет, бхина бет. И начинает наслаждаться светом бхина бет и т.д., пока не доходит до бхинат шореш и света, который находится в бхинат шореш. Свет, который находится в бхинат шореш, желает только все отдать. И тут она начинает понимать, что она желает только получать.

Вот из-за этого несоответствия, из-за противоположности этих 2-х желаний, в ней возникает желание немедленно сделать Цимцум, перестать быть получающей. Но до того, как она сделала этот Цимцум, в малхут образуется 10 сфирот, в каждой из которых есть свой определенный свет. Т.е. малхут де Эйн Соф состоит уже из 10-и сфирот.

Это мы называем итколелут, взаимное включение предыдущих частей в ней самой. Сделала Цимцум. Ничего больше не желает, свет ушел. Внутри малхут де Эйн Соф есть 10 пустых игулим (окружностей). Теперь она желает получать в них ради Творца. Вопрос в том, как она сейчас может получать ради Творца в эти 10 игулим? Она может сначала наполнить первый круг, потом 2-й, потом 3-й и т.д., или она должна наполнять себя обязательно по сектору: мы режем от центра все 10 игулим, как пирог.

Мы говорим о том, что малхут не может получать ни для себя, ни ради Творца, если она не будет себя наполнять. А наполняет она себя только в самой своей внутренней, последней части - малхут де малхут, а все предыдущие части только ее создают. Поэтому любая порция света состоит из сектора этой малхут Мира Бесконечности, т.е. включает все ее 10 бхинот.

Любое наполнение обязательно должно состоять из 10 светов. И этот сектор она теперь делит еще на 2 части, называемые тох и соф. И в тох есть 10 сфирот, и в соф есть 10 сфирот. Т.е. она разрезает этот сектор еще на 2 сектора. И так каждое получение света.

Теперь вопрос в другом: почему получение света таким образом дает нам парцуфим различного вида? Большие, меньшие, еще меньшие. Но не только в этом отличие. Отличие еще и в качестве. Кто создает это различие в качестве, отличающее эти сектора один от другого? Каким образом они могут быть разными? Почему один сектор у нас будет кетер, как будто он относится к самой наружной части малхут, а другой - хохма, а третий - бина, т.е. относящиеся к более низким ее частям, к более грубым, эгоистическим?

Кто создает это различие? Экран. Как сопоставить эти отличия? Если мы будем рисовать парцуфим и миры в этом круге малхут де Эйн Соф, то будем рисовать их один под другим, т.е. сверху парцуф кетер, потом хохма, потом бина. Рисуем также миры: Ацилут, под ним Брия, Ецира, Асия, но мы не рисуем их в виде секторов внутри круга малхут де Эйн Соф. Как же сопоставить одно с другим?

Мы говорим: Гальгальта - самый большой парцуф, который начинается с кетер и кончается в малхут де А"К. "Голова" в Мире Бесконечности, а "ноги" прямо в центральной точке творения. Все остальные парцуфим - маленькие, меньше, меньше, еще меньше - не сводятся куда-то к центру Гальгальты, а к ее низу, одеваются на нее сверху вниз.

Это если мы говорим о мирах. А с другой стороны, если они одеваются друг на друга, то они одеваются все время как бы от центра наружу. А если мы говорим о том, как творение проникает все ближе и ближе через толщу этих миров к Творцу, то оно как бы снаружи проникает внутрь всех этих оболочек, которые скрывают Творца, Он якобы находится внутри.

И мы также говорим пнимиют (внутренняя часть) и хицониют (наружная часть). Хицониют менее важный, пнимиют более важный. Как сопоставить все эти категории? В принципе, эта система не цифровая, а аналоговая. Т.е. она одновременно проявляется от начала и до конца, причем начала и конца нет. Есть причинно-следственная связь, но не построенная, а уже готовые связи для творений, постигающих эту систему.

А сама она не образуется сверху вниз или снизу вверх, сама она сразу же мгновенно создается в готовом виде в своем 3-ем, окончательном состоянии, безо всяких промежуточных состояний. И только творения, когда начинают себя ощущать, то они начинают воспринимать и оценивать относительно себя эту систему таким образом, как мы ее сейчас изучаем, раскрывать в мере исправления своего экрана, в мере возможности постижения со своей стороны, от себя, снизу вверх.

А сама по себе эта система никогда не была в этих состояниях, она просто такой создана и все. Т.е. Творец создал 1-е, 2-е, 3-е состояния одновременно. Он захотел создать творения и создал их в самом их совершенном состоянии, Он не мог создать их по-другому. А мы для того, чтобы оценить, где мы находимся на самом деле, должны пройти внутри себя состояния оценки того, что Он сделал, чтобы оценить, вкусить, постичь, вот этот наш путь мы должны пройти в состоянии подготовки настоящего ощущения...

Мир Ацилут может получить свет только от уровня хохма, но не от уровня кетер, потому что его масах де бхина гимел работает в мире Ацилут сверху вниз. Т.е. он одевается в бхина гимел, находящуюся выше мира Ацилут, и поэтому получается масах, полностью закрытый для ор хохма, и считается, что получает только от уровня хохма и ниже.

И этот масах полностью скрывает ор кетер от тех, кто получают ор хохма, и ниже. Допустим, мир Адам Кадмон получает ор кетер. Затем мир Ацилут делает масах на бхина гимел и получает свет от мира Адам Кадмон - ор хохма. Ор кетер он уже получать не может. Его масах бхина гимел не в состоянии проявить ор кетер, он его не чувствует. Для него ор кетер или ор Эйн Соф - это одно и то же. То, на что нельзя сделать ограничения, не ощущается.

Мы это знаем из любой нашей науки. Если я не могу что-либо измерить, я и не ощущаю, что это существует. Т.е. то, на что у меня не существует ограничений, не поддается моему ощущению. То же самое относительно духовных миров - вокруг меня все это существует, а я этого не ощущаю, потому что я не могу сделать на них ограничения, нет у меня этого экрана. Тот же самый принцип. Т.е. самое главное - сделать ограничения. Чем оно будет тоньше, чем оно будет глубже, тем более тонкие структуры войдут в наши ощущения.

А Брия получает свет бина сверху, потому что Эйн Соф и хохма одеваются внутрь света бины. Т.е. масах де бхина бет совершенно не ощущает светов выше, чем свет бина, потому что его ор хозер достает снизу вверх только до уровня бины. Все, что выше, называется Эйн Соф, "без конца", он не делает на это ограничения, соф и поэтому и свет хохма, и свет кетер для него одинаково являются Эйн Соф.

Кетер и хохма скрыты внутри света бины, потому что ор хозер не может достать больше, чем до уровня бины. И поэтому Брия получает только свет бины и не может получить свет от кетер и хохма, потому что ее масах полностью закрывает свет, который находится выше постижения мира Брия, экрана мира Брия. И это то, что говорит Рав: "создался экран, который полностью отделяет кетер и хохма от Брия". И запомни, что кетер называется Эйн Соф.

Бина мира Ацилут проводит в ЗО"Н мира Ацилут ор хохма, бина мира Брия проводит в ЗО"Н мира Брия ор бина.

(ТЭ"С, стр. 116)

5) Но если спросишь, что Зеир Анпин и нуква в мире Ацилут и Зеир Анпин и нуква в мире Брия одинаковы, поскольку оба получают от бины мира Ацилут, то, как мы уже выяснили раньше, ответ в том, что Зеир Анпин и нуква мира Ацилут получают именно ор хохма. Как сказано: все создано светом хохма, и бина может только послужить для них проводником, передатчиком света, но после мира Ацилут бина становится масахом и полным облачением на хицониют, внешнюю часть кли бина де Ацилут, и только с помощью этого масаха получают все 10 сфирот мира Брия свет Мира Бесконечности, ор Эйн Соф.

- комментарий -

Зеир Анпин и малхут в мире Ацилут получают ор хохма. Мы говорили, что далее свет Бесконечности - свет хохма - уже скрыт, и мир Брия получает только свет бины.

О внутренней работе

Нельзя делиться с другими своими личными ощущениями. Можно обсуждать любую статью, учить вместе ТЭ"С. Обсуждать на том языке, на котором написана Каббала - в этом нет никаких проблем. Статьи Баруха Ашлага можно читать и можно обсуждать, только безотносительно к своим личным состояниям. И уж совсем нельзя говорить о том, в каком состоянии я в данный момент нахожусь и что при этом ощущаю, что я при этом воспринимаю и т.д.

Этого нельзя никоим образом никому рассказывать, потому что при этом человек навязывает другому свою матрицу ощущений. Вам непонятно, что с вами происходит, если вы делитесь своими ощущениями, но тем не менее - этого делать нельзя. И кроме того, вы вызываете на себя так называемый "дурной глаз". Это, конечно, не тот дурной глаз, о котором на улице говорят, но все-таки это определенная духовная сила, которая существует и действует даже на тех, кто еще не находится на духовных ступенях, но возбуждает на себя соответствующие внешние силы.

В "Зоар" есть на эту тему целая книга, которая называется "Сафра де цниюта" - "Книга Скромности". Это книга о том, что человек должен скрывать свое желание, делать экран. Эта часть, самая сложная из всей книги "Зоар", говорит о том, каким образом устроены все парцуфим в мире Ацилут и какие есть системы в каждом парцуфе. Огромное количество систем. И там они разбираются путем очень точного анализа их внутренних структур, состояний.

Очень сложная, тяжелая часть. Соответствует примерно 13-ой части ТЭ"С. Человек должен, (хотя он еще и не понимает, что значит духовная скромность, т.е. экран), делать такое же сокрытие, какое Творец делает на себя. Тогда он будет схож с Творцом, и в соответствии с этим они начнут друг другу раскрываться. С товарищем надо говорить о любых общих знаниях, но ни в коем случае не о личных ощущениях и состояниях....

Бааль Сулам написал ТЭ"С не на самом сложном языке. Те вещи, которые он писал для себя в сжатом виде, выглядят как формулы, матрицы, очень сложные виды записей. Там он пишет слово, состоящее из 30-40 букв. А это слово включает в себя и структуру, и состояние, и всевозможные внутренние движения, и т.д. Т.е. имеется в виду уже другой язык, в котором он пользуется для передачи этих состояний другими терминами, неизвестными нам.

А здесь он пишет относительно доступным языком. И очень скоро те, кто начинает серьезно вникать в текст, могут понять этот язык и начинают изъясняться на нем, могут объясниться. Поэтому лучше всего объясняться не на языке личных чувств, а на языке ТЭ"С, т.к. он более универсальный. Бааль Сулам мог написать вместо прямого света - "наслаждение, идущее от Творца", отраженный свет - "намерение насладить Творца", и все перевести на такой чувственный язык.

Он немного открывает, сколько-то закрывает, таким-то образом представляется, таким-то образом скрывается. Он мог бы все это изобразить проще. Но тогда точных состояний не передашь, потому что мы не знаем нашего собственного внутреннего чувственного аппарата. Наука, с одной стороны, чисто опытная, но очень уж личностная.

Так что лучше всего - говорить с друзьями, с товарищами на языке Каббалы. И надо очень, очень бояться вредного влияния даже от самого хорошего товарища, который и не думает тебе вредить, но когда ты духовно открываешься, ты подставляешь себя под любое воздействие.

Лучше всего, если человек представляет, будто он находится внутри бетонного кольца, сквозь которое никто не может проникнуть к нему своими влияниями, а он может смотреть из этого бетонного кольца только вверх и видеть только Творца. Если он представляет себе свое состояние именно таким, тогда он действительно четко находится в исходном хорошем состоянии.

Через меня прошло несколько тысяч человек, через моего Рава прошло намного больше. Когда мы с ним гуляли или посещали какое-нибудь меропреиятие, вдруг бросались к нему какие-то люди, жали руку, спрашивали о здоровье. Этот учился у него 20 лет назад, этот - 40 лет назад, а этот 10 лет назад, и т.д. Мы все не первый раз являемся в этом мире. В одном кругообороте никто из нас не может достичь Цели Творения, т.е. спуститься в этот мир и сразу же за один раз пройти все 6000 ступеней, дойти до последней ступени, до полного слияния с Творцом.

Пройти, как он говорит в предисловии к ТЭ"С, 4 стадии любви за один раз - невозможно, так же, как мы изучаем, что невозможно, чтобы малхут дэ Эйн Соф сразу же за один зивуг приняла в себя весь свет ради Творца, ради отдачи. Допустим, мы прошли много жизненных кругооборотов. В итоге добрались до такого состояния, что нам позволили уже приблизиться к инструкции, с помощью которой мы можем начать осознанно двигаться на последнем этапе к Цели Творения, в то время, как все предыдущие наши жизни были неосознанные. Жили, как и сейчас живет все население земли. И в этой жизни неизвестно, чего каждый из нас достигнет. В принципе, если человеку дали эту инструкцию в руки, он может пройти все за один кругооборот. Это то, что я слышал от Рава, и я верю, что это так. Но с другой стороны, я видел тысячи людей, которые когда-то у него учились и потом перестали.

У Рава были каждый месяц трапезы новолуния (рош ходеш), на которые приезжал каждый, кто хочет, и там собиралось человек 150. Среди них было систематически занимающихся человек 30, остальные - так называемые поклонники учения. Это тоже неплохо. Я ни в коем случае не выгоняю никого. Но для того чтобы серьезно идти вперед, нужна целеустремленная, сплоченная группа. Тому, кто может войти в эту группу, чтобы серьезно заниматься, вход открыт.

Я не говорю тем, кто может заниматься только раз в месяц, что не стоит заниматься. Этот раз в месяц - то единственное, что у него останется после того, как он из этого мира уйдет. Расчет на следующий кругооборот будет исходить только из того, что он именно раз в месяц все равно чем-то занимался и что-то приобретал. Все остальные его занятия в этом мире исчезают вместе с телом.

Каждый движется вперед согласно своему желанию, согласно тому, что ему дают свыше, согласно тому, насколько он может попросить свыше дополнительных желаний и дополнительных сил. В итоге это зависит от интенсивности учебы и от интенсивности связей с остальными членами группы. Те, кто приходят сюда и сидят, хотя и спят во время занятий, все равно получают подпитку от группы, их не выбрасывают наружу, свыше их держат и они остаются здесь и постепенно начинают получать больший вкус, большую тягу к духовному, постепенно начинают переоценивать все ценности этого мира по сравнению с духовным миром и идут вперед.

Наши рекомендации