Развитие методических основ преподавания математики в коррекционной школе viii вида

Методика обучения математике в коррекционной школе VIII ви­да начала складываться в нашей стране в 30-е годы XX века.

Основоположники коррекционной школы VIII вида в России А. Н. Грабаров, Е. В. Герье, Н. В. Чехов и др. считали, что мате­матика должна дать умственно отсталому ребенку лишь практи­ческие приемы счета. Они утверждали, что обучение математике должно быть индивидуализировано вследствие разнообразных способностей детей, обосновывали необходимость использования конкретного материала, который должен быть хорошо знаком и интересен учащимся. В первые годы становления коррекционной школы VIII вида использовался методический опыт обучения счету прогрессивных зарубежных специалистов О. Декроли, Ж. Демора, М. Монтессори, Э. Сегена и др.

Первые методические пособия по арифметике для учителей и студентов были подготовлены Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой. В них достаточно полно освещались вопросы как общей, так и частной методики арифметики.

Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, исходя из общих задач кор­рекционной школы, сформулировала задачи обучения арифметике: общеобразовательную, воспитательную, практическую. Она спра­ведливо пропагандировала использование наглядных средств при обучении арифметике, обращала внимание на четкое планирова­ние работы по этому учебному предмету, организацию практичес­ких работ. Ею подробно разработана методика решения арифмети­ческих задач, даны рекомендации к организации самостоятельных работ.

Другие работы Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой («Решение арифметических задач во вспомогательной школе», «Обучение

арифметике в I классе вспомогательной школы», «Пропедевтика обучения арифметике») дают более развернутые методические ре­комендации по соответствующим вопросам обучения арифметике. Эти пособия сыграли большую роль в подготовке студентов дефек­тологических факультетов к практической работе, а также в рабо­те учителей коррекционной школы.

В конце 40-х—начале 50-х годов в специальной методике мате­матики появились экспериментальные исследования, посвященные совершенствованию обучения школьников с нарушением интеллек­та, различным разделам арифметики и элементам наглядной геомет­рии. Так, в исследованиях К. А. Михальского, М. И. Кузьмицкой, О. П. Смалюги, М. Н. Перовой, А. А. Хилько, Р. А. Исенбаевой, А. А. Эк, Г. М. Капустиной, И. В. Зыкмановой и др. разработана методика обучения решению арифметических задач, показана роль подготовительных упражнений, направленных на обогащение практического опыта учащихся, сравнения и сопоставления, ди­дактических игр, наглядности, схематических рисунков, различ­ных форм записи содержания и решения задач, а также предмет­но-практических упражнений, направленных на конкретизацию со­держания задач.

Экспериментальному исследованию подвергалась методика формирования дочисловых и числовых представлений, методика обучения умственно отсталых школьников нумерации и арифмети­ческим вычислениям (Н. И. Непомнящая, О. Ю. Штителене, Н. Д. Богановская, В. Ю. Неаре)

Исследования показали, что для успешного формирования по­нятия числа умственно отсталые дети должны приобрести опреде­ленный наглядно-практический опыт, что усвоение ими вычисли­тельных приемов возможно только путем опоры на наглядность и иллюстрирование каждого выражения. Следовательно, необходима специальная методика формирования умений переносить опыт, на­копленный в работе с непрерывными и дискретными множества­ми, на знаково-идеальный уровень. В исследованиях также разра­ботана методика ознакомления с основными функциональными характеристиками чисел на основе измерения различными мерка­ми и установления отношений между ними.

Б. Б. Горским, И. М. Шейной экспериментально разработана новая методика изучения нумерации и арифметических действий с многозначными числами (классом тысяч), предложена система коррекционно-развивающих упражнений, практических заданий, 6



тесно связанных с профессионально-трудовым обучением жизнью. Усовершенствована методика изучения обыкновенных и десятич­ных дробей (Т. В. Терехова, Л. Гринько).

Исследование путей совершенствования методики обучения изме­рению величин и действий над числами, полученными от измерений (И. Н. Манжуло, М. И. Сагатов, И. И. Финкельштейн и др.), пока­зали, что наилучшие результаты дают целенаправленные упражне­ния по усвоению системы единиц измерения величин: сравнение единиц измерения, сравнение чисел, полученных от измерения с разными единичными соотношениями, сравнение чисел с одинаковы­ми числовыми характеристиками, но различными наименованиями, сравнение действий с числами без наименований и с наименования­ми, имеющими одинаковые числовые характеристики.

Поискам приемов развития активности и самостоятельности учащихся школы VIII вида в процессе работы над арифметической задачей посвящено исследование А. А. Хилько, а развитию само­стоятельности при выполнении домашних заданий — исследова­ние А. Н. Ляшенко. Каждый исследователь убедительно показыва­ет необходимость заданий репродуктивного характера для воспи­тания уверенности в самостоятельных действиях и формирования прочных знаний и умений. Однако по мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходи­мость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключе­ний, переноса знаний в новые или нестандартные ситуации, а также заданий практического характера (несложное моделирова­ние, графические работы, измерения, дидактические игры, экскур­сии и т. д.).

Значение и приемы развития мотивации в процессе обучения математике убедительно показаны в исследовании Ю. Ю. Пумпу-тиса, который пришел к выводам, что, когда действия учеников мотивированы, когда они могут полученные на уроках математики знания применить в своей бытовой или трудовой деятельности, качество усвоения математического материала возрастает. Разви­тию познавательного интереса к математике способствует в млад­ших классах использование дидактических игр, занимательных упражнений, предметно-практической деятельности детей, а в старших классах осознание практической значимости математи­ческих знаний (М.Н. Перова).

Изучена проблема обучения школьников с интеллектуальным нарушением элементам наглядной геометрии. Разработаны задачи,

последовательность и система изучения геометрического материа­ла, методы и средства обучения и контроля, организация обучения элементам наглядной геометрии, установление более тесной связи геометрических знаний с жизнью, профессиональным трудом (П. Г. Тишин, М. Н. Перова, В. В. Эк и др.).

Установлено, что неоднородность состава учащихся коррекционной школы, разные возможности усвоения математических зна­ний в зависимости от тяжести и степени дефекта требуют диффе­ренцированного, индивидуального подхода на уроках математики (В. П. Гриханов, В. В. Эк).

Исследованы особенности использования чертежно-графичес-ких, измерительных и вычислительных навыков в трудовой дея­тельности учащихся коррекционной школы (Т. В. Варенова). По­казано, что без специальной организации обучения профиль труда не оказывает должного влияния на математическую подготовку умственно отсталых школьников, в то время как уровень матема­тических знаний, умений и навыков играет важную роль в овладе­нии рабочей специальностью. Целенаправленная реализация меж­предметных связей математики и профессионально-трудового обу­чения положительно повлияла на развитие измерительных и чер­тежных навыков, на возможность их использования в различных ситуациях.

В книге «Обучение учащихся I—IV классов коррекционной школы» (М., 1982), в главе «Обучение математике», написанной В. В. Эк, и в ее книге «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы» (М., 1990) большое внимание уделяется пропедевтике обучения математике, изучению возмож­ностей детей с нарушением интеллекта в овладении математичес­кими знаниями, реализации дифференцированного подхода на уро­ках математики, даются конкретные методические советы учите­лям младших классов, раскрыты интересные приемы формирова­ния математических знаний у умственно отсталых школьников. Работе с геометрическим материалом посвящено методическое по­собие В. В. Эк, М. Н. Перовой «Обучение элементам наглядной геометрии во вспомогательной школе» (М., 1983). В нем раскры­ваются задачи обучения наглядной геометрии, показаны особен­ности и трудности усвоения учащимися геометрических знаний, овладения измерительными, графическими и чертежными умения­ми как в младших, так и в старших классах.

В пособии описаны методы и приемы, формы организации обу­чения наглядной геометрии, дается описание средств обучения,



подробно изложена методика изучения всех программных тем, раскрыта связь изучения геометрического и арифметического ма­териала, связь наглядной геометрии с профессионально-трудовой подготовкой учащихся. Значительное место в пособии отводится методике решения задач геометрического содержания.

Анализ методических основ преподавания математики в школе VIII вида дает возможность сделать заключение, что в настоящее время в методике обучения математике сделаны значительные шаги в поисках эффективных дидактических приемов корриги­рующего обучения математике на основе учета особенностей умственной деятельности учащихся и усвоения ими математи­ческих знаний.

Глава 2

Наши рекомендации